Исторические принципы социальнопедагогической деятельности волонтеров за рубежом.

Содержание

ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ № 3

ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с историческими принципами социально-педагогической деятельности волонтеров за рубежом; определить ведущие тенденции и ключевые задания волонтерского движения за рубежом; рассмотреть общую декларацию волонтеров. Воспитывать у студентов чувство сопереживания, уважения и ответственности.

1. Исторические принципы социально-педагогической деятельности волонтеров за рубежом.

2. Ведущие тенденции и ключевые задания волонтерского движения за рубежом.

3. Общая декларация волонтеров.

Основная литература

1. Волонтерство в соціальній роботі / Упоряд.: О. Главник, Н. Романова, Т. Дружченко. – К.: Главник, 2006. – 126 с.

2. Всеобщая декларация волонтеров // Вестник благотворвтельности. – 1997. – №1. – С. 10–15.

3. Загальна декларація волонтерів. Прийнята 11-м Конгресом Міжнародної Асоціації Волонтерів 14 вересня 1990 року.

4. Поширення знань про Міжнародний рух Червоного Хреста і Червоного півмісяця та міжнародне гуманітарне право. – К.: Нора-прінт, 2000. – 84 с.

5. Технологізація волонтерської роботи в сучасних умовах / За ред. проф. А.Й. Капської. – К.: ДЦССМ, 2001. – 140 с.

Дополнительная литература

1. Основополагающие принципы движения Красного Креста и Красного Полумесяца. – М.: Международный комитет Красного Креста, 1995. – 54 с.

2. Основы социальной работы. – Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 395 с.

3. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – 424 с.

Пятого декабря во всем мире отмечается Международный День Добровольцев. Сегодня волонтерские организации существуют в 80 странах мира.

Волонтерское движение существует уже много столетий. И хотя в разных странах это явление имеет разные названия – в Ботсване – mephato, в Эквадоре – minga, в Индонезии – gotongroyong, в Руанде – kwitango, в Южной Африке – ubuntu, в Южной Азии – shramadana, оно является универсальным человеческим феноменом, который встречается во всех культурах, на всех уровнях экономического развития, среди представителей обоего пола и людей разного возраста.

Волонтерское движение распространено во многих странах мира. Любовь Шашура в статье «Волонтерское – неотъемлемая составляющая воспитательной работы в современной школе» приводит такие результаты опроса: во Франции к волонтерскому привлечено 19% населения, Германии – 34 %, США – почти 56 %, Японии – 26 %. Рост значимости этого явления демонстрирует и тот факт, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила в 2001 г. Международным годом волонтеров (МРВ). Основными его целями проведения МРВ были определены: повышение уровня признания волонтерской деятельности, помощь и содействие ей, популяризация, создание сети распространения и обмена информацией о ней. Условие выполнения поставленных заданий – сотрудничество таких секторов общества как общественные организации

Особенный интерес имеют исследования процессов добровольного привлечения специалистов разного профиля в странах из относительно длительной историей социальной работы, и, в частности, – в США. Не секрет, что американская модель социальной работы, включая этапы ее становления, сыграла значительную роль в развитии этой профессии во всемирном масштабе. Много ученых и практиков, и в том числе X. Сведнер, неоднократно подчеркивали, что середина XX ст. стала десятилетием «открытых дверей» американских университетов, в период какой учебы социальной работе, социологии и психологии пройшла значительная часть европейских специалистов. Благодаря этой школе много теоретических подходов, разработанных концепций и апробированных моделей, технологических и методических приемов, рожденных в США, дало мощные результаты в большинстве европейских стран.

В странах Западной Европы и США волонтерское движение начало активно развиваться в XIX ст., как движение «дружественных визитеров», сестер милосердия, самаритян, миссионеров .

История США свидетельствует, что неоцененную роль в период военных действий между Севером и Югом сыграли женские благотворительные комитеты, которые создавались при больницах и военных госпиталях. В недрах таких благотворительных обществ и комитетов начали создаваться первые агентства, которые предоставляли отдельные виды социальной помощи. Сотни женщин, а с ними – молодежь, бескорыстно отдавали свои знания и опыт одиноким матерям в вопросах воспитания детей, а также самим детям, лишенным учитывая разные причины родительского тепла. Это стало началом нового и абсолютно уникального социальнопедагогического явления – волонтерского или добровольного социального служения, которое постепенно распространилось на все континенты.

Расцвет волонтерского движения в США приходится на 30-ые годы, в это время в нем принимало участие близко 3-х миллионов молодежи. Президентом Ф. Рузвельтом была создана волонтерская организация Civilian Conservation Corps (гражданский корпус сохранения) для снижения уровня безработицы. Следующий расцвет волонтерского в США начинается с 1961 года, когда Президент Кеннеди создал организацию «Корпус Мира». Волонтерами были, как правило, частные лица, общественные деятели (Д. Адамс, М. Ричмонд, А. Соломон), религиозные деятели (пастор С. Барнетт, Ч. Вара).