Основные понятия процесса принятия решений
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Дополнительный
Список используемой литературы
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. – М.: Аспект Пресс, 2004. -318 с.
2. Карнаухова В.К. Сервисная деятельность: Учебное пособие / Карнаухова В.К., Краковская Т.А.; Под ред. Ю.М. Краковского. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 256 с.
3. Сервисная деятельность: Учебное пособие/ С.Н. Коробкова, В.И. Кравченко, С.В. Орлов, И.П. Павлова. Под общ. Ред. В.К.Романович. – 3-е изд.‑ СПб.: Питер, 2005.‑ 156с.
4. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю.П.Свириденко. Т.1.Формирование сферы услуг. –М.: Вега Интел XXI, 2000. - 448 с.
5. Федцов В.Г. Культура сервиса. ‑ М.: ПРИОР, 2000. ‑ 208 с.
6. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд../ Пер. с англ. под ред. Кулибановой В.В. –СПб.: Питер, 2002. -752 с.
1. Беквит Г. Что любят клиенты. СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/ Пер. с англ. М.: Academia, 1999. – 345 с.
3. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб.: Питер, 2000. – 192 с.
4. Егорова С.К. Информационное обеспечение управления в сфере услуг. М.: Юрист, 2000. – 152 с.
5. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1.
6. Иванов Н.Н. Управление сферой услуг: инфраструктурный подход. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 143 с.
7. Карнаухова В.К. Сервисная деятельность: Учебное пособие / Карнаухова В.К., Краковская Т.А.; Под ред. Ю.М. Краковского. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 256 с.
8. Козырев А.А. Мотивация потребителей. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. – 384 с.
9. Кулибанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность: Учебное пособие. - С. П. 2000. – 240 с.
10. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности СПб.: Знание, 1999. – 496 с.
11. Правила бытового обслуживания населения в РФ от 8.06.93 № 536.
12. Правила оказания услуг в РФ под ред. Тапейцина А.С. - М. 2001
13. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие. - С.П. 2000.
14. Рамзес В.Б. Социально-экономическая роль сферы услуг в современной Японии. М., Наука 1975. – 283 с.
15. Сервисная деятельность: Учебное пособие/ С.Н. Коробкова, В.И. Кравченко, С.В. Орлов, И.П. Павлова. Под общ. Ред. В.К.Романович. – 3-е изд.‑ СПб.: Питер, 2005. ‑ 156с.
16. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. – М., 2000. – 208 с.
17. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг в сфере услуг: Учеб. пособие – М.: Экспертное бюро, 2001. – 160 с.
18. Федцов В. Г. Культура сервиса Учебно-практическое пособие. – М. 2000. – 208 с.
19. Хаксевер К., Гендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг / Пер. с англ. под. ред. В.В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
20. Щербина В.В. особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 45‑54.
1. ВЕДЕНИЕ В КУРС "РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ"
Современные организации отличает от организаций старого типа наличие существенно большего числа крупных и гигантских организаций. А в таких организациях роль управленческого решения возрастает.
В отличие от организаций старого типа в современных организациях большое количество руководителей высшего и среднего управленческого звена.
Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий.
В современной эффективно функционирующей организации занятие руководящего поста происходит по праву компетентности и принятого в организации порядка.
Компетентность руководителя, в первую очередь, определяется эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать.
Задачи, требующие принятия решения, могут быть уникальными или простыми и постоянно повторяющимися, но их решение является основным продуктом управленческого труда.
Практически любой член организации регулярно принимает множество самых разнообразных решений, делая выбор между возможными вариантами своих действий.
Высшее руководство организации, например, решает следующие задачи (стратегические решения):
· определение целей;
· выработка стратегий развития;
· формирование и совершенствование организационной структуры;
· оценка позиций фирмы на рынке;
· оценка поведения конкурентов;
· установление ассортимента выпускаемой продукции;
· организация деятельности аппарата управления компании в целом и т. п.
Менеджеры среднего уровня принимают решения (оперативные решения), связанные с:
· календарным планированием производства,
· подбором и расстановкой кадров,
· инновациями,
· внедрением систем материального стимулирования и т. д.
Деятельность современной организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся даже руководителями, которым необходимо принимать важные для организации решения, касающиеся выполнения своих трудовых обязанностей.
Классическое определение понятия решения звучит следующим образом:
Решение – выбор альтернативы [1].
Принять решение – выбрать одно из альтернативных действий.
Альтернатива – один вариант действия, исключающий возможность реализации другого варианта.
Существуют и другие, расширенные толкования понятия решения. Например, в [2], решение рассматривается как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему.
