Тема: Протестантизм и реформация.

План.

1. Реформация. Формирование предпосылок становления человека и общества продуктивно-капиталистического типа.

2. Протестантская этика.

1.В XVI-ХVII вв. большинство стран Западной Европы было охвачено религиозным движениемРеформации, направленным против средневековой католической церкви. В узком смысле под понятием "реформация" подразумевается пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению нового направления в христианстве – протестантизма. В широком же смысле с этим термином связано представление о глубоком перевороте в культуре средневекового общества, в религиозной, социальной, экономической, политической сферах его жизни, о перевороте в мировоззрении, жизненных принципах и ценностях человека того исторического периода. который знаменовал собой наступление эпохи Нового времени.

В условиях позднего средневековья религия оформляла массовое сознание, изменения в ее сфере обнаруживали общий вектор движения и развития культуры. Религия этого периода выступает как массовая "практическая” идеология, во многом предопределяющая всю человеческую деятельность. Религиозный конфликт, приведший к возникновению протестантизма, явился формой обнаружения и разрешения ключевых общественных проблем и в качестве такового оказал решающее влияние на теологическую, правовую, экономическую мысль, заложив основы принципиально новых представлений, произведя переворот практически во всей культуре западноевропейского общества.

Общественные противоречия средневекового общества конца ХV - первой половины ХVI вв. определяются конфликтом возникающих товарно-денежных рыночных отношений и патриархального, феодального хозяйственного быта. Описываемый период характеризуется ростом экономического, политического, культурного значения городов, обособляющихся и вырывающихся из-под опеки сеньоров-феодалов и возникновением в них торгово-промышленного слоя собственников-производителей. Однако в конце средневековья и начале Нового времени возникающая буржуазия составляла лишь небольшую долю экономически активного населения. В ХУ1-ХУП вв. становление капиталистического производства не имеет устойчивого характера. Представители нарождающейся буржуазии вовсе не чувствуют себя носителями более прогрессивных и приемлемых хозяйственных отношений, они не ощущают и не предъявляют прав на политическую власть, но стремятся к приобщению к феодальному слою и его привилегиям, практикуя промышленную и торговую деятельность как ступень к покупке земельных владений и получения званий и должностей в феодальной иерархии. Неразвитому бюргерски-предпринимательскому слою противостоят консолидированные и сплоченные в рамках феодальной иерархии и привилегий традиционные сословия: феодалы и духовенство. Они весьма успешно адаптируются к рыночным отношениям; внеэкономическое принуждение не только сохраняется, но и ужесточается; усиливаются и умножаются формы личной зависимости производителя, крепостнические феодальные порядки переживают свое возрождение и переходят на новую ступень развития.

Наиболее драматический характер столкновение интересов бюргерства, образующего один из первых отрядов нарождающегося третьего сословия - той общественной силы, которая позже, в ХVП-ХVШ вв. пойдет на решительную борьбу с феодализмом, привилегированными сословиями феодального общества и выражающими их интересы государством и церковью, приобрело в Германии.

Исследователи отмечают, что характерной чертой этого периода является восстановление во многих землях Германии крепостного состояния, рост феодальных повинностей и поборов, пошлин и налогов, активизация ростовщически-посреднического капитала, который не вкладывается в производство, но ссужается феодалам, императору для создания новых войск и других орудий внеэкономического принуждения. В этих условиях бюргер, нарождающийся буржуа не может ни преодолеть позднефеодальные препоны, ни вернуться к прежним формам хозяйственной деятельности и извлечения прибыли, поскольку не в силах составить на этом поприще конкуренцию представителям привилегированных сословий. Меркантильное разложение господствующего сословия было центральным очагом многоплановой деморализации, которую порождает еще только формирующийся, юридически не обеспеченный рынок. В верхах общества царили коварство и цинизм, в средних слоях феодальной администрации - взяточничество и хитрость, в низах - зависть, недоверчивость и желание забыться. Впервые были введены в употребление крепкие налитки с низкой стоимостью, производства, как бы специально предназначенные для спаивания народа - к началу 30-х гг. ХVI в. пьянство в Германии приобрело характер национального бедствия - таково общество описываемого периода.

Обострение общественных противоречий ведут к тому, что общество должно было или погибнуть, или коренным образом измениться. Осуществить эти изменения могла только нарождающаяся общественная сила - представители нового сословия

Поскольку религия служила универсальной организующей формой мировоззрения позднесредневекового человека, все социальные и экономические устремления его также не могли приобрести никакой другой формы выражения, кроме религиозной. Существующая же религиозная идеология и католическая церковь как ее носитель и проводник не только не способствовали никаким инновациям зарождающегося капитализма, но и выступали в качестве основного антагониста протобуржуазных, протокапиталистических устремлений.

