Этические принципы корпоративного поведения.

Этический кодекс фирмы.

«Заботься о своем персонале, и клиентах, а рынок позаботится о тебе». Этому золотому правилу следуют управляющие коммерческих предприятий, составляющих гордсть американского бизнеса. Такая политика управления не менее эффективна, чем жесткий финансовый или административный контроль. Центральным звеном такой политики является этичность управления фирмой.

В странах с развитой деловой инфраструктурой организации предпринимают разные меры с целью повышения этичности поведения руководиелей и рядовых работников. К таким мерам относится разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этическому поведению.

Этические нормативы представляют собой систему общих ценностей и правил, которые разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы, определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. К запрещающим этическим нормативам обычно относятся взяточничество, вымогательство, мошенничество, использование информации, полученной в доверительной беседе, незаконные выплаты политическим организациям и т.д.

Комитеты по этике существуют для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, которого обычно называют адвокатом по этике. Роль такого адвоката – выполнение функции «социальной совести» фирмы, то есть выработка суждения об уровне моральности действий орнаизации.

Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Считается, что подобные отчеты могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности фирмы.

Обучение этичному поведению предполагает знакомство сотрудников всех рангов с этикой бизнеса и повышение их восприимчивости к этическим проблемам, которые могут перед ним возникнуть.

Согласно исследованию европейского Центра этики бизнеса, «корпорации гораздо более озабочены этикой сегодня, чем в прошлом, они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику». И не смотря на то, что пресса изобилует примерами неэтичного и противоправного поведения рабтников всех уровней организаций различных типов, в бизнесе есть и примеры этичных действий сотрудников.

Если современного отечественного бизнесмена начать уверять в том, что он должен уверять в том, что он должен по отношению к своему сотруднику, клиенту или конкуренту проявлять бескорыстие, добросердечность, то вас сочтут человеком «не от мира сего» и нелепым. Тем не менее, как писал Альфред Маршалл (английский экономист ХIХ в., представитель кембриджской школы политэкономии): «Даже самые, что ни на есть, чисто хозяйственные отношения в жизни предполагают честность и правдивость, а многие из этих отношений требуют если не благородства, то, по крайней мере, отсутствия подлости».

Поскольку отечественные традиции ведения бизнеса находятся в становлении, то вполне уместно обратиться к опыту американской и европейской корпоративной культуры.

На первом месте в управлении компанией – внутренний порядок. Этический кодекс фирмы может быть сформулирован следующим образом: фирма не будет терпеть безнравственных или незаконных действий, предпринимаемых в целях превратно понимаемой ее выгоды или с целью личной выгоды: репутация фирмы выше любой выгоды. Фирма и работник должны быть благом друг для друга.

Взаимная забота фирмы (высшего руководства компании) и работников должна распределяться следующим образом: фирма проводит активную социальную политику, а сотрудники соблюдают правила поведения, традиции, установленные на данном предприятии.

Выстраивая социальную политику, руководство компании должно исходить из понимания того, что можно заставить подчиненных приходить на службу шесть раз в неделю и установить рабочий день длительностью в 10 – 12 часов, но никого нельзя вынудить «выкладываться» на своем рабочем месте: хорошая, ответственная работа – это добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу, чувствует себя совладельцем компании. Внимание к сотрудникам и доверие дают ощутимые результаты: эффективность производства, и, в конечном счете, высокий доход предприятия и сотрудников.

В 80 – х гг. ХХ в. в прессе проходила информация о том, что компания «Тандем компьютер» успешно конкурирует с ИБМ на ее традиционных рынках, поскольку добилась высочайшего уровня обслуживания. А все потому, что ее основатель Дж. Трейбит придерживается пяти истин: 1) все люди хороши; 2) рабочие, менеджеры и компания – единое целое; 3) каждый в корпорации должен понимать суть происходящих в ней событий; 4) все сотрудники фирмы должны получать выгоду от ее успеха; 5) задание менеджеров – создать атмосферу, в которой возможно все вышеперечисленное.

Э. Карнеги, подчеркивая значимость человеческого фактора в производстве, говорил: «Оставьте мне фабрики, но заберите моих людей и скоро полы в цехах зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей – и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних».

В корпорации с высокоразвитой культурой принято работать хорошо. Дело не в том, что там больше платят. В ней руководство дает рабочим почувствовать, что они – важнейшее достояние фирмы. Сотрудники платят за это своей преданностью, основанием которой является то, что фирма продвигает по службе собственных сотрудников, предпочитает повысить квалификацию или перепрофилировать в случае необходимости именно своих работников, а не заменить их новыми кадрами. Хорошие компании стараются создать своему персоналу благоприятные материальные условия (привлекают к участию в прибылях, увеличивают пенсионные фонды, оплачивают счета врачей и др.) Например, известная компания «Хьюлетт – Паккард» ввела в начале 90 – х гг. ХХ в. денежный план участия в прибылях, по которому компания распределяет среди персонала 12% прибылей до вычета налогов. За небольшой промежуток времени средняя зарплата на фирме повысилась на 7%. При желании работники могут тратить до 10% заработка на покупку акций компании (для сотрудников компании существует льгота: к каждым 3 долларам компания добавляет 1 доллар).

Однако на все подобные привилегии сотрудники вправе рассчитывать только в том случае, если они поддерживают имидж фирмы и не нарушают ее законов.

К основным, наиболее общим правилам поведения сотрудников относятся: строгое соблюдение трудового режима; профессиональное и ответственное исполнение своих прямых обязанностей; постоянное повышение своей квалификации; участие в общественных мероприятиях фирмы; защита интересов фирмы.

Одним из важнейших элементов корпоративной этики сегодня является защита информации. В конце ХХ – начале ХХI вв. информация стала стержнем экономики и главной ценностью корпорации. Известно, что четырехкратное увеличение объема информации ведет к удвоению объема производства. Мировая практика показывает, что утрата 20% информации приводит к разорению фирмы в 60 случаях из 100. Фирмы, заинтересованные в своей конкурентоспособности, стараются обеспечить эффективную защиту своей информации и контроль ее использования. Одним из направлений такой деятельности является работа с кадрами: им вменяется в обязанность неразглашение коммерческой тайны и деловой информации.

Секретная информация переводится в разряд охраняемой. В некоторых странах она защищена законодательно (США, ФРГ, КНР), в других – контроль за соблюдением секретности основывается на «Кодексе поведения служащих» (Япония). В России и Украине система защиты информационной собственности еще не развита и осуществляется приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не в праве отнести к ней сведения о направлениях деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию фактов, способных нанести ущерб обществу.

Коммерческая тайна возникает тогда, когда некая информация представляет интерес для предпринимательства и является предметом, обеспечивающим высокую конкурентоспособность предприятий на промышленном рынке. Соответственно, коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы. Секретность в условиях рыночных отношений защищает производителя от недобросовестной конкуренции: скрытое использование торговой марки, обманная реклама, подкуп, шантаж.

Засекречивание в интересах бизнеса фирмы подлежит и деловая информация. В первую очередь выделяется информация, которая может привести к банкротству – это так называемые «ноу - хау» (англ. «знаю как»): документально оформленные технические знания, опыт фирмы, лежащие в основе ее деятельности. К конфиденциальной информации относятся сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, суммах кредитования. Огласка этих сведений приводит к потере предприятием на некоторое время финансовой стабильности. Не подлежит распространению информация, сопряженная с неблагоприятными последствиями, а именно: адреса и номера домашних телефонов сотрудников фирмы, текущие планы работы, информация о производственных конфликтах.