Становление личности

Память

Внимание

Избирательная направленность на тот или иной предмет, процесс сознательного или бессознательного отбора информации. Объем внимания определяется числом объектов, воспринимаемых ясно и отчетливо

Внимание может быть:

· Непроизвольное – внимание, происходящее без волевой регуляции.

· Произвольное – служит для достижения заранее поставленной цели

Свойства внимания.

1. Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять внимание на каком-либо объекте.

2. Сосредоточенность (интенсивность) – проявляется в степени «погружения» в рассматриваемый объект. В чистом виде сосредоточенность нельзя измерить.

3. Переключаемость – скорость, с которой человек может переводить внимание с одного объекта на другой.

4. Распределяемость – способность удерживать в поле внимания одновременно несколько объектов.

Память – способность к хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Процессы памяти:

1. Запоминание

2. Хранение

3. Воспроизведение

4. Забывание

Классификация видов памяти

· По характеру психической активности – эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая.

· По наличию целей – произвольная (существует задача на запоминание и требует волевые усилия), непроизвольная (автоматическая, без постановки задачи и волевого усилия).

· По продолжительности сохранения – мгновенная (0.1 – 0.5 с, информация сохраняется на уровне рецепторов и не поступает в сознание.); кратковременная (10 – 30с); оперативная, долговременная.

На результативность запоминания и воспроизведения влияет:

· Смысловая организованность материала

· Число повторений и их распределение во времени

· Мотивация и эмоциональный фон.

· Развитость мышления, внимания и других познавательных процессов

Мышление

Познавательный процесс порождения идеи на основе сенсорной информации. Логические формы мышления – суждение, понятие и умозаключение. Мыслительные операции – сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация. Высший мыслительный процесс – мышление понятиями, отражение окружающего мира в знаках.

Виды мышления

1. Наглядно-действенное. Отношения вскрываются путем действий с предметами.

2. Наглядно-образное.

3. Понятийное.

Индивидуальные особенности мышления:

· Быстрота мысли

· Гибкость мышления – умение быстро перестраивать мышление, находить новые пути решения проблем.

Интеллект – способность к мышлению.


 

Личность

Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате взаимодействия с другими людьми и освоение общественных форм опыта. Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов активности.

Биологической предпосылкой становления личности является индивид – человек, как представитель биологического вида, обладающий общими для этого вида генотипическими предпосылками. Особенности индивида (рост, задатки) входят в структуру личности только опосредоваясь с социальными процессами.

1. Первое «рождение» личности – дошкольный возраст (5-6 лет) – появление способности подчинять непосредственные побуждения социально значимым целям (феномен горькой конфеты).

2. Самый интенсивный период становления личности – подростковый возраст (он является критическим, переломным моментом, 12-15 лет). В конце подросткового возраста – второе рождение личности.

3. Юношеский возраст (15-23 года) – юношеский возраст – появляется способность управлять своей жизнью на основе осознанных мотивов – целей.