Католическая церковь четко разграничивала деятельность мирян и церковнослужителей, подчеркивая, что именно вторая угодна богу и обеспечивает грядущее опасение. Мирская же деятельность рассматривалась как приемлемая, но безразличная для грядущего спасения, которое ставилось в исключительную зависимость от церкви. Содействовать спасению эта деятельность могла лишь в том случае, когда ее результат - продукт или вырученные за него деньги жертвовались в пользу церкви. Именно в это время католическая церковь практикует различные способы "покупки" мирянами грядущих благ - денежные выкуп грехов, различного рода взносы и т.п. Продажа индульгенций - грамот, освобождающий за выкуп от различного рода грехов, в которой размер и количество прощенных прегрешений зависел от цены, потраченной на выкуп, явились весьма наглядным свидетельством того, что средневековое католическое учение, подкрепленное соответствующей практикой, не только не осуждает позднефеодальное торгашество, но демонстрирует наиболее одиозные и бесстыдные его образцы, составляя, таким образом, конкуренцию другим неофеодальным сословиям и институтам. Все вышеперечисленное не могло не вызвать ответной реакции. Инициаторами грандиозного культурного и мировоззренческого переворота, знаменующегося критикой основ вероучения католической церкви становятся представители формирующегося нового класса-сословия. Следует учитывать, что антицерковное движение этой эпохи становится средоточием приложения различных, зачастую противоположных, социальных устремлений и сил: в неприятии католической церкви и папизма объединились князья - правители, добивавшиеся политической независимости от Рима, промышленники и торговцы, страдающие от феодальных и церковных поборов, дворянство и рыцарство, видящее в церкви конкурента по ограблению подданных, горожане и крестьяне, испытывающие гнет духовных и светских феодалов. Но для того, чтобы эти силы объединились, осознав сходство стоящих перед ними проблем нужна была удовлетворяющая всех программа.

2. Ее основу закладывает общественный деятель, теолог, священник - основатель протестантизма Мартин Лютер. Момент, вошедший во все хрестоматии и учебники - 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил к воротам храма в Виттенберге тезисы, обличающие практику продажи индульгенций, обозначил возникновение протестантизма как принципиально новой религиозной идеологии и явился исходной точкой религиозного, культурного, социального и экономического переворота в Германии и в Европе в целом.

Следует отметить, что индульгенции являлись лишь одной из разновидностей церковных поборов; вопрос о них послужил лишь поводом для того, чтобы подвергнуть само право римской церкви на обмен, откуп грехов верующего, где церковь выступает в роли посредника в торге, становясь одним из феодально-торгашеских институтов позднего средневековья.

Необходимые изменения не могли быть осуществлены вне критики самой сущности католической теологии - ее догматического фундамента. Одним из таких догматов было утверждение о невозможности спасения людей без церкви и благодати, носительницей которой она является. Лютер противопоставил этому достаточно могущественному авторитету авторитет неоспоримый - могущество самого Бога и апеллировал к божественной истине, которая может быть достигнута без посредников. Парадоксальность этого суждения состояли в том, что свобода от притязаний католической церкви обосновывалась провозглашением полной и абсолютной зависимости человека от Бога. Реформаторы подчеркивают, что судьба человека зависит не от милости церкви, но от милости Бога. Верующий не может спастись своими силами, но может уповать на спасение, лишь осознав себя полностью греховным существом. В силу абсолютной зависимости человека от Бога, вера человека не может выступать как результат благочестия, о ней не могут свидетельствовать никакие формы искуплений, назначенные церковью - она возникает лишь под воздействием святого духа, свидетельствующего о предопределенности человека к спасению. Косвенным свидетельством такой предопределенности является личное осознание человеком своей греховности, поскольку последняя может быть ощутима и мучительна лишь для того, кто находится на пути к добру. Лютеровская проповедь стала фактически манифестом личного достоинства, облеченным в религиозную форму. Она открывала резерв совершенствования личности, говоря о личной вере, личных усилиях по стяжанию спасения. Это приводит к радикальному изменению представлений о соотношении священного и земного в человеческой жизни, согласно которому человек не должен бежать от мира, а должен исполнять в нем свое призвание.

Решающее значение приобретает здесь добросовестное выполнение мирских обязанностей, общеполезных дел, ибо именно по степени этой добросовестности Бог судит о крепости веры и желании обрести спасение. Степень веры прямо пропорциональна терпению, упорству, усилиям, с которым человек осуществляет свои земные обязанности. Важна не сфера, не род этих обязанностей, которые каждый человек волен выбирать сам, и даже не их результат, а осознание своего долга перед Богом. Именно на этом основании реформация устраняет принципиальную разницу между занятиями человека в "высших» сферах и обычным трудом - ведь в рамках этого воззрения занятия теологией не более приближают человека к Богу, чем занятия любым производством и ремеслом. В протестантизме Бог мыслился не абстрактной сущностью, но партнером в личном общении с человеком. (Именно акцент на личности, личностной мотивации поступков, личном смысле, внутреннем мире человека оказал впоследствии глубокое влияние на европейскую культуру, послужив исходной точкой процессов и явлений, весьма, казалось бы, отдаленных от протестантизма по времени и сущности. Но именно из исходных протестантских понятий и концепций вырастают многообразные идеи и проблемы, ставящиеся и разрешающиеся в культуре Нового времени –начиная от рационализма Декарта и кантовского автономного индивида и кончая ролью личного выбора в европейском экзистенциализме).

