ЛК №1 Нормы русского литературного языка

Норма- это принятые среди большинства говорящих на русском язы­ке, сознательно поддерживаемые образованными людьми и предписываемые грамматиками и словарями образцовые способы употребления слов, форм слов и отдельных звуков. С ориентацией на норму составляются учебники и учебные пособия. Литературной нормой руководствуются редакторы и кор­ректоры. Неоправданные отступления от нормы воспринимаются образован­ными носителями языка как речевые ошибки.

Для того, чтобы понимать то, что происходит с русским языком сего­дня, чтобы правильно оценивать особенности современной русской речи, на­до представлять этапы развития языка. Современная норма возникла не на пустом месте, она сформировалась в процессе исторического развития.

История нормы русского языка во многом связана с его происхождени­ем. Иногда случалось так, что варианты одного слова разошлись по значе­нию: хранить и хоронить, страна и сторона в наше время обозначают раз­ные понятия. Если же в языке сохранились оба варианта или синонима, они чаще всего отличаются стилистически, причем славянизмы имеют более вы­сокий, торжественный характер: объявлять - возвещать, берег - брег. Такие славянизмы на протяжении как XIX, так и XX века часто использовались в поэзии и теперь воспринимаются как поэтизмы: нощь, град, агнец. Однако в некоторых случаях исконно русский вариант оказывается более "высоким", поэтичным: шелом, полон.

Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность. Упреки и претензии идут от писателей и журналистов, от педагогов и акте­ров, общественных деятелей, специалистов-языковедов, от рядовых любите­лей и ценителей классической русской речи.

Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переход­ного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации (включая бизнесменов и коммерсантов из числа "новых русских"), приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм.

Это выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариан­тов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, территори­альных и социальных диалектов и полудиалектов, в обилии новых (и не все­гда оправданных) иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистиче­ском снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульга­ризации бытовой сферы общения.

В последние годы во многом обнажилась и как бы открылась сама на­ша речь. Ведь мы теперь гораздо больше, чем прежде, видим и слышим, ка­ким языком пишут и говорят современники, как они выражают свои мысли и аргументы, как ведут дискуссии, как владеют литературными нормами.

Русская речь звучит на митингах и манифестациях, на собраниях партий и общественных движений, в обсуждениях "круглых столов" и в дис­куссиях по радио и на телевидении (причем нередко в прямом эфире, без подготовки и какого-либо редактирования).

Известная "обнаженность" речи, ее смысловая, стилистическая, грам­матическая и орфоэпическая ущербность вызывают живую и резко негатив­ную реакцию со стороны образованной части общества, делают актуальными и острыми вопросы: "Как мы говорим и пишем?", "Правильно ли мы говорим по-русски?", "Знаем ли мы свой родной язык?"

Научная нормализация языка проходит в постоянной борьбе с двумя крайностями: пуризмом (от лат. purus - "чистый"), с одной стороны, и антинормализаторством - с другой.

Как известно, крайности всегда сходятся: в основе и пуризма, и анти­нормализаторства оказываются научный нигилизм, субъективный языковой вкус.

Между тем к литературным нормам языка, к оценкам его фактов с точ­ки зрения правильности-неправильности нельзя подходить по-любительски, с позиций чисто вкусовых оценок и привычек или отвлеченных теоретических рассуждений. Только на основе тщательного изучения истории литературно­го языка и всестороннего анализа его современного состояния и функциони­рования можно делать объективные выводы о тенденциях развития литера­турных норм, научно направлять и регулировать его развитие.

Большой вклад в повышение речевой культуры, в развитие ее теорети­ческих проблем внесли российские ученые В.И. Чернышев, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, СИ. Ожегов, СП. Обнорский, Г.О. Винокур, Р.И. Аванесов, A.M. Пешковский, Л.В. Щерба, Ф.П. Филин, Б.Н. Головин, Р.А. Будагов, В.Г. Костомаров и др. Труды этих ученых помогают сохранять достигнутую высоту языка, не отрывать его от живых народных корней и незамутненных истоков.

В условиях новых методов хозяйствования и перехода к рыночным от­ношениям русский язык видоизменяется. В нем широко и обильно появляют­ся новые слова и возрождаются старые, полузабытые: акция, меценат и спонсор, приватизация, бартер, предприниматель, фермер, бизнес и бизнес­мен, биржа, менеджер, коммерсант, маркетинг, демпинг, инвестиции и многие другие. Можно полагать, что в русском языке наших дней активно формируется новый функциональный стиль - бизнеса и коммерции, товарно-денежных отношений. И это тоже яркая речевая примета современности.

В общественно-политической деятельности наших дней начали актив­ную жизнь слова парламент (с производными парламентаризм, парламен­тарий и др.), легетивность, консенсус, альтернатива, электорат. Новые отношения с другими странами отражены и в таких словах и выражениях, как общеевропейский, межрегиональный, евразийский и евразийство, поли­тический диалог, мировое сообщество и другие.

Нормы литературного языка - не застывшие раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако следует подчеркнуть, что при всех воз­можных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу. Система литературных норм, вы­двинутая и описанная еще М.В. Ломоносовым в его "Российской граммати­ке" (1755 г.), определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени.

Закономерное развитие языка, его творческое обогащение надо отли­чать от засорения и обеднения. А засоряет и обедняет его все то, что искажа­ет и огрубляет, стилистически нивелирует и нашу повседневную речь, и язык художественной литературы, и речевую практику средств массовой инфор­мации - прессы, радио и телевидения. Сюда относятся, например, канцеля­ризмы и штампы речи, многие жаргонные и грубо-просторечные слова, не­нужные заимствования из других языков, неуместные профессионализмы, неоправданные поэтизмы ("высокие" слова) и, конечно же, случаи неграмот­ного, неправильного или неточного употребления слов.

Наша повседневная речь, к сожалению, становится грубой, стилистиче­ски сниженной. И, как это ни парадоксально, причина здесь - в тех же новых демократических условиях свободы слова.

В газетах и журналах последних лет мы почти привыкли встречать то, что раньше слышали только от активных носителей молодежного жаргона (сленга), от деклассированных городских низов, уголовных элементов. А сейчас тусовки, разборки, наезды, балдёж, беспредел, на халяву, лапшу на уши вешать поселились на страницах молодежных газет и иных изданий, следовательно, так или иначе входят в нашу речь, влияют на нее. Даже в пуб­личных выступлениях народных избранников с высоких общественных три­бун можно услышать такие просторечные и жаргонные слова и выражения, как чернуха, драчка за власть, тусоваться, перекрыть кислород, в законе, мозги пудрить, нахапать, обмазать, а иногда что-нибудь и похлеще.

Высокая культура речи, постоянная забота о ее совершенствовании - важная часть общей культуры каждого из нас, одно из условий повышения культуры народа.

В современном русском литературном языке, как и во всяком живом, развивающемся языке, происходит интенсивное сближение традиционно-книжных средств выражения с обиходно-разговорной стихией, с социальны­ми и территориальными говорами в их современном состоянии. Однако из­вестное "раскрепощение" и обновление литературных норм не должно при­водить к их разрушению, к стилистическому снижению самой речи, к ее ог­рублению и вульгаризации.

В этих условиях нормативность, правильность речи приобретают осо­бое и актуальное значение. В эпоху новейших технологий, всеобщей и пол­ной компьютеризации, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его ли­тературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.