Профилактика конфликтных ситуаций.

Варианты разрешения конфликта.

Варианты разрешения конфликта:

  • Полный антагонизм. Стороны видят выход из конфликта по принципу: «Победа или поражение!»
  • Уступка. Принять любое решение партнера (вышестоящего руководства).
  • Уклонение (избегание). Изоляция и безразличие: нет активного противостояния, нет активного сотрудничества. Любой толчок может вновь обострить конфликт.
  • Мирное сосуществование (возможна совместная работа, а спорные вопросы просто не обсуждаются).
  • Компромисс. Возможны и взаимная договоренность, и взаимные уступки.

Следует помнить, что совместное решение проблем и совместная работа – это наилучший вариант.

Факторы, которые препятствуют возникновению конфликтов:

  • правильный подбор и расстановка кадров, учитывая профессиональные и психологические качества; авторитет руководителя, позитивное признание его заслуг;
  • позитивные традиции в коллективе, носителями которых является большая часть сотрудников.

Любой конфликт разрешается с наименьшими потерями и проще, если заранее проанализированы предпосылки конфликта и если он конструктивно устраняется на ранних стадиях.

Меры и средства предотвращения и ликвидации конфликта:

  • Строгое соблюдение основных правил ведения дискуссии:

– Ваш оппонент – это ваш партнер, ищущий вместе с вами разумный выход из

ситуации.

– Постарайтесь понять цели и интересы оппонента.

– Каждый может иметь собственное мнение. Вы не обязательно абсолютно

правы.

– Делайте выводы, подтверждая их фактами.

– Выслушивайте и имейте силы сообщить неприятные аргументы.

– Меньше обсуждайте личные особенности оппонента.

– Соблюдайте дисциплину в дискуссии и давайте возможность высказать

собственное мнение оппоненту.

  • Следует уделять внимание анализу возможных противоречий,

предпосылок конфликта, определению возможных оппонентов и их вероятных

позиций:

– особое внимание тому, что объединяет оппонентов;

– обе стороны зависят друг от друга и нужны друг другу;

– разобраться в существе основного конфликта, снять наносные,

эмоциональные компоненты, усложняющие конфликт;

– создание условий для совместной работы, где оппоненты лучше узнают и

помогают друг другу;

- избегание мелочного анализа столкновений и ссор.

Также существует перечень правил, который дает ориентиры для линии поведения, которая противодействует воз­никновению серьезных конфликтов:

  • Признавать друг друга.
  • Слушать, не перебивая.
  • Демонстрировать понимание роли другого.
  • Четко формулировать предмет обсуждения.
  • Устанавливать общие точки зрения.
  • Выяснить, что вас разъединяет.
  • После этого снова описать содержание кон­фликта.
  • Искать общее решение.

«Признавать друг друга» — это означает видеть в другом человека «со страдающей душой», с понятными желаниями и представлениями о собственном Я. Он не меньше и не больше, чем Вы. Понимать друг друга — значит использовать одинаковый масштаб. Дайте парт­неру почувствовать, что вы его внимательно слушае­те. Вы интересуетесь его представлениями и не скры­ваете этого. Скажите ему, например: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать Вашу оценку этого дела». Обратите внимание и на его чувства. Напряженность будет снижаться по мере того. как собеседник станет высказывать свои мысли и чувства.

«Понимать роль другого». Скажите: «На Вашем месте я...» И пригласите его оказаться в вашей роли. Выразите его представления и мысли своими словами: «Если я правильно понял. Вы недовольны тем, что...» Увидите, как оттает ваш партнер. Возьмите листок бу­маги и сформулируйте вместе с ним, о чем, собствен­но, идет речь. Вместе зафиксируйте, что вас объеди­няет, а что разделяет. Задача – преодолеть раздел. В этом состоит сохраняющийся конфликт. Теперь по­просите партнера дать свои предложения. Каждое пред­ложение – и его, и ваше – надо записать. Вместе вы­берите лучшие предложения. Из них – самое лучшее, и именно оно должно стать решением.