Философский глоссарий.

Темы рефератов и докладов.

1. Проблема происхождения философии.

2. Космоцентризм и основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа).

3. Учение Демокрита. Понятия атома и пустоты.

4. Жизнь и философствование Сократа.

5. Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании.

6. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме.

7. Эллинистическая философия (общая характеристика, основные школы и проблематика).

8. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

9. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

10. Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

11. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм).

12. Социальная философия французского Просвещения.

13. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия).

14. Этическая теория Канта.

15. Система и метод философии Гегеля.

16. Философия истории Гегеля.

17. Антропологический принцип философии Фейербаха.

18. К. Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления.

19. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-экономические формации.

20. Позитивизм и неопозитивизм (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука.

21. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

22. Неокантианство XIX в. (проблематика, школы, представители).

23. Программа "переоценки всех ценностей" и "имморализм" Ф. Ницше.

24. Психоанализ и философия неофрейдизма.

25. Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.

26. Экзистенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия).

27. Современная философская герменевтика. Г. Гадамер.

28. Аналитическая философия в XX в., ее эволюция и кризис.

29. Современная "философия науки".

30. П.Я.Чаадаев о российской истории и историософии.

31. Разработка идеологии славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков).

32. А.И. Герцен как философ.

33. Н.Г. Чернышевский об антропологическом принципе в философии.

34. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека.

35. Социально-философская мысль народников.

36. Религиозная философия В.С.Соловьева (общая характеристика и основные понятия).

37. Русская "философия всеединства" начала XX в. Знание и вера.

38. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и творчество.

39. Марксистская философия в России.

Антиномии. Противоречивость, сочетание обоюдно противоречивых

высказываний.

Антисциентизм. Позиция, в основе которой научное развитие техники,
знания есть причина всех социальных бед и катаклизмов.

Апория(греч. – безвыходное положение). Понятие, означающее трудноразрешимую проблему. Апория возникает тогда, когда в самом предмете или в понятии уже заложено противоречие. Примером апории служит рассуждение Зенона Элейского о невозможности движения.

Анахронизм. Устаревший взгляд или обычай, пережиток старины или отнесение какого-либо события к более древнему имени.

Аксиоматический метод. Способ построения научных теорий в виде систем аксиом и постулатов, и правил вывода, позволяющих путём логической дедукции получать теоремы и утверждения данной теории.

Архитектоника. Выражение закономерностей строения философской системы или текста какого-либо автора.

Абстракция. Понятийная форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от его частных свойств и связей, то есть конкретного.

Аналитизм. Использование анализа, как мысленного расчленения объекта на элементы или как уточнение логической формы и структуры рассуждения.

Аксиология. Философское учение о природе социально-эстетических ценностей, о ценностях жизни, культуры и т.д.

Атрибут. Необходимое, существенное и неотъемлемое свойство объекта. Спиноза определяет его как нечто, что ум представляет в субстанции, как принадлежащее ей. Основные атрибуты субстанции, согласно Спинозе – это протяжённость и мышление. Атрибутом материи, к примеру, может выступать движение.
Апостериори.Логико-философское понятие, означающее знание или доказательство, умозаключение, основывающееся на опыте или подтверждающееся наблюдениями и известными, доказанными фактами. Буквально «после опыта, из опыта».

Аффект. Сильное, бурно протекающее и относительно кратковременное эмоциональное переживание: ярость, ужас и отличное от настроения и страсти. В состоянии аффекта человек захвачен тем, что вызвало переживание, и в этом состоянии происходит сужение сознания, ослабляется интеллектуальный контроль над поведением.

Априори. Логико-философский термин, означающий знание или умозаключение, вывод, не основывающийся на реальном опыте, а изначально присущее человеку знание. Буквально «до опыта».

Гетерогенный. Философский термин, означающий нечто, неоднородное по своему составу и содержанию, и противоположное гомогенному.
Гуманизм. Философское учение, основанное на признании абсолютной ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Демиург - творец.

Дедукция. Логическая операция, заключающаяся в переходе от общего к частному. Это вывод по правилам логики, состоящий из звеньев-высказываний, связанных логическим следованием.

Деизм. Религиозно-философская доктрина, признающая Бога как мировой разум, создавший целесообразную машину природы, давший ей законы и движение. Однако деизм отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (чудеса, промысел) и не допускает иных путей познания кроме разума.

Дуализм. Философское учение, считающее духовную и телесную субстанцию равноправными началами. Разработана Декартом в противовес монизму.

Декадент.Представитель кризисного явления культуры для которого
характерно настроение безнадёжности, индивидуализма, нигилизма.

Интуиция. Особая форма познавательной деятельности, характеризующаяся как способность непосредственного постижения истины без доказательств и логических операций: то есть в соответствии с тем, как “заложено природой”.
Инерция. Свойство тела сохранять состояние равномерного, прямолинейного движения или покоя, когда действующие на него силы отсутствуют или взаимно уравновешены.

Имманентное. Свойство, внутренне присущее тому или иному предмету, явлению, процессу, проистекающее из этого явления.

Индивидуация. Философский принцип многоразличия, дифференцированности, при котором каждая монада необходимо должна быть отлична от другой. Лейбниц считал, что в природе не существует двух существ, которые были бы совершенно похожи один на другой.

Креационизм. Религиозно-философское учение о сотворении Богом мира, вселенной и жизни из ничего. Характерно для христианской религии.

