Функции общения
Виды управленческого общения.
По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно передается по невербальным каналам, поэтому этот вид общения чаще используется только в деловых ситуациях.
По соотношению «цель—средство» общение можно разделить на деловое (общение как средство достижения бизнес-целей) и личностное (само общение выступает как цель). Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Деловое общение формирует и развивает деловые способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков. Этот вид общения помогает совершенствовать умение взаимодействовать с людьми, развивает необходимые для этого деловые и организаторские качества.
По главной цели общения можно выделить три его формы: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).
По количеству участников можно выделить три варианта общения: межличностное, лично-групповое и межгрупповое (рис.).
По своему основному содержанию общение может носить биологический характер, иметь выраженный когнитивный, эмоциональный или материальный аспект или же относиться к кондиционному типу
Рис.3 – Классификация общения по количеству участников
Рис. 4 – Классификация общения по его основному содержанию
Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной или духовной культуры.
Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Кондиционное общение создает состояние готовности к другим видам общения, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения.
Эмоциональное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной «подзарядкой» для его чувств. Биологическое общение способствует сохранению нормальных параметров организма и является условием поддержания и развития его жизненных функций.
Общение выполняет разнообразные функции, наиболее важными из которых являются следующие.
1. Обмен информацией. (Пример: покупатель узнает у продавца цену товара и интересуется возможностью скидок.)
2. Воздействие на других людей. (Пример: налоговый инспектор призывает предпринимателя вовремя сдавать налоговую декларацию.)
З. Соблюдение социальных условностей. (Пример: во время деловых переговоров их участники обмениваются приветствиями.)
4. Выражение своих чувств. (Пример: директор фирмы выражает недовольство опозданием своего сотрудника.)
5. Получение обратной связи о себе. (Пример: менеджер спрашивает у своего коллеги, насколько убедительно он провел презентацию.)