Парадоксальность протестантского учения проявляется в его трактовке возможностей человеческого познания: протестантизм объявляет, что единственным источником откровения для верующего человека является Библия и соответственно утверждает, что перед лицом ее откровений человеческое познание бессильно. Все то, что человек в состоянии уяснить с помощью своего разума, не является откровением. Таким образом, создается впечатление, что протестантизм, столь низко оценивающий возможности человеческого познания, представляет собой регресс даже по сравнению со средневековьем. Однако в унижении человеческого познания содержится возможность его раскрепощения. Перед богооткровенным текстом Писания несущественны различия между толкованием библии богословами и рядовыми христианами. Библия открыта для каждого, и каждый может толковать ее в соответствии с общими, ограниченными силами разума. Величие Библии освобождает человека от земных авторитетов / и в том числе церковной догмы/, и разум его свободен от них. Утверждение непререкаемого авторитета Библии знаменовало собой важный, выходящий далеко за рамки теологии поворот в мировоззрении: утверждалась независимость личного суждения. Познание обретает новые перспективы для развития, трактующиеся опять-таки парадоксально: именно потому, что наука неизмеримо ниже веры, ею можно заниматься свободно. Отвращении реформаторам внушает лишь самостоятельное рассуждение о тех вопросах, о которых говорит Библия /о добре, зле, боге, душе и т.п./, которое трактуется как воплощение сатанинской гордыни. Наука же эмпирическая, практически значимая, их не пугает, но более того - рассматривается ими как необходимая.

В протестантизме впервые заявляют о себе отличительные черты европейской цивилизации нового типа - цивилизации, которую многие исследователи называет техногенной, и в которой материализованные в науке и производстве возможности человека являются существеннейшим фактором ее изменения и развития.

Отличительные черты протестантского подхода к человеку, его месту и задачам на земле, его взаимоотношений с Богом проявились и во взглядах реформаторов на власть и государственное устройство. Реформация прокладывала дорогу изменениям взглядов в этой области как раз тем, что не пыталась строить специальных теорий власти и общества и сочинять трактатов о государстве. Как и другие средневековые мыслители, реформаторы подчеркивают, что власть в государстве должна быть сильной и стабильной. Однако - и в этом их отличие от средневековых мыслителей - они не рассматривают ее как воплощение «божественного права» властителей. Светская власть не есть выражение небесной благодати, но существует вследствие человеческого несовершенства, без нее взаимный антагонизм людей может привести к уничтожению общества. Власть не может оцениваться с позиций веры в ее божественное устройство, но лишь с позиций целесообразности, оцениваемой человеческим рассудком. Подобный взгляд на вещи, делающий государственное устройство и власть объектом рациональной оценки закладывал основу для концепций более позднего периода, которые будут позже разработаны в трудах Дж.Локка, Ш.Монтескье, А. Смита и др. - концепций "естественного права" и "общественного договора", которые не могли бы появиться на свет без подготовительной работы, проделанной Реформацией.

Принципы протестантизма нашли свое воплощение в формировании специфических взглядов на труд, его место в жизни человека, что создало особые типологические черты протестантской трудовой этики. В течение тысячелетней христианской истории господствовало сознание того, что труд человека является необходимым средством поддержания жизни, удовлетворения человеческих потребностей и может рассматриваться лишь как наказание за грехопадение людей и суровая вынужденная необходимость. Работа, выходящая за рамки удовлетворения наличных, актуальных потребностей, производящая избыточный продукт, могла совершаться производителем лишь под влиянием принуждения; внешнее принуждение было единственным средством интенсифицировать труд. Эпоха Реформации была эпохой становления капитализма не только потому, что она разрушала феодальные преграды. Протестантизм закладывает основу нового, неизвестного традиционным обществам типа работника и работодателя, новый тип отношений в сфере труда, позволявший в полной мере использовать "человеческий фактор" производства. Именно выполнение человеком на земле того или иного конкретного общеполезного дела может рассматриваться не только как обязанность человека, но и как призвание христианина, а степень добросовестности при осуществлении этого конкретного дела может рассматриваться как свидетельство веры и призвания. Протестантизм дает религиозную основу и освящение неутомимого, постоянного, систематического мирского труда как наиболее эффективного аскетического средства и наиболее верного и очевидного утверждения человека. Протестантская аскеза, в отличие от любой другой, носит невиданный в прежних религиозных воззрениях характер деятельно -практической целесообразности, рационального расчета. Именно в рамках этих отношений хозяйственная деятельность начинает ориентироваться на рациональное использование капитала, рациональную организацию труда, делая эту сторону хозяйственной деятельности предметом специального внимания, рефлексии, М.Вебер поясняя существо "духа" капитализма приводит в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма" заповеди капиталистической деятельности, сформулированные Б.Франклином:

