Тема:Философия, ее роль в жизни человека и общества.
План.
1. Философия как способ духовно-теоретического освоения мира. Сущность философского знания. Место и роль философии в культуре.
2. Исторические виды мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.
3. Предмет, методы и функции философии.
4. Проблематика «основного вопроса философии».
1. Философия как способ духовно-теоретического освоения мира.История и культура человечества немыслимы без философской традиции - во многом справедливо, что «история это философия, преподающая на примере» (Дионисий Галикарнасский). Как и настоящее творчество, подлинная философия всегда современна и актуальна, её значение трудно переоценить и сегодня. Философия занимает совершенно особое место в культуре: она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. «Мы можем во все времена видеть благороднейшую задачу философии именно в том, что она формирует самосознание находящейся в развитии культурной жизни» (Виндельбанд), причём в кризисные периоды истории востребованность философии возрастает.
В различных философских системах и учениях на протяжении веков сосредотачивался не только колоссальный интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт, становясь по большому счёту своеобразным «духовным заветом» для последующих поколений. Это обстоятельство определяет особенность философии той или иной исторической эпохи, характер её отношения ко времени культуры. С одной стороны, философия – это «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель), очень точный «барометр» веяний времени. С другой стороны, философия, её высочайшие творения, не подвластны времени, и философский взгляд на мир есть осознание его «под знаком вечности». Наконец, философская мысль уникальна в специфике своей национальной традиции, выражая неповторимое наследие именно той культуры, той почвы, на которой она «произросла». Так, русская, немецкая, английская, индийская философия – понятия того же порядка, что и соответствующая музыка, живопись, поэзия. Всё это – выражение духовного мира того или иного народа, своеобразия его национального характера, восприятия мира и особенности мыслетворчества. Так, к примеру, русская философия, неизменным лейтмотивом которой проходит тема нравственного бытия и совершенствования человека, сочетает в себе тональность «западного» аналитического сознания с утонченностью духовных исканий Востока.
На протяжении всей, почти трёхтысячелетней истории своего существования, философия не переставала быть критикой наличного бытия и наличного сознания – критикой плодотворной и, в конечном счёте, созидательной. Значимость самых разных философских направлений в конечном итоге состояла в целостности понимания бытия, формирующем особое, высокое качество сознания личности. Одновременно философия оставалась и неизменным «пространством свободы» в человеческой культуре, утверждая главным средоточием своей проблематики смысл и цель человеческой жизни, поиск и утверждение высших жизненных истин ценностей. Первым, кто употребил слово «философ» был, вероятно, Пифагор. Лишь очень немногие, полагал знаменитый античный мыслитель, способны жить ради истины и постигнуть «любовь к мудрости» - так буквально переводится с греческого «философия».
Философское знание «вырастает» из повседневности, однако, не будучи утилитарным, начинаясь, по сути, с удивления и с вопрошания, оно до бесконечности возвышается над ней, стремясь к абсолютным истинам и смыслам. Здесь философия в немалой степени становится близка религиозному сознанию, становясь, как и религия, стратегическим уровнем жизненной ориентации человека. Однако, стремясь к рефлексии, к доказательству истины, а не к одной лишь апелляции к вере, философия, в отличие от религии, представляющей массовое сознание, остаётся уделом «избранных», считается традиционно элитарной формой духа. Вместе с тем, в результате сближения фундаментальных позиций философской и религиозной традиции, сегодня имеет своё продолжение феномен «религиозной философии».