Особенности перехода ударного [э] в [о] в русском языке

Произношение [ы] в безударных слогах

На месте буквы епосле твёрдых шипящих [ш], [ж] и [ц] в предударных слогах произносится гласный близкий к [ы]: ж[ы]на (жена), ц[ы]на (цена). Такое произношение называется ыкающим и вместе с аканьем и иканьем определяет орфоэпические нормы литературного языка.

Особого рассмотрения требуют гласные на месте орфографического е и яв начале слова (то есть в положении после[j]). Здесь произносится [] или [и]: Япония [jипон’иjа], язык [jизык].

В словах, начинающихся с эпроизносится [ы] или [еы], отличающиеся от соответствующих ударных длительностью: этаж как [ытаж], экономка как [ыканом’ика]. Произношение [ы] может быть связано с рядом факторов: во-первых, с частотой употребления слов в речи (чем чаще употребляется слово, тем вероятнее произнесение начального безударного [ы]); так, в произведённом нами исследовании в словах типа этаж, этюд, экономика, электричество [ы] произносится в 75% случаев; в словах типа эмболия, экосез (более редких, специальных терминах) в 80% случаев произносится [еы]. Вторым фактором, влияющим на произнесение начального гласного, является место по отношению к ударению: во 2-ом предударном начальном слоге произношение [ы] встречается чаще, чем в 1-ом предударном.

Начальное [ы] чаще произносится в спонтанной речи. Сохранение безударного [э] можно предполагать в тех словоформах, где различие в произношении гласного могло диктовать необходимостью уточнения соответствующего падежа.

Речь идёт о заударных окончаниях, например, доброе, синяя.

Употребление [э] или [о] после мягких согласных под ударением вызывает затруднения у носителей русского языка. В современной речи нередко можно услышать неправильное произношение слов опека, афера, атлет с гласным [о] вместо правильного произношения с гласным [э] опёка, афёра, атлёт (вместо правильного о[п’э]ка, а[ф’э]ра, ат[л’э]т. В других случаях имеют место произносительные варианты: жёлчь и желчь, белёсый и белесый. Хотя некоторые словари [9; 3] и признают подобные варианты если не равноправными, то допустимыми, естественно стремлением говорящих выбрать наиболее правильную форму произношения. Старая книжная традиция предполагала произнесение слов с [э] под ударением после мягких согласных (утомле́нный, сле́зный). Однако с течением времени возобладала общая тенденция произнесения [о] и в этих словах. В нормализаторской практике наших дней возникла парадоксальная ситуация: словарям приходится теперь оберегать не только традиционное произношение с [э] от вторжения варианта с [о] (леска, опека; не нормативно: лёска, опёка), но и защищать уже также ставшее традицией произношение с [о] (жёлчь, белёсый). Это как бы обратное направление в развитии произношения обусловлено, по-видимому, в первую очередь графическим восприятием напечатанного слова с буквой е.

Чтобы выяснить, что происходит в современной орфоэпической системе, следует обратиться к анализу конкретных слов. Словарный состав языка не остаётся неизменным. Какие-то слова устаревают, так как исчезают реалии, которые они обозначают, на их место приходят новые слова, преимущественно заимствованные из других языков, более приспособленные к современным условиям. Случается, что слово получает вторую жизнь и снова входит в активную речевую практику после долгого срока забвения. Все эти процессы тесно связаны с орфоэпической системой русского языка, потому что произношение слов, звуков, а также ударение чётко показывает, как слово осмысливается и переосмысливается носителем языка, приспосабливается к активному функционированию в речи.

Одним из наиболее авторитетных методов изучения орфоэпической практики является социофонетика. Социофонетика как отрасль социолингвистики изучает процессы, происходящие в орфоэпии и акцентологии под влиянием факторов социальной жизни, под воздействием экстралингвистических факторов, изменением соотношения между письменной и устной формами языка в связи с распространением радио, телевидения.

Характеризуя социофонетику, М.В. Панов говорит, что социолингвистика занимается исследованием того, “какие стороны языка обнаруживаются в его социальной жизни, в распределении его вариантов среди разных слоёв населения” [40; С. 205]. Социофонетика помогает установить реальную, а не мнимую распространённость произносительных норм. Изучение норм производится с помощью социологического опроса, который предполагает массовое обследование. Его проводят с помощью анкет, карточек, вопросников.