Обґрунтування вибору виду транспорту
ТЕМА 1. ОРГАНІЗАЦІЯ ВЗАЄМОДІЇ ВИДІВ ТРАНСПОРТУ
ТЕМА 1.1. АНАЛІЗ СИСТЕМ ПЕРЕВЕЗЕНЬ ВАНТАЖІВ У ЗМІШАНОМУ СПОЛУЧЕННІ
Змістовний модуль «Перевезення у змішаному сполученні»
Особливості видів транспорту
[16, с. 98 - 104], [1, с. 78-88], [4, с. 67 - 113]
Привести таблицу с [18, с. 78 - 79]
Таблиця 1. Характеристики видів транспорту
Обґрунтування вибору виду транспорту
Как мы уже убедились, каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, которые определяют сферу целесообразного их использования.
2.1 Государственный уровень.
На государственном уровне возникает задача в развитии транспортной системы страны. Государственное регулирование осуществляется путем разработки и реализации программ развития видов транспорта. При этом выбор приоритетов в развитии тех или иных видов транспорта зависит от номенклатуры и объемов перевозок грузов.
Сферы целесообразного использования видов транспорта при перевозке грузов [1, с. 88 - 89]:
1) железнодорожный транспорт – перевозки массовых грузов (каменный уголь, руда, черные и цветные металлы, лесные и строительные грузы, минеральные удобрения) на дальние и средние расстояния (особенно в широтном направлении), а между предприятиями, имеющими подъездные ж/д пути – и на сравнительно короткие. Наличие железнодорожных подъездных путей между корреспондирующими предприятиями при массовых потоках грузов значительно расширяет сферы эффективного использования железнодорожного транспорта, так как создает условия для комплексной механизации и автоматизации грузовых операций, повышения качества и сохранности грузов. В ряде случаев использование ж/д транспорта при наличии подъездных путей целесообразно даже при незначительном грузообороте (менее 35 – 40 тыс. т в год);
2) морской транспорт – экспортно-импортные перевозки массовых и генеральных грузов (тарно-штучные). В Украине среднее расстояние перевозок морским транспортном составляет 8000 км;
3) речной транспорт – перевозки в районах, где нет других видов транспорта, а также между пунктами производства и потребления, расположенными на одних и тех же речных путях; перевозки в смешанных сообщениях на направлениях, где они эффективнее по сравнению с перевозками одним видом транспорта;
4) автомобильный транспорт – перевозка грузов в промышленных центрах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах, подвоз грузов к магистральному транспорту и доставка их получателям от пунктов назначения магистрального транспорта; перевозка от пунктов производства в пункты потребления при отсутствии связей между видами транспорта, перевозки скоропортящихся и других грузов в пределах экономической целесообразности, перевозки внутри узлов в контейнерах, перевозки мелкими отправками;
5) воздушный транспорт – доставка в промышленные центры и северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также ценных грузов и почты;
6) трубопроводный транспорт – перекачка нефти и газа с крупных месторождений, перемещение продуктов перегонки нефти при устойчивых и стабильных грузопотоках.
Сферы целесообразного использования видов транспорта при перевозке пассажиров [1, с. 89 - 90]:
1) железнодорожный транспорт – перевозки пассажиров в междугородном сообщении на средние расстояния (700 – 900 км) и в пригородном сообщении крупных промышленных центров;
2) морской транспорт – перевозки пассажиров в районах тяготения, в прибрежном плавании и в круизных поездках;
3) речной транспорт – перевозки пассажиров между населенными пунктами, расположенными по берегам рек, и при отсутствии других видов транспорта (в районах тяготения), туристские и экскурсионные перевозки;
4) автомобильный транспорт – перевозки пассажиров на короткие расстояния (в городах и других населенных пунктах), в пригородном сообщении большинства городов и населенных пунктов, в сельских перевозках и междугородных на расстоянии до 500 км;
5) воздушный транспорт – перевозки пассажиров на дальние расстояния как внутри страны, так и в ближнем и дальнем зарубежье.
Зависимость затрат на развитие некоторых видов транспорта от объёмов перевозки представлена на рис. 1 (привести рис. 4.3 [17, с. 43]).
Рис. 1. Сравнительная характеристика затрат на развитие транспорта в зависимости от вида транспорта и объёма перевозок грузов
Выбор транспортной схемы в современных условиях позволяет осуществлять следующая таблица, характеризующая основные показатели конкурентоспособности видов транспорта (Привести таблицу с [17, с. 44])
Таблица 2. Сравнительная характеристика видов транспорта по отдельным показателям
2.2. Уровень предприятия.
Вибираючи засіб доставки конкретного товару, відправникам необхідно враховувати такі чинники:
- надійність дотримання графіка доставки;
- час доставки;
- вартість перевезення;
- частота відправлень;
- здатність перевозити різні вантажі;
- здатність доставити вантаж у будь-яку точку.
Правильність зробленого вибору повинна бути підтверджена техніко-економічними розрахунками, заснованими на аналізі всіх витрат, пов’язаних з транспортуванням різними видами транспорту. Наприклад, вартість доставки 5 т дорогого вантажу (цінність 50 000 дол. США) автомобілем складала 1000 дол. США, літаком – 3000 дол. США. Вибір ліг на автомобіль.
Проте проведений згодом аналіз повної вартості показав, що крім провізного тарифу при автомобільному перевезенні довелося заплатити: експедитору 5% від вартості вантажу за експедирування і охорону, тобто 2000 дол. США (при перевезенні літаком ці витрати виключалися); банкіру: 1,5% від вартості вантажу як відсотків за кредит, оскільки перевезення автомобілем здійснюється 15 днів, протягом яких 50 000 дол. США були відвернуті в запас, що склало ще 750 дол. США. У сумі сумарні витрати при доставці склали 3750 дол. США. Вибір автомобіля, зроблений тільки на співставленні тарифів, виявився невірний - літак був вигідніший.