II. Методы и формы компьютерного обучения
I. Классификация электронных средств обучения
По использованию ЭСО в образовательном процессе
Краткий конспект лекций
Высокотехнологичная среда учреждения образования включает:
§ компьютерную технику (компьютерные классы, персональные рабочие места для учащихся, электронные средства обучения);
§ единое информационно образовательное пространство, как учреждения образования так и в целом мировое;
§ современные технические средства, предназначенные для организации учебного предмета по всем предметам школьной программы;
§ использование систем дистанционного обучения с учетом специфики системы образования.
Современные технические средства, необходимые для осуществления качественного учебного процесса:
§ компьютерные классы;
§ мобильные мультимедийные комплексы для сопровождения учебно-методических мероприятий;
§ цифровая фото и видео техника;
§ интерактивные учебные доски;
§ электронные средства обучения.
Технологизация образовательного процесса с использованием современных технических средств обучения:
§ локальная сеть (проводная и беспроводная);
§ высокоскоростной доступ к сети Интернет;
§ спутниковая связь;
§ школьные медиатеки;
§ Интернет-киоски.
Использование презентационных средств:
§ проекторы;
§ интерактивные доски;
§ интерактивные приставки;
§ документ-камеры;
§ цифровые лаборатории;
§ цифровые микроскопы.
Использование цифровых развивающих сред:
§ лего-роботы и конструкторы;
§ цифровая лаборатория «Архимед».
Организация обучения детей с ограниченными возможностями:
§ сенсорные экраны;
§ брайлевский принтер;
§ брайлевский дисплей.
Классические противоречия традиционного процесса обучения:
§ активность преподавателя и пассивность ученика;
§ учебная программа рассчитана на среднего ученика;
§ недостаток индивидуального подхода к личности ученика;
§ информация представлена в абстрактно-логической форме;
§ ограниченность во времени и т.д. (Загвязинский В.И.)
Особенности обучения с применением ИТ:
§ активная позиция учащегося;
§ переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;
§ интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, словари, энциклопедии) и образовательными сообществами (учителя, консультанты, партнеры);
§ информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИТ;
§ «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения.
Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).
Эффективность этого процесса зависит от технологии - от искусства, мастерства и умения учителя воздействовать на процесс учения.
Электронное средство обучения - программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по конкретному предмету на всех этапах образовательного процесса. (Республиканская программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»/постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2007 № 265)
Классификация электронных средств обучения:
§ Электронное издание – «оцифрованный текст»;
§ Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков);
§ программное средство учебного назначения;
§ электронный образовательный ресурс.
Программные средства по функциональному назначению подразделяются:
§ диагностические, тестовые программы;
§ инструментальные программные средства (ИПС);
§ предметно-ориентированные программные среды;
§ ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;
§ ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;
§ управляющие ПС;
§ учебные среды программирования;
§ ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;
§ ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства;
§ сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя;
§ игровые ПС.
Программные средств по методическому назначению подразделятся:
§ обучающие программные средства;
§ программные средства(системы)-тренажеры;
§ контролирующие программные средства;
§ информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства;
§ имитационные программные средства;
§ моделирующие программные средства;
§ демонстрационные программные средства;
§ учебно-игровые программные средства;
§ досуговые программные средства.
К основным преимуществам электронных образовательных ресурсов относятся:
§ отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделирования сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;
§ возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;
§ неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
Возможности использования электронных образовательных ресурсов:
§ использование информации, размещенной на учебных и научных Web-сайтах для подготовки учебно-методических материалов, рефератов, проектных работ;
§ возможность online коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания;
§ создание Web-сайта учебного курса и размещение его во всемирной паутине (дистанционное обучение);
§ размещение личных Web-сайтов преподавателей и учащихся, создание и участие в Интернет-проектах.
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной активности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-этических взглядов и убеждений. (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – с.382 ).
Исходя из этого определения компьютерное обучение следует рассматривать как организацию процесса подготовки и передачи информации обучаемому с привлечением средств новых информационных технологий.
Учитывая то, что обучение в широком понимании–процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучающих и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи.
С появлением компьютера педагогические методики изменяются, т. е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний (линейное построение взаимодействия учитель-ученик), а как процесс управления познавательной деятельностью ученика.
Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможности телекоммуникаций создать определенную образовательную среду, в которой ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий, как мультимедиа-технологии, Internet-технологии, а их правильное использование содействует комплексному развитию личности и способностей человека.
Высокотехнологичная образовательная среда:
§ ЭСО– электронные средства обучения
§ ТСО – технические средства обучения, сопрягаемые с компьютером
§ ИР– информационные ресурсы
§ Web– Интернет-технологии
§ ТК– телекоммуникации
§ УМ– учебный материал