Заключительный контроль
В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.
Этапы процесса контроль:
1)Выработка стандартов и критериев
2)Сопоставление реальных результатов с плановыми
3)Корректировка.
Классификация типов контроля (в электронном виде):
• по времени осуществления контрольных действий – предварительный, текущий, итоговый (последующий) контроль;
• по временной направленности контроля – стратегический, тактический, операционный контроль;
• по масштабу – всеобщий, коллегиальный и индивидуальный (вопрос справедливости) контроль;
• по иерархичности объектов контроля – контроль системы объектов в целом (всей организации), контроль подсистем системы объектов, контроль отдельных объектов;
• по степени открытости – открытый, полуоткрытый, скрытый контроль;
• по возможности дальнейшего использования объекта контроля – разрушающий и неразрушающий контроль;
• по характеру контрольных мероприятий – плановый и внезапный контроль;
• по источнику данных контроля – документальный, фактический, автоматизированный контроль;
• по характеру отношения к объекту – направляющий и фильтрующий (этапный) контроль;
• по принимаемому решению – активный и пассивный контроль;
• по методике проведения – формализованный и визуальный контроль;
• по способу взаимоотношений работников – односторонний (функционально-принудительный), взаимный (двусторонний или многосторонний) контроль;
• по характеру взаимоотношений контролирующего и контролируемого работников – контроль, обусловленный отношениями подчиненности (формальный) и контроль, не обусловленный отношениями подчиненности (неформальный);
• по этапу получения информации – первичный и сводный контроль;
• по объекту контроля – контроль предмета труда, контроль за средствами производства, технологический контроль, информационный контроль, экологический контроль и т. д.;
• по величине (сложности) объекта контроля – тематический и комплексный контроль;
• по стадии производственного процесса – входной контроль, операционный, контроль хранения, контроль транспортировки, контроль готовой продукции и т. д.;
• по исполнителю – самоконтроль, управленческий контроль, государственный контроль, международный контроль, контроль силами органов местного самоуправления, партийный контроль, врачебный контроль, этический, религиозный и т. д.;
• по режиму – усиленный контроль, нормальный (в облегченном режиме) контроль;
• по пространственному аспекту – входной, процессный, выходной контроль;
• по полноте охвата объекта контроля – сплошной (тотальный) контроль и несплошной (выборочный) контроль;
• по периодичности проведения контрольных мероприятий – систематический, периодический и эпизодический контроль;
• по степени механизации – ручной, механизированный, компьютеризированный, технологизированный и т. д.;
• по способу получения и обработки информации – статистический, расчетно-аналитический, регистрационный контроль;
• по степени мотивационной значимости – жесткий и мягкий, констатирующий и делающий выводы, карательный и носящий характер помощи;
• по фазе воспроизводственного цикла – контроль снабженческо-заготовительной деятельности, контроль производственной деятельности, контроль финансово-сбытовой деятельности;
• по функциональной направленности – администраторский, финансово-экономический, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации;
• по направленности на сферу организации – внешний (осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность) и внутренний (осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал) и т. д.
Типы контроля по Р. Эдвардсу
- простой - осуществляемый на личностном уровне, где главную роль выполняют межличностные отношения;
- структурный - осуществляемый на уровне системных ролевых отношений, основой которого являются формальные институционализованные связи, основанные на интернализованных нормах, характерных для данной организации и данной корпоративной культуры;
- технический - осуществляемый в ходе выполнения определенного вида деятельности в соответствии с определенными управленческими, информационными или социо-техническими технологиями;
- бюрократический - основанный на безличных формальных отношениях, т.е. на правилах, инструкциях, и распоряжениях, определяемых существующей иерархией данной организации.
Принципы организации управленческого контроля (в электронном виде)
1. Структура организации контрольной деятельности должна соответствовать структуре (иерархии) управления организации. Контроль, как часть процесса управления, действует на всех его уровнях. Каждому уровню управления (точке принятия управленческих решений) должен соответствовать свой уровень контроля (структурный принцип).
2. Система контроля должна способствовать обеспечению управляемости процессов по основным направлениям деятельности во всех подразделениях организации (принцип централизации).
3. Любые действия персонала, которые привели к отрицательным для организации последствиям, должны быть расследованы; необходимо установить их причины и масштабы последствий, применить адекватные меры дисциплинарной и материальной ответственности к соответствующим должностным лицам (принцип ответственности).
4. Персонал организации не должен отвечать за результаты, достижение которых не зависит от его усилий (принцип контролируемости).
5. Лица, осуществляющие контроль над процессами, не должны отвечать за их реализацию (принцип независимости).
6. Любые контрольные процессы в организации не должны обходиться дороже тех потерь, которые могут быть предотвращены в результате реализации контроля (экономический принцип).
7. Процессы должны контролироваться как на соответствие политике менеджмента организации (по форме), так и по их результатам (по существу), при этом определяющим критерием является достижение целей системы управления (принцип оценки по результатам).
Контроль - это обязательный компонент системы управления, который реализуется в обязательном порядке при соблюдении ряда принципов (другой источник):
- всеохватность;
- централизованность (руководитель должен первым знать обо всех серьезных отклонениях, сбоях от установленного плана, а если это невозможно, то контролировать самые важные участки работы;
- адекватность содержанию деятельности (система контроля должна быть приспособлена к характеру деятельности конкретной организации);
- контроль должен быть прямым (осуществляется непосредственным руководителем, отвечающим за выполнение соответствующих планов);
- стратегическая направленность (отражение общих приоритетов организации и их поддержка);
- объективность (недопустимость использования личных симпатий и антипатий руководителя в отношении кого-либо из подчиненных и, более того, использования контроля как «карательного» средства в работе с персоналом, в особенности когда у руководителя имеется предубеждение против того или иного сотрудника; достигается введением системы контроля по объективным показателям, понятным и принятым всеми членами коллектива);
- гибкость (приспособление к происходящим изменениям);
- контроль должен быть опережающим (должен давать сигнал об отклонениях еще до того, как они произойдут, чтобы можно было вовремя поправить положение);
- нацеленность на решение проблемы (а не на ее выявление и констатацию);
- простота (обеспечивает лучшее понимание целей и инструментов контроля, а значит, и поддержку существующей системы контроля персоналом организации);
- приоритетность мониторинговых точек (руководителю нет необходимости проверять все до мелочей, достаточно сосредоточить внимание на узловых моментах деятельности, по которым можно проверять ход выполнения работ);
- постоянство (чем меньше промежуток времени между операциями контроля, тем выше активность контроля и тем более действенные меры можно принять);
- стандартизированность (критерии эффективности работы должны быть выражены в поддающихся проверке количественных или качественных показателях, дающих четкое и однозначное представление о результативности деятельности);
- своевременность (обеспечение возможности устранять отклонения прежде, чем они примут серьезные размеры);
- экономичность (преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование);
- автоматизация (должен осуществляться автоматически при минимальном вмешательстве руководителя);
- адекватность системы контроля личности руководителя (система контроля должна выбираться индивидуально для каждого руководителя с учетом его личностных особенностей);
- ориентация на человеческий фактор и т. д.
[1] Бурцев В. В. Методология внутреннего контроля // Консультант директора. – 2000. – №18. – С. 19–23.