Принятие решения - важнейшая составляющая процесса управления и личная функция лица, принимающего решение - менеджера и руководителя.
Для руководителя любого ранга принятие решения является основной и неизбежной частью повседневной деятельности, которую он обязан выполнять в процессе управления.
Поэтому знание и владение методами, технологией и средствами решения управленческих задач определяют компетентность руководителя и эффективность его труда.
От своевременного и обоснованного принятия управленческого решения в значительной степени зависит реализация целей и задач, стоящих перед организацией.
Ключевая роль принятия решений в менеджменте объясняется тем, что все функции управления ориентированы на формирование или реализацию решения.
Поэтому наряду с определением процесса управления как последовательности взаимосвязанных действий, реализующих функции управления, существует и его определение как процесса принятия решений (Никольский, 9).
Трактовка управления в терминах теории принятия решений облегчает решение задачи формирования автоматизированных систем управления предприятиями.
Создаются предпосылки организации информационных систем поддержки решений (СПР), функционирующих на основе ЭВМ и предназначенных для работы с лицами, принимающими решение, в режиме диалога.
Человеко-машинные СПР объединяют упорядоченные процедуры информационного анализа управленческих: задач, проводимого на основе логического мышления, математических методов и ЭВМ, и профессиональную компетентность лица, принимающего решение.
Лицо, принимающее решение (ЛПР), является субъектом решения, т. е. руководителем или менеджером, наделенным надлежащими полномочиями и несущим ответственность за последствия принятого им и реализованного решения. Понятие ЛПР является собирательным, это может быть:
· одно лицо (индивидуальное ЛПР)
· или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение (групповое ЛПР).
Каждый из вариантов субъекта решения имеет свои преимущества и недостатки.
Индивидуальное ЛПР отличается, как правило, повышенной личной компетентностью, значительным объемом полномочий, способностью генерировать новые идеи и предложения, высоким уровнем персонифицированной ответственности.
В своих действиях такой субъект решения опирается на собственные профессиональные навыки, прошлый опыт, интуицию, прибегает к постановке экспериментов.
Однако при сложных и нечетко сформулированных задачах индивидуальное ЛПР испытывает недостаток информации и времени, необходимого для ее получения и анализа, профессиональных знаний в узких, специальных областях, что увеличивает риск принятия неверного или неоптимального решения.
В подобных ситуациях индивидуальное ЛПР вынуждено привлекать к выработке решения экспертов - специалистов в разных областях знаний, выступающих в роли консультантов.
Групповое ЛПР отличает комплексное использование информации, знаний и опыта, привносимых в процесс выработки решения специалистами, обладающими либо разными знаниями в отношении решаемой проблемы, либо различными предпочтениями отдельных вариантов решения, либо различными восприятиями проблемы.
Коллективная интерпретация проблемы обеспечивает ее более полное и точное описание, повышая вероятность выработки более эффективного решения. Кроме того, коллективно выработанное решение воспринимается в организации предпочтительнее, чем индивидуальное, что облегчает процесс его реализации.
Вместе с тем, следует учитывать, что деятельность группового ЛПР сопряжена с повышенными затратами времени, требующимися на формирование группы, выявление и согласование многих точек зрения на проблему и т. п.
Чем многочисленнее группа, чем больше времени уходит на координацию ее работы, тем дольше период выработки решения.
Существенным недостатком коллективного решения является "размытость" ответственности, как за принятие конечного решения, так и за последствия его реализации.
Принятие решения есть процесс выбора способа действий, уменьшающих расхождение между существующим (наблюдаемым) и желаем (возможно, идеальным) состояниями организации.
Процесс принятия решения состоит из ряда упорядоченных определенным образом этапов (процедур), содержание которых описывается в терминах
· цели,
· проблемы,
· проблемной ситуации,
· альтернативы,
· и самого решения, как результата выбора альтернативы (варианта действий).
Цель - конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организация.
Например, в экономике свободного предпринимательства цель бизнеса в долгосрочном периоде может состоять в максимизации прибыли или получении желаемой суммы прибыли, расширении рынков сбыта, обеспечение выживаемости при изменении внешних условий.
Цель позволяет упорядочить деятельность предприятия, поскольку одни способы действий более соответствуют ее достижению, чем другие.
Исчерпывающее описание поведения организации можно дать лишь с учетом одновременного существования у нее нескольких целей.
Например, для того чтобы получить прибыль, организация должна сформулировать цели в таких областях, как маркетинговые исследования, ассортиментная политика, контроль производственных издержек, ценообразование и др.
Проблема - расхождение между фактически наблюдаемым и желаемым или заданным состоянием управляемого объекта (организации).
