Изменения общественного сознания.
Сельджукское гос-во тоже было турецкое гос-во, правящая династия даже таже.
Двойственность – сильное отличие гор культуры – 2,3 языка – арабский, персидский, переферия – тюркский язык.
Рост этнического самосознания всегда происходит когда существует какая то внешняя угроза – монгольская.
Постепенно пробивает себе дорогу тюркский язык – растёт престих, увеличивается его функциональность –
- за счёт пропаганды дервишских идей, борьба среди этих группирововк
– дервиш ордена высок порядка –переходят на турецкий язык 1350 – год развала сульджукск султанат
В 14 веке влияние турецкого языка только возрастает
– компонент этнический, конфессиональный, политический
Появление протогосударственные турецкие образования – кот кроме турецкого языка никакого не знает
- изобретение гос мифов обоснование лигитимности своей власти
14 век рос этнического самосознания турок – внешн угроза сос стор монголов, крестоносцев
Турки осознают себя турками.
Развитие в культурном плане турок в своих государствах – появление своей литературы, активный переводческий процесс, вклюцение в арабский культурный мир – поэзия с персидского, с арабского – научные сочинения( в перв очередь медицинские).
Напр перевод поэмы Низаи – с персидского на тюрки – замена слово тюрк – на туркмен- человек неграмотный, дикий. Анне мы – тюрки. Скачок качественный.
Конфессиональная ситуация – универсализм до захвата Константинополя
-после – кардинально меняется.
- до этого как обосновывали свою право на власть и владение – старейшим родом,
Эпос Огуз-наме – эпос турок – османы своё древо возводили к Каи, и по старшинству власть переходит к османам, в отличие от других бейликов.
Но после захвата огромных территорий с разношёрстн населением , необходима другая идеалогия – обосновать свою власть, тут своим тюркским высоким происхождением никого не удивишь.
- наследники империи. Апеллировали к Византийскому наследию. Для создания нового династийного мифа.
В 16 веке присоед огромн массивы арабских территорий в Африке – последний из рода абассидских халифов в плену, покровители Мекии, и Медины
- новый миф – османская династия ведёт свою династию от пророка.
- султан становиться халифом – теократия – глава и светский и духовный.
Самих турок мало
Новая система управления – милет – религиозные общину – учреждение – православного милета, во главе с Константинополь патриархом – по своему закону живите, платите только налог – джизья – подушная подать . и не можете служить в армии
- армяне – самоуправление
- 1493 – в Салоники, Константинополь, Смирну- поток евреев, от погромов в Европе – своё самоуправление.
Управление огромными территориями – значит сохранить разнообразие систем управления
-фонд земель – объявл гос собственностью , из него надел
- в горах – своя сист – шейхи, курды – платите дань, да войска в поход
- в Алжире, - янычары в прибрежных крепостях, остальные территории
Формы зависимости разные, жёсткой централизоавнной системы нет. Тем не менее аппарат государственный в османской империи – мощнейший
После захвата Константинопля- 50 тыс., через 100 лет – 500 тыс. сильная урбанизация.
Государственная регламентация экономической жизни – государство контролирует всё – уровень цен, жёстк наказания.
-сист гос монополий – соль,
Проблема как балансировать среди элитных групп – главн проблема султана.
Темариоты – военные, владельцы условных зеимельных пожалований. В осн турки.
Система – округ – Санджак, более крупн - бейлик
Администраторы, дворцовые служащие. Диван.
- Казначейство, вел везирь, - слоппы государства – в осн не турки – технич административн должност
- наняты как и янычары по сист девшерме - учёба - -рыбы султана – элитная управленческая группа.
Духовенство –много арабов( язык религии), персы.
Экономика – на подъёме в 15 веке. Огромные доходы от даней, контрибуция отВенеции
Строительство – великие стамбульские мечети – Св(Айя) София, Фатих, Сулейман ее, голубая мечеть
Дальнейшему продвижению туркам мешали крестоносцы на Родосе – осады 1,2-ая,
Шах Исмаил Тибризе, глава дервишского софийского ордена( тарриката) –теократия. Шеит. Этнически – азейрабаджанец. Кизыл-баш – красная голова – своеобразный колпак- 12 кр ленточек. Бритая голова и борода, только усы. Демографический взрыв. Религиозное горение – ожидание – освободителя.
Столкновение на Востоке.
Поддержка в Анатолии в самой османской империи. Много туркменов – кочевников. С ними централизованному государству трудно – попробуй найди. Пересилили в эту буферную зону – на границы. Кочевники недовольны, хор почва для шиитской пропаганды.
Вырезали 40 тыс. шиитов. В османской империи.
Ожесточённое противостояние. До того что объявили шиитов – хуже неверных
1514 Чалдыранская битва –в Анатолии. Победа османцев определена тем что на сторону османов перешли курды. А территория эта исторический курдистан. Курды сделали свой исторический выбор с кем они .
Это дало возможность туркам двигаться дальше на Восток – в Сирию и Египет.
Таким образом к 1520( умирает Селим I) году турецкое гос-во преобрело очертания географические поражающие воображение –
Кодификация законов – кодекс Селима –
При Сулеймане( сын Сулима) Канонит – окончат сложилось турецкое законодательство
- соединение законов шариата с обычным правом
Классический период турецкой истории на этом заканчивается.