Факторы, влияющие на морально-психологический климат

К внутренним климатообразующим фактором относятся:

1. Стиль руководства, который непосредственно влияет на настроение, поведение людей, на их взаимоотношения.

2. Отлаженность трудового процесса. Здесь речь идет о субъективно оцениваемых организационно- управленческих, экономических и материально-технических условиях, в которых трудится человек. Недовольство работников организацией дела отрицательно сказывается на социально-психологическом климате.

3. Личные качества работников. Через них преломляются все обстоятельства трудовой деятельности и личной жизни. Лица, склонные конфликтовать, нетерпимые к мнению других, с завышенной самооценкой, необоснованным уровнем притязаний и низкой культурой поведения провоцируют ухудшение социально-психологического климата.

4. Корпоративная (групповая) культура, которая, будучи фактором группового сознания, утверждает определенные межличностные отношения в коллективё в качестве общей ценности. При сильном групповом самосознании лица, посягающие на общую ценность, подвергаются осуждению, чем социально-психологический климат страхуется от нарушений.

5. С этим фактором сочетается такое явление как групповое давление на личность.

6. Психологическая совместимость и срабатываемость людей в рабочих группах, которая означает способность людей к взаимодействию в связи с их социальными и психофизиологическими качествами. Психологическая совместимость определяется совокупностью личностных качеств, а срабатываемость прежде всего зависит от стиля работы.

7. Соотношение мужчин и женщин в коллективе иногда также оказывает влияние на климат. Психологи рекомендуют при возможности смешанные по половому составу коллективы. Женские коллективы более подвержены колебаниям социально-психологического климата, чем мужские.

8. Размеры первичного коллектива. Оптимальными психологи считают средние коллективы от 10 до 20 человек. Большие первичные коллективы (более 25 человек) склонны распадаться на отдельные группировки, в меньших затрудняется нахождение психологически совместимых лиц по причине ограниченности выбора. Практика и исследования подтверждают, что в оптимальных по численности коллективах создаются наиболее благоприятные условия для установления здорового микроклимата, так как люди оказываются в пост деловом и дружеском общении, что способствует сплоченности.

9. Возрастная структура коллектива. Опытом установлено, что для большей стабильности коллектива желательно комплектовать его разными по воз расту работниками. Исследования показали, что более стабильные коллективы там, где совместно трудятся 40 % работников с опытом и стажем работы и 60 % молодых работников. Коллектив, состоящий из людей одного возраста, имеет тенденцию замыкаться на интересах своего возраста.

10. Одним из существенных факторов является физическая удаленность работающих членов коллектива. Человек, работающий рядом, чаще воспринимается как лучший друг, чем тот, кто работает дальше.

 

Контрольные вопросы к теме 9.

1. Что представляет собой психологический климат в коллективе?

2. Какие основные подходы в диагностике социально-психологического климата коллектива осуществляются?

3. Какие основные факторы влияют на психологический климат в коллективе.

4. В чем заключается роль руководителя в обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе?

Литература:

1. Белков И.Г. Личность руководителя и стиль управления.— М., 1992.

2. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.в. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. – М., 1983.

3. Зигерт В. Руководить без конфликта / В. Зигерт, Л.Ланг. – М., 1990.

4. Шахова В.А. Система работы с кадрами управления. М., 2000.

5. Шеметов П.В. Элементы научного управления. — Новосибирск, 1992.

Тема 10.

Межличностное общение в управлении

 

Учебные вопросы:

1. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика.

2. Виды управленческого общения.

3. Функции общения.

4. Коммуникативные умения и навыки в управленческой деятельности.

5. Коммуникативное взаимодействие: структура и техники построения.

6. Деловая беседа как вид коммуникативного взаимодействия.

7. Совещания как вид управленческого общения. Организация и проведение переговоров.

 

1. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика.

Общение — это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь у людей процесс общения опосредован речью и становится осознанным.

Содержанием общения могут быть:

1) передача информации (налоговый инспектор объясняет предпринимателю особенности налогового законодательства);

2) передача умений и навыков (опытный бухгалтер обучает новичка правильно составлять отчет);

3) групповая деятельность (бригада каменщиков строит дом).

Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).

Средства общения могут быть вербальными (когда в основном используется смысловое содержание слов) и невербальными (с применением жестов, мимики и интонации).