Проблема возникает, если:
· функционирование организации в данный момент не обеспечивает достижение стоящей перед нею цели;
· функционирование организации в будущем не гарантирует достижения поставленной цели;
· происходит пересмотр целей организации, вызванный, например, изменением общей макроэкономической ситуации, рыночной конъюнктуры и т. п.
Наиболее сложными, с точки зрения трактовки и последующего решения, оказываются проблемы, возникающие при пересмотре целей организации.
В результате проводимых в стране экономических преобразований перед предприятиями промышленности возникли проблемы, с которыми они ранее не сталкивались:
· трудности сбыта продукции,
· сокращение емкости рынка и платежеспособного спроса,
· диверсификация деятельности,
· разрыв хозяйственных связей,
· кризис платежей,
· завышение цены предприятиями-монополистами,
· не конкурентоспособность в условиях открытого рынка и т. п.
Трудность интерпретации подобных проблем в том, что каждая из них порождена большим числом факторов и обстоятельств, взаимосвязанных между собой.
Проблемная ситуация –содержательное описание проблемы совместно с комплексом условий, факторов и обстоятельств, вызвавших ее возникновение.
Ситуационные факторы, породившие ту или иную проблему, могут быть подразделены на внутренние и внешние по отношению к организации (объекту управления).
Внутренние факторы описывают состояние собственной среды предприятия как системы (экономической, организационной, материальной и т. д.), в рамках которой обеспечивается достижение поставленной перед ним цели.
К внутренним факторам относятся:
· ценовая, ассортиментная и др. стратегии предприятия,
· специализация,
· размер производства,
· экономический, кадровый и производственный потенциалы,
· финансовое состояние,
· организационная структура и т. д.
Принципиальная особенность внутренних факторов состоит в том, что они подконтрольны руководству организации.
Благодаря этому, менеджер может осуществлять прогноз изменения таких факторов и принимать решения в интересах сохранения и развития своей организации.
Внешние факторы отражают состояние среды, в которой функционирует предприятие.
К ним относятся:
· положение в экономике,
· рыночная конъюнктура,
· платежеспособный спрос и поведение потребителей,
· проводимая правительством налоговая политика,
· бюджетно-финансовая система,
· участие государства в регулировании макроэкономических процессов,
· развитость и эффективность работы различных институтов рынка и т. п.
Внешние факторы оказывают непосредственное влияние на поведение и экономическую активность организации. Факторы внешней среды не могут регулироваться (а нередко, и прогнозироваться) организацией, но именно они обычно вызывают изменение стоящих перед ней целей.
В частности, существенное снижение жизненного уровня населения в последние годы, падение платежеспособного спроса, либерализация внешнеэкономических связей, утрата отечественным производителем внутреннего рынка потребительских товаров и т. п. привели к смене глобальной цели большинства предприятий.
Вместо "развития и расширения производства" перед ними встала задача "выживания и сохранения предприятия".
Учет многочисленных и разнообразных по содержанию факторов внешней среды, оценка их воздействия на поведение организации представляет собой важнейший компонент деятельности руководителя и менеджера.
Анализ проблемной ситуации - совместное рассмотрение проблемы в контексте вызвавших ее факторов.
Анализ проблемной ситуации позволяет получить более точное и исчерпывающее описание проблемы, что способствует ее более эффективному решению.
Для краткости изложения будем именовать
Описывающие проблему признаки, оценки и показатели породивших ее причин, факторы и событияназываютэлементами проблемы (проблемной ситуации).
Параметры элементов проблемы могут характеризоваться:
· численным значением,
· логическим высказыванием,
· лингвистической переменной
· текстовым описанием.
Множественность целей любой организации предопределяет значительное разнообразие возникающих проблем, включающих к тому же множество элементов.
Проблемы могут различаться по:
· степени сложности,
· величине вызываемых ими потерь,
· частоте возникновения,
· методам решения и т. д.
С точки зрения точности формулирования проблемы и последующего выбора ее решения, различают:
· структурированные,
· слабоструктурированные
· неструктурированные проблемы.
Проблема признается структурированной, если определены все составляющие ее элементы (признаки, проявления, причины, обстоятельства) и зависимости между ними в численной форме.
Для слабоструктурированных проблем характерны преимущественно качественные зависимости между ее элементами, информация о части которых может отсутствовать.
С точки зрения ЛПР, слабоструктурированные проблемы отличаются непредсказуемостью, затрудняющей выбор критериев принятия решений.
Неструктурированнойявляется проблема, для которой не определены ни качественные, ни количественные зависимости между ее элементами, равно как и перечень самих элементов.
Уровень структурированности проблем непосредственно влияет на выбор процедур принятия решений.