Тема: Античная философия.

Легизм

Школа законников (легистов) также противостоит конфуцианству, хотя именно она во многом способствовала его превращению в официальную идеологию. Эта школа имела преимущественно прикладной характер. Ее возникновение связано с реформами Шан Яна, которые он проводил в 4 в. до н. э. в царстве Цинь. С его именем и связывают книгу «Шан цзюнь шу» (книга правителя Шана).

А). Закон как узда и наказание. Законники противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» закон – «фа» и целиком отказались от методов убеждения, т. е. от нравственного принуждения, положившись на правовое принуждение и законодательство. В их доктрине совесть заменяется страхом. Это связано с тем, что, по мнению легистов, в древности люди были просты и честны, а теперь они стали хитры и нечестны. Поэтому необходимо отказаться от принципа добродетели и иметь законы о наказаниях. Причем мудрые должны творить законы, а глупые подчиняться этим законам. Законы должны быть столь суровы, чтобы воспитать народ, который бы пошел на смерть за правителя.

Б). Государство как высшая универсальная реальность. Представление о государстве как большой семье меняется на представление о государстве как бездушном механизме, возглавляемым деспотом-правителем, ставящем себя превыше даже неба и окруженного чиновниками, а не мудрецами. Правитель должен быть абсолютным властелином, причем не из личной корысти или кровожадности, а для того, чтобы сцементировать и сделать неприступным государство. Именно государство – главная ценность Поднебесной.

Внешняя цель государства – победа в войне царств. Внутренняя – в сплоченности подданных вокруг правителя и в постоянной готовности к отпору внешней агрессии. Поэтому необходима система круговой поруки, сформированная не по признаку именитости, а по признаку преданности. Главными занятиями в государстве являются земледелие и война.

В целом ни культура, ни солидарность не могут быть основой жизни людей в Поднебесной. Культурой лишь подрывается закон, а только в нем подлинная сила государства. Философские рассуждения о дао, человеколюбии и изящной церемонии должно заменить величественным и непререкаемым образом правителя, которому следует отбросить все проявления радости и гнева и сделать единственно свое отрешенное сердце вместилещем дао.

Вывод. Взгляды легистов – не столько философия, сколько идеология, сыгравшей огромную роль в утверждении императорско-бюрократической системы управления. Их мысли и поучения, имеющие иногда одиозный характер, исходят, однако, из достаточно осязаемой реальности: «жизнь в осадном положении».

В этом случае политические, духовные, психологические и иные аспекты человеческой жизни радикально меняются, и та или иная форма тоталитаризма становится жизненно необходимой. Сила государства начинает пониматься как условие выживания любого отдельного человека. Задачи и перспективы существования человека и государства в таких условиях и становятся предметом осмысления в данной школе.

Литература.

1.Бонгард-Левин, Г.М. Мудрецы и философы Древней Индии [Текст] / Г.М. Бонгард-Левин, А.В. Герасимов. – М. : Наука, 1975. – 342 с.

2.Древнеиндийская философия [Текст] // под ред. Бродова В.В. – М. : Мысль, 1972. – 271 с.

3.Радхакришнан, С. Индийская философия [Текст] / С. Радхакришнан. – М. : Изд-во иностр. лит., 1956. – Т. 1. – 623 с.

4.Васильев, Л. Культы, религии, традиции в Китае [Текст] / Л.Васильев.— М. : Восточная лит., 2001 .— 488 с.

5.Древнекитайская философия [Текст] : в 2-х т. – М. : Мысль, 1972. – 2 т.

6.Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии [Текст] : учеб. пособие / А.Н. Чанышев. – М.: Высш. школа, 1981. – 374 с.

План.

1. Предпосылки возникновения раннегреческой натурфилософии.

2. Софисты.

3. Сократ.

4. Платон.

5. Аристотель.

6. Стоики.

7. Эпикурейцы.

1. Период становления греческой философии (7-6 в. до н.э.) характеризуется тем, что зачатки естестеннонаучного и философского знания были на раннем этапе не расчленены вплоть до 4 в до.н.э.. Первые европейские философы и ученые ( любители мудрости): ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН, ГЕРАКЛИТ, опираясь на факты и логику впервые мыслили вещи не фантастически, а стремились к естественнонаучному, безличному, целостному описанию природы, космоса, мира: так милетцы ( Милет – город в Ионии ( Древней Греции) родина первых натурфилософов и естествоиспытателей – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена ), впервые стали рассматривать природу как независимый от богов саморегулирующийся процесс возникновения и гибели вещей. Такой подход получил название натурфилософского – философия природы, учение о природе.

Осуществляя многочисленные наблюдения за поведением планет, Солнца, природных и общественных явлений, используя также и мифологические воззрения ( от них полностью устраниться не удалось), они пытались найти как общие законы изменения и устройства мира, так и частные его характеристики. Можно сказать, что европейская философия и наука зародились тогда, когда Фалес попытался все многообразие видимых явлений объяснить из единого начала, свободного от мистики.

