Профилактика конфликтных ситуаций.
Варианты разрешения конфликта.
Варианты разрешения конфликта:
- Полный антагонизм. Стороны видят выход из конфликта по принципу: «Победа или поражение!»
- Уступка. Принять любое решение партнера (вышестоящего руководства).
- Уклонение (избегание). Изоляция и безразличие: нет активного противостояния, нет активного сотрудничества. Любой толчок может вновь обострить конфликт.
- Мирное сосуществование (возможна совместная работа, а спорные вопросы просто не обсуждаются).
- Компромисс. Возможны и взаимная договоренность, и взаимные уступки.
Следует помнить, что совместное решение проблем и совместная работа – это наилучший вариант.
Факторы, которые препятствуют возникновению конфликтов:
- правильный подбор и расстановка кадров, учитывая профессиональные и психологические качества; авторитет руководителя, позитивное признание его заслуг;
- позитивные традиции в коллективе, носителями которых является большая часть сотрудников.
Любой конфликт разрешается с наименьшими потерями и проще, если заранее проанализированы предпосылки конфликта и если он конструктивно устраняется на ранних стадиях.
Меры и средства предотвращения и ликвидации конфликта:
- Строгое соблюдение основных правил ведения дискуссии:
– Ваш оппонент – это ваш партнер, ищущий вместе с вами разумный выход из
ситуации.
– Постарайтесь понять цели и интересы оппонента.
– Каждый может иметь собственное мнение. Вы не обязательно абсолютно
правы.
– Делайте выводы, подтверждая их фактами.
– Выслушивайте и имейте силы сообщить неприятные аргументы.
– Меньше обсуждайте личные особенности оппонента.
– Соблюдайте дисциплину в дискуссии и давайте возможность высказать
собственное мнение оппоненту.
- Следует уделять внимание анализу возможных противоречий,
предпосылок конфликта, определению возможных оппонентов и их вероятных
позиций:
– особое внимание тому, что объединяет оппонентов;
– обе стороны зависят друг от друга и нужны друг другу;
– разобраться в существе основного конфликта, снять наносные,
эмоциональные компоненты, усложняющие конфликт;
– создание условий для совместной работы, где оппоненты лучше узнают и
помогают друг другу;
- избегание мелочного анализа столкновений и ссор.
Также существует перечень правил, который дает ориентиры для линии поведения, которая противодействует возникновению серьезных конфликтов:
- Признавать друг друга.
- Слушать, не перебивая.
- Демонстрировать понимание роли другого.
- Четко формулировать предмет обсуждения.
- Устанавливать общие точки зрения.
- Выяснить, что вас разъединяет.
- После этого снова описать содержание конфликта.
- Искать общее решение.
«Признавать друг друга» — это означает видеть в другом человека «со страдающей душой», с понятными желаниями и представлениями о собственном Я. Он не меньше и не больше, чем Вы. Понимать друг друга — значит использовать одинаковый масштаб. Дайте партнеру почувствовать, что вы его внимательно слушаете. Вы интересуетесь его представлениями и не скрываете этого. Скажите ему, например: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать Вашу оценку этого дела». Обратите внимание и на его чувства. Напряженность будет снижаться по мере того. как собеседник станет высказывать свои мысли и чувства.
«Понимать роль другого». Скажите: «На Вашем месте я...» И пригласите его оказаться в вашей роли. Выразите его представления и мысли своими словами: «Если я правильно понял. Вы недовольны тем, что...» Увидите, как оттает ваш партнер. Возьмите листок бумаги и сформулируйте вместе с ним, о чем, собственно, идет речь. Вместе зафиксируйте, что вас объединяет, а что разделяет. Задача – преодолеть раздел. В этом состоит сохраняющийся конфликт. Теперь попросите партнера дать свои предложения. Каждое предложение – и его, и ваше – надо записать. Вместе выберите лучшие предложения. Из них – самое лучшее, и именно оно должно стать решением.