Коммуникативная сторона общения.
Структура общения.
Профессиональное развитие личности
Я-концепция
Характер
Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к себе, к другим, к деятельности и к вещам и типичный способ поведения в разных жизненных ситуациях.
Я-концепция – относительно устойчивая в большей или меньшей мере осознанная система представлений человека о самом себе.
Я-концепция включает:
1. «Образ Я» – когнитивный компонент.
2. Самооценка – эмоциональный компонент.
3. Поведенческая реакция.
1. Стадия оптанта (с 12 до 15 лет) – человек рефлексирует свои особенности: кто я, мои интересы итп. Выбор профессии.
2. Профессиональная подготовка (с 17 до 20 лет) – первичное овладевание профессией
3. Адаптация – идентификация себя с определенной профессией
4. Период повышения профессиональной компетенции
5. Этап мастерства – человек способен вносить творческий вклад в профессию, использует свою личность как средство развития профессии.
Индивид | Личность |
Задатки | Способности |
Темперамент | Характер |
Общение
Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Итог общения – взаимное влияние людей друг на друга.
В общении выделяют три базовых категории:
1. Цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
2. Содержание – та информация, которая передается при общении
3. Средства – способы кодирования, передачи и декодирования информации.
Мотивы взаимодействия:
1. Кооперация – максимизация общего выигрыша.
2. Индивидуализм – максимизация своего выигрыша.
3. Конкуренция – максимизация своего выигрыша относительно других.
4. Альтруизм – максимизация чужого выигрыша.
5. Агрессия – минимизация чужого выигрыша.
6. Равенство – минимизация различий между своим и чужим выигрышем.
Функции общения:
1. Прагматическая – организация совместной деятельности. Предполагается, что общение возникло у человечества для решения общих задач.
2. Формирующая.
3. Функция подтверждения – человек получает информацию о себе в процессе общения, подтверждает себя итп.
4. Функция установления и поддержания межличностных отношений (в первую очередь эмоциональных).
5. Внутриличностная – речь идет об общении человека с самим собой.
Выделяют три стороны общения:
1. Коммуникативная – собственно передача информации.
2. Интерактивная – обмен действиями.
3. Перцептивная (от слова перцепция – восприятие) – восприятие партнера по общению и построение его образа.
Для коммуникации необходимы два или более активных субъекта, каждый из которых обладает одинаковой или сходной системой кодирования и декодирования информации. Передача информации возможна с помощью знаковых систем.
· Вербальная коммуникация – общение с помощью системы языка.
· Невербальное общение – общение без помощи языка (системы речевых знаков)
Невербальные средства общения:
1. Визуальные – движение (кинесика), выражения лица, позы, направление взгляда, кожные реакции, пространственная организация места общения (проксемика).
2. Акустические. Качества голоса: диапазон, громкость, тональность, паузы, кашель, вздохи.
3. Тактильные – прикосновения, объятия, рукопожатия.
4. Запахи.
Роль невербального общения – контроль процесса, обсуждение межличностных отношений, придание смыслового оттенка тексту, выражение эмоций. Невербальные средства общения генетически присущи человеку, некоторые зависят от культуры. Невербальная информация расшифровывается на бессознательном уровне.
Интерактивная сторона общения
В зависимости от личной включенности можно выделить три уровня взаимодействия:
1. Деловой – людей объединяют цели совместной деятельности
2. Социально-ролевой – контакты определяются ситуативной необходимостью. Успех взаимодействия определяется знанием норм и правил. Социальная роль – нормативно одобряемый образ поведения
3. Интимно-личностный – характеризуется психологической близостью, интересом к внутреннему миру.
Типы межличностного воздействия в процессе общения:
(воздействие – целенаправленный активный процесс влияния на человека через содержание сообщения – вербальные и невербальные компоненты)
1. Императивное воздействие (реципиент – объект; на него влияет субъект – коммуникатор). Приказы, распоряжения, требования, нравоучения (стимулирование человека к деятельности без учета его желаний, потребностей). Основа авторитарного стиля управления.
2. Манипулятивный – субъектность реципиента заранее известна. Мы знаем все реакции субъекта, подталкиваем его к желаемому нам выбор. У него – иллюзия выбора. Успех такого общения определяется пониманием партнера и учетом всех видов воздействий.
3. Развивающий – два партнера как равноправные самоценные личности.