Организационные нормативы: норматив времени и численности
Основные этапы проектирования стр-ры управ-я
1) Стр-ра упр-я д способствовать достижению цели организации, не противоречить ей
2) В стр-рах д б реализован тот набор принципов упр-я кот-е рук-во считает верными
3) Рациональный ур-нь централизации и децент-и упр-я
4) Исп-е целевого подхода (матричной стр-ры)
5) Стр-ра д б стабильной, чтобы адекватно реагировать на внутрен-е и внешние возмущения
6) Стр-ра упр-я д б организационно оформлена, т е д б создан набор организационных документов( устав, положение о подразд-х, расписания), кот-е регулируют деят-ть фирмы
7) Стр-ра упр-я д б экономной, и не только в смысле затрат на упр-е, а также времени на принятие, реализацию, координацию реш-й
Факторы влияющие на стр-ру упр-я:
ü Организационно-правовая форма(ООО,АО)
ü Величина п/п и его произв-я специализация
ü Произв-я стр-ра, кот-я на 90 и больше% опр-т состав упр-я
ü Жизн-й цикл п/п
ü Уровень развития технических ср-в
Методы формирования стр-ры упр-я обычно носят творческий хар-р:
1. аналогий (копирование)
2. нормативный (формиров-е стр-р идет с использованием ряда нормативов)
3. моделирование с помощью мат-кого м-да формир-я стр-ры (оптимизационные м-ды, имитационного моделирования)
При проектировании стр-ры упр-я высшие м-ры д принимать непосредственное участие.
Нормативы времени могут применяться лишь для нормирования труда вспомогательно управленческого персонала, выполняющего административно-техническую функцию управления. К ним относятся такие должности как делопроизводители, секретари-машинистки, стенографистки, регистраторы, инспектора, заведующие канцелярией, архивариусы и т.п. Их труд, подобно труду рабочих на 80-90% состоит из повторяющихся работ и операций, имеющих определенную технологию выполнения
Нормирование времени выполнения управленческих работ для линейных и функциональных руководителей в большинстве своем невозможно и нецелесообразно. Труд этих управленческих работников характеризуется большой сложностью и разнообразием, во многих случаях отсутствует технология выполнения работ. Следует отметить также отсутствие регулярной периодичности и неравномерность загрузки.
Нормативы численности управленческого персонала разбиваются на три группы:
1. общая численность всего управленческого персонала;
2. численность управленческого персонала по отдельным функциям управления (плановиков, учетных работников, финансистов. сбытовиков, снабженцев и т.п.),
3. численность различных категорий управленческого персонала (специалистов, старших специалистов, руководителей бюро, отделов. цехов, предприятий, их заместители и т.п.).
Норматив общей численности управленческого персонала (Нч) и сумма нормативов по отдельным функциям управления
(ΣНчфi), в силу приближенного характера статистических зависимостей, могут совпасть лишь случайно.
Если Нч < ΣНчфi, то рекомендуется корректировать нормативы численности управленческого персонала по отдельным функциям управления. Для этого рассчитывают коэффициент корректировки
К = Нч / ΣНчфi
Скорректированный норматив численности по каждой функции управления равен
Нкчфi = К * Нчфi
где Нкчфi, Нчфi — нормативты численности по i-й функции управления до и после корректировки.
Очевидно, что такой способ корректировки обеспечивает выполнение двух условий:
1) Нч = ΣНчфi
2) Для любых двух управленческих функций i и j сохраняется пропорциональность нормативов численностей
Нчфi / Нчфj = Нкчфi / Нкчфj