«Помни, что время - деньги; тот кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен - если он расходует на себя всего только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но считать, что он истратил, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов. Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги, чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов. Наряду с прилежанием и умеренностью ничто так не помогает молодому человеку завоевать себе положение в обществе, как пунктуальность и справедливость во всех его делах. Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока... Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется. Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный расчет своим расходам и доходам. Если ты дашь себе труд обращать внимание на все мелочи, то это будет иметь следующий хороший результат: ты установишь, сколь ничтожные издержки вырастают в огромные суммы, и обнаружишь, что можно было бы сберечь в прошлом и что можно будет сберечь в будущем".[8]

Сущность "духа капитализма" составляет систематическое, рациональное стремление к прибыли, когда уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни. Воплощением этого духа капитализма становится кредитоспособный, порядочный человек, рассматривающий приумножение своего капитала как задачу для своего жизненного пути - предприниматель. С другой стороны протестантская этика. формирующая дух капитализма, отдает в руки нарождающегося хозяйственного уклада наиболее трудоспособных, совестливых, упорных наемных работников, прочно держащихся за работу как за богоугодную цель жизни. В целом такая этика ускоряла процесс превращения человека в сурового и решительного слугу капитала.

Возвышение труда, осуждение праздности, противопоставление их с религиозной точки зрения как воплощения добродетели и порока создавало исходные предпосылки для религиозно-нравственного возвышения предпринимательства особого - продуктивного типа, Предпринимательство как таковое существовало на всем протяжении исторического развития там, где имущество может измеряться в денежном выражении, а деньги существуют как форма получения прибыли. Но именно в рамках новой этики совершается качественный сдвиг в отношении к прибыли, капиталу, производству, трудовой деятельности в целом; жизни, при котором не дело существует для человека, а человек для дела

Эти отношения основаны на развитом материальном интересе, неведомом предшествующим системам и впоследствии порождают идеологию высокоэффективного производства, в котором обе стороны сознают необходимость усилий, добросовестности в выполнении взаимных обязательств, дисциплинированности, базирующейся на осознании ценности совместно осуществляемого дела. Трудовая этика протестантизма впоследствии содействует бурному развитию материального производства, опирающегося на квалифицированный труд, который немыслим без чувства причастности, ответственности, инициативы. "Классические" стимулы эксплуатации - избыток трудовых ресурсов и низкая заработная плата могут поддерживать существующий уровень производства или экстенсивно расширить его масштабы, но не ведут к качественному скачку, который немыслим без соответствующего непрерывно повышающегося уровня квалификации, заинтересованности, соответствующего настроя человека - всего того, что делает обыденную деятельность человека "призванием" - и в раннепротестантском и в современном смысле слова.

Реформация, начавшись в Германии, оказала глубокое воздействие на другие европейские страны. Еще при жизни Лютера его идеи распространились в Швейцарии, Франции, Нидерландах, Шотландии, Англии. Лютеранство становится основой для формирования разнообразных разновидностей протестантизма, решавших в тех странах, где они возникли, сходные задачи по подготовке предпосылок для становления отношений и институтов нового общества Сдвиг, произошедший под влиянием Реформации, был всеобъемлющим, изменения затрагивали практически все сферы жизни. Это произошло потому, что прежде фабричного производства, буржуазных политических институтов реформация формирует новый тип человека - доверяющего своему разуму, но не возводящего его в абсолют, человека, нацеленного на систематический упорный труд и рассматривающего его как призвание. Протестантизм явился специфическим духовным образованием, в рамках которого человек нового типа осознает свое место в мире и обществе, вырабатывает мотивы и стимулы деятельности в новых условиях. Он кладет начало фундаментальным общекультурным сдвигам в отношении к научному познанию, предпринимательской деятельности, труду, закладывает основы для нового понимания роли личности, ее свободы и нравственности. Итогом и результатом процессов, начатых Реформацией, явилось создание нового общества - общества продуктивного капитализма, именно в рамках протестантизма и Реформации закладываются ориентиры последующего развития европейской цивилизации.

Литература.

1. Вебер М.Избранные произведения. [Текст] М.Прогресс, 1990. 808с.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3,СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. – 480 с.

3. Соколов В.В. Европейская философия ХУ – ХУП веков. – М.: Высш. шк., 1996. – 400 с.