Организационные нормативы: норматив времени и численности

Основные этапы проектирования стр-ры управ-я

1) Стр-ра упр-я д способствовать достижению цели организации, не противоречить ей

2) В стр-рах д б реализован тот набор принципов упр-я кот-е рук-во считает верными

3) Рациональный ур-нь централизации и децент-и упр-я

4) Исп-е целевого подхода (матричной стр-ры)

5) Стр-ра д б стабильной, чтобы адекватно реагировать на внутрен-е и внешние возмущения

6) Стр-ра упр-я д б организационно оформлена, т е д б создан набор организационных документов( устав, положение о подразд-х, расписания), кот-е регулируют деят-ть фирмы

7) Стр-ра упр-я д б экономной, и не только в смысле затрат на упр-е, а также времени на принятие, реализацию, координацию реш-й

Факторы влияющие на стр-ру упр-я:

ü Организационно-правовая форма(ООО,АО)

ü Величина п/п и его произв-я специализация

ü Произв-я стр-ра, кот-я на 90 и больше% опр-т состав упр-я

ü Жизн-й цикл п/п

ü Уровень развития технических ср-в

Методы формирования стр-ры упр-я обычно носят творческий хар-р:

1. аналогий (копирование)

2. нормативный (формиров-е стр-р идет с использованием ряда нормативов)

3. моделирование с помощью мат-кого м-да формир-я стр-ры (оптимизационные м-ды, имитационного моделирования)

При проектировании стр-ры упр-я высшие м-ры д принимать непосредственное участие.

Нормативы времени могут применяться лишь для нормирования труда вспомогательно управленческого персонала, выполняющего административно-техническую функцию управления. К ним относятся такие должности как делопроизводители, секретари-машинистки, стенографистки, регистраторы, инспектора, заведующие канцелярией, архивариусы и т.п. Их труд, подобно труду рабочих на 80-90% состоит из повторяющихся работ и операций, имеющих определенную технологию выполнения

Нормирование времени выполнения управленческих работ для линейных и функциональных руководителей в большинстве своем невозможно и нецелесообразно. Труд этих управленческих работников характеризуется большой сложностью и разнообразием, во многих случаях отсутствует технология выполнения работ. Следует отметить также отсутствие регулярной периодичности и неравномерность загрузки.

Нормативы численности управленческого персонала разбиваются на три группы:

1. общая численность всего управленческого персонала;

2. численность управленческого персонала по отдельным функциям управления (плановиков, учетных работников, финансистов. сбытовиков, снабженцев и т.п.),

3. численность различных категорий управленческого персонала (специалистов, старших специалистов, руководителей бюро, отделов. цехов, предприятий, их заместители и т.п.).

Норматив общей численности управленческого персонала (Нч) и сумма нормативов по отдельным функциям управления

(ΣНчфi), в силу приближенного характера статистических зависимостей, могут совпасть лишь случайно.

Если Нч < ΣНчфi, то рекомендуется корректировать нормативы численности управленческого персонала по отдельным функциям управления. Для этого рассчитывают коэффициент корректировки

К = Нч / ΣНчфi

Скорректированный норматив численности по каждой функции управления равен

Нкчфi = К * Нчфi

где Нкчфi, Нчфi — нормативты численности по i-й функции управления до и после корректировки.

Очевидно, что такой способ корректировки обеспечивает выполнение двух условий:

1) Нч = ΣНчфi

2) Для любых двух управленческих функций i и j сохраняется пропорциональность нормативов численностей

Нчфi / Нчфj = Нкчфi / Нкчфj