Начинают складываться первые наивные, но не мифологические системы взглядов на уровне житейской мудрости, прежде всего касающиеся человека: « ГОВОРИ К МЕСТУ» «ЗНАЙ СВОЕ ВРЕМЯ», «НЕ ПОЗВОЛЯЙ СВОЕМУ ЯЗЫКУ ОПЕРЕЖАТЬ РАЗУМ», «НИЧЕГО СВЕРХ МЕРЫ».

Причем первые европейские ученые-мудрецы были и естествоиспытателями. Известно, что Фалес проводил астрономические наблюдения, позволяющие ему предсказать солнечное затмение. В области математики он положил начало преобразованию греческой и вавилонской математики в дедуктивную науку : доказал равенство углов треугольников , деление круга диаметром на две равные части и т. д..

Анаксимандр сконструировал солнечные часы, прибор для наблюдения за положением небесных светил, начертил географическую карту местности.

Накопленные частные естественнонаучные знания, рационализация мифологических воззрений (в частности представлений о богах), аналогии, почерпнутые из политической жизни (природа-мир-космос соответствовали городу-полису, а также из области искусства (идея гармонии и согласованности частей) наталкивали первых натурфилософов на общие рассуждения. Появляются обобщения типа:

«БЫСТРЕЕ ВСЕХ УМ, ПОТОМУ ЧТО ОН ВСЕ ОБЕГАЕТ»,

«МУДРЕЕ ВСЕХ ВРЕМЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНО ВСЕ ОТКРЫВАЕТ»,

«БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРОСТРАНСТВО, ПОТОМУ ЧТО ОНО ВСЕ ВСЕБЕ СОДЕРЖИТ».

(ФАЛЕС).

Появляются так же вопросы, ответы на которые были очень важны для развития античной философии и науки: из чего устроен мир, как он движется?

Так, у Фалеса мир возник из воды и в нее же потом превращается.

У Ааксимена все из воздуха, а затем опять в воздух. У Анаксимандра мир возник из нечто материального - апейрона, который в результате вращательного движения раздваивается на противоположности типа: влажное - сухое, холодное - теплое и т.д., из которых в свою очередь возникает земля, воздух, огонь, вода.

Гераклит вносит важный пункт в развитие натурфилософской картины мира : все мироздание развивается у него по определенному разумному закону – Логосу. Логос по Гераклиту – это «прерывистость и порядок космических процессов». Порядок же Гераклит понимал как совпадение всяких противоположностей, из которых состоит мир, а также его изменения («все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды!»)

Таким образом, если Анаксимандр рассматривает существование противоположностей в конкретном исполнении, то Гераклит вводит понятие «закон» и показывает, что изменение и существование противоположностей является существенной чертой этого закона (за что причислен к родоначальникам диалектики).

Возникшие общие взгляды на мир позволили успешнее продвигать развитие частных знаний. Так формируются следующие астрономические знания: у Анаксимандра в центре мира земля, покрытая водой , затем воздух и небесная сфера , состоящая из трех колец. У Анаксимена небесная сфера выглядела как хрустальный свод. У Гераклита – центр мира тоже земля, а от нее к светилам распространяются испарения. Кроме того, Анаксимандр пытался определить величины небесных тел и расстояние между ними. Он же дает материалистическое объяснение таким природным явлениям, как гром, молнии, грозы, бури, закладывает основания биологической картины мира , обосновывая происхождение живого и человека из неживой материи в результате ее усложнения. По существу это были первые наброски механической картины мира.

Получают дальнейшее развитие и такие знания, как учение о человеке и душе, этика, эстетика, политические взгляды.

Так Гераклит исследует человека по трем тесно связанным направлениям : учение о душе, познавательные возможности и нравственность.

Душа у Гераклита, состоит из двух частей: низшей-чувственной и влажной, и высшей – разумной и огненной. Причем именно разум – логос имеет огненную, существенную основу души (огонь у Гераклита – субстратная основа мира). Таким образом, его учение о душе было связано с его же общими представлениями о мире. Разделив душу на две части, Гераклит по существу ставит проблему чувственного и рационального в познании. Он даже дает какое-то решение этой проблемы: эти два состояния души непрерывно порождают друг друга. В итоге Гераклит вводит два понятия «знание» и «мнение».

Мнение - это чувственная информация, а знание – порождение разума , логоса . То есть в первые в европейском мышлении мир идей и чувственный мир были противопоставлены.

Исходя из своих гносеологических установок, Гераклит выделяет три типа людей: 1) тот, кто познал логос (таких меньшинство), 2) тот, кто о нем слышал, 3) тот, кто о нем не слышал (таких, по мнению Гераклита, большинство).

Политические взгляды Гераклита также вытекают из его общей картины мира: воля человека задается логосом, воплощением которого в политической жизни является государственный закон. В то же время он говорит о государственных законах, являющихся настолько важными в жизни общества, что за них « народ должен бороться так же, как за стены города».