Конкретное. Философская категория, обозначающая нечто непосредственно данное, чувственно воспринимаемое, целое. С другой стороны, конкретное – есть система научных определений, выявляющая существенные связи и отношения вещей, закономерности и тенденции развития явлений.

Квинтэссенция.Самое главное, самое важное, наиболее существенное.

Логос. В греческой философии мировой закон, порядок, общее устройство мира.

Монадология. Учение о монадах, развитое Лейбницем, как об активных субстанциях, являющихся микрокосмом, воспринимающих и отражающих другие монады и весь мир.

Метафизика. Философское учение о первоначалах всякого бытия, о сущности мира, об абсолютном, безусловном и сверхчувственном, о том, что существует вне человеческого опыта и о существующем после природных явлений.

Методология. Философское учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Также это учение о принципах построения, формах, и способах научного познания.

Механицизм. Философский принцип, появившийся в XVII веке, объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источником механицизма служит абсолютизация законов механики.

Монизм. Философское учение, рассматривающее многообразие явлений мира с точки зрения единой основы (субстанции) всего существующего. Монизм утверждает, что основой всего сущего является одно начало – субстанция.

Модус. Философский термин означающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута (неотъемлемого свойства предмета). Спиноза определяет модус как состояние субстанции.

Онтология. Учение о бытии вообще, как таковом, бытии, независимом от его частных видов, а также о нематериальной, сверхчувственной структуре всего существующего. В онтологии исследуются всеобщие основы и принципы бытия, его структуры и закономерности.

Окказионализм. Направление европейской философии, утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства Бога в каждом отдельном случае (occasio).

Ортодоксальность. Прямое, правильное мнение, переходящее в зас­тывшие, окостенелые формы.

Перцепция. Ощущение, восприятие.

Провиденциализм. Религиозно-философское учение, интерпретирующее исторический процесс как осуществление замысла Бога. История основана на предвидении Бога, продумавшего жизнь человеческого рода от начала до конца.

Пантеизм. Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое. Весь мир и вселенная является Богом в каждой её части.

Плюрализм. Философское учение, согласно которому существует несколько или множество независимых начал бытия или оснований знания. Всё существующее состоит из множества равнозначных и изолированных субстанций (монад в философии Лейбница), не сводимых к единому началу.

Пиетизм. Мистическое течение в протестантизме, отвергавшее внешнюю церковную обрядность, призывавшее к углублению веры, крайнему благочестию и отказу от всякого рода развлечений.

Парадигма. Научная теория, воплощённая в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, исходная концептуальная схема, а также модель постановки проблем и их решения.

Репрезентация. Философское понятие, означающее представительность, симптоматичность, характерность какого-либо процесса или явления. Также репрезентация может обозначать то, как вещь, объект представляется через что-то.
Рефлексия. Философский термин, обозначающий форму теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их знаков.

Рационализм. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический нововременной рационализм исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.

Редукция. Методический приём, обозначающий сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения, а также уменьшение или ослабление чего-либо.

Софистика. Философское направление, обучающее искусству спора,
приобретшее впоследствии нарицательный смысл: софист - болтун,
словесный жонглер.

Сенсуализм. Философское учение, признающее ощущения и чувства единственным источником познания.

Скептицизм. Философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надёжного критерия истины. В Новое время скептицизм являлся синонимом свободомыслия, критики религиозно-философских догм.

Спиритуализм. Философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи.

Субстанция.Неизменимая основа всех явлений и процессов, реальность в аспекте внутреннего единства всех форм её развития, всего многообразия явлений природы, и истории, включая человека и его сознание. Субстанция – есть нечто относительно устойчивое, существующее само по себе, не зависящее ни от чего другого. Спиноза определял субстанцию как то, что существует само по себе и представляется исключительно через самое себя.

Схоластика. Тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологических и догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее распространение в Западной Европе.

Сакрализация. Наделение явлений, людей религиозным содержанием.

Силлогизм. Форма мышления, когда из двух высказываний выводится
новое высказывание.

Трансцендентное. Философское понятие, характеризующее абсолют, как нечто, превосходящее всякое бытие. Кант определял это как выходящее за пределы человеческого познания.

Теология.Систематическое изложение представлений о Боге, об отношениях Бога и человека, влиянии веры и религии на жизнь.

Унификация. Философская категория, означающая приведение чего-либо к единой системе, форме и единообразию.

Эмпиризм. Философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта и чувственного познания, принижение роли рационального познания.

Этика. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственные нормы поведения человека, живущего в коллективе. Понимается также как совокупность нравственных правил, норм поведения какой-либо общественной или профессиональной организации.

Энтропия. Философско-научный термин, означающий величину, характеризующую меру и степень неопределённости и неупорядоченности системы, её пребывание в данном состоянии. Также энтропия – силы хаоса.
Энтелехия. Целенаправленность и целеустремлённость как движущая сила явления; самоцель, активное начало, превращающее возможное в действительное.

Эгоцентризм. Отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем «Я».

Эсхатология. Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Янсенизм. Религиозно-философское учение, разработанное Янсением Корнелием (1585-1638), синтезировавшее в себе католицизм и протестантизм. Янсенисты разделяли представление о спасении благодатью, предопределении, отрицали свободу воли. Осуждено католической церковью.