Организация как функция менеджмента
Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой построение такой структуры предприятия, которая дает возможность людям работать вместе для достижения поставленных целей.
Организация как функция менеджмента представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры предприятия (департаминимизация).
Содержание функции организации составляет:
1. делегирование полномочий;
2. организация отношений, упорядочение работ;
3. деление организации на подразделения.
Делегирование - это установление отношений между уровнями полномочий (только вертикале). С помощью делегирования происходит передача задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за выполнение.
Итак, делегирование состоит в передаче ответственности и полномочий.
Ответственность представляет собой обязательства выполнять определенную задачу и отвечать за её удовлетворительное решение.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Полномочия бывают двух типов:
1. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть воздействия на подчиненных. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией.
2. Штабные полномочия - это полномочия, основанные на выполнении определенной функции. Штабной аппарат может быть:
• Консультативным (консультирование линейного руководителя);
• Обслуживающий аппарат (маркетинг, кадровые службы, снабжение и сбыт и т.д.)
• Личный аппарат линейного руководителя (секретарь, личный помощник).
Организационный процесс включает в себя следующие стадии:
1)Определение отдельных видов работ для достижения поставленных задач.
2)Оценка имеющихся трудовых ресурсов.
3)Выявление степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала.
4)Определение специализированных видов деятельности.
5)Оформление и утверждение должностных инструкций, положения структурных подразделений, схем и нормативов.
При организации необходимо руководствоваться следующими необходимыми принципами: специализация пропорциональность (отделы должны быть соизмеримы между собой) прямоточность (наикратчайший путь прохождения информации) бесперебойность (ритмичность).
Организация предполагает воздействие на поведение отдельных работников, социальных групп со стороны руководства с целью поддержания эффективной деятельности объектов управления.
Содержанием воздействия является совокупность приемов, способов, методов, направленных на создание, совершенствование организационной структуры управления.
Стадии процесса организации:
1.установление целей и задач предприятия.
2. определение видов работ которые надо выполнить.
3. оценка имеющихся человеческих ресурсов.
4. группировка функции ( видов работ ) в организационной структуре управления ( функционализация или департаментация)
5. выявление и оценка степени ответственности и характера деятельности персонала в различных уровнях.
6. выявление специфических видов деятельности на предприятии.
7. определение и утверждение должностных инструкций, схем и нормативов.