В целом философия Гераклита Эфесского являет собой вершину интеллектуального развития мира ионийского периода (ионийская философия – стихийно-материалистическое направление древнегреческой философии (6-4 вв. до н.э.), включающее в себя Милетскую школу и философию Гераклита Эфесского.).

В ионийской философии было установлено качественное различие между разумом и чувственностью, мышлением и ощущением, логическим и эмпирическим, что позволило разработать первые контуры вне мифологической общей картины мира: структура, субстрат, законы развития, основывающиеся на идее непрерывного превращения материальных явлений одного качества в другие. Это в свою очередь, позволило развить дальше и положить начало новым частнонаучным знаниям.

Фалесжил в Египте, научил египтян измерять высоту пирамид по тени от палки. Утверждал, что все состоит из ВОДЫ – ВОДА основа всего!

У Фалеса спросили:- « Что самое трудное? - Познать самого себя». А что самое легкое? – « Давать советы другим». «Между жизнью и смертью, нет ни какой разницы, так почему же ты не умираешь? Вот по этому, я и не умираю» - ответил Фалес.

Пифагор обратил внимание на то, что все множество вещей имеет количественную единицу (число). Цель философии Пифагора объяснить гармонию мира. Пифагор придумал слово космос – значит гармоничное.

ЕДИНИЦА – основа всех чисел, выражает сущность всего.

ДВОЙКА - двоится, больше чем единица.

ТРОЙКА – двойка + единица.

Ученики говорили о Пифагоре - «сам», «сам пришел». «сам сказал». Пифагор отказался сознательно от мяса, был вегетарианцем. Считал что все окружающее нас живое. Пифагор, переходя реку: - « Здравствуй река, - река отвечала: «Здравствуй, Пифагор» (все присутствующие в обморок упали ).

Парменид жил в 5 в до.н.э. Им написана поэма в двух частях :

1 часть - «Путь истины», т.е. размышления. 2 часть - «Путь мнения»,т.е.на основе чувственного восприятия. Идея произведения: знания изменчивости, различий, возникновения и уничтожения, это не истинные знания, а знание единства, знание о неподвижности бытия, знания о постоянстве – это истинные знания. Изменчивые знания (т.е. мнения) – есть бытие и не бытие.

Истинные знани говорят о том, что бытие может быть , а не бытие не может быть. Основная задача Парменида - найти неизменную основу нашего мира, найти единство множественного. Найти единство в многообразии.

Зенон -ученик Парменида. Ввел понятие – апория ( от греч. «а» -отрицательная частица, «порос» - выход», пародоксальное, безвыходное положение, понятие означающее в философии трудноразрешимую проблему). Апория возникает на основании того , что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие.

Апории Зенона : «летящая стрела», «дихотомия», «Ахилес и черепаха» и т.д.

Демокритсоздалучение об атомах. Все многообразие вещей состоит из атомов. В мире только атомы и пустота. Демокрит говорит о постоянном движении атомов. Все имеет свою причину (детерминизм).

На вопрос, как сделать жизнь счастливой, отвечал – нужно научиться не стремиться к удовольствию, которые вредны и не бояться не удовольствий, которые полезны и необходимы. Лучшей формой государства Демокрит называл демократический полис, а высшей добродетелью – безмятежную мудрость.

Условия благоприятные для философской мысли:

1) Демократия

2) Рабовладельческий строй (рабы давали свободное время, свободным грекам)

3) Географическое положение (путешествия, торгово-информационный обмен)

2. Во второй половине 5 в. до н.э., в Греции возникло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Если слово «философия» происходило от двух греческих слов «филос» - любовь и « софос» - мудрость , а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты откровенно провозгласили себя МУДРЕЦАМИ. В первоначальном смысле слово «софисте» означало « мастер, знаток». Софистом называл себя и скульптор и корабел и гончар. Но в дальнейшем это название стало присуще исключительно тем, кто мог продемонстрировать свою мудрость в речи, правдоподобном доказательстве. Софистов не интересовала истина. Для них было важнее убедительно что-либо доказать, побудить кого-либо к действию. Они стали в Греции первыми платными учителями «мудрости», уча своих клиентов побеждать в спорах и тяжбах. С тех пор термин « софистика» стал иметь предосудительный смысл. В наши дни софистикой занимаются в предвыборной компании, в рекламе. В последующие годы софисты стали просто жонглировать словами.

Они «грешили» против логики. Вернее, нарушали законы мышления, которые впоследствии стали аксиомами логики. Зачастую в угоду цели, частное выдавали за общее, случайное за необходимое, внешнее за внутреннее. На этом и были основаны их софизмы, образцы правдоподобных рассуждений, в которых из истинных предпосылок делался невероятный, неправдоподобный парадоксальный вывод.

Софисты сыграли важную роль в расшатывании канонов религии, они подвергали сомнению не только незыблемость истины, но и незыблемость богов. Цель софистики: добиться успеха в житейских делах.