Иванич Ю. Наркотики и терроризм. Паутина зла М., 2005

Литература

Особенности политического экстремизма

Конфликт как социальное явление

План

. Политические конфликты: сущность, виды и методы урегулирования

1.Койбаев Б.Г. Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке, 2006.

3.Луков Вал. А. <#"right">Человек стремится к гармонии, но природа лучше знает, что хорошо

для рода человеческого: она хочет дисгармонии.

И. Кант

Цель - определение политического конфликта как социального явления, имеющего различные пути решения; понимание сложности социального феномена конфликта

Исследованию социальных конфликтов положили начало работы М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Разнообразие взглядов на природу и форму конфликтов породило возникновение целых школ и направлений и даже научных дисциплин, в частности раздел политологии - конфликтологию.

Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.

В теории конфликтов можно выделить два основных направления:

функционализм (изучает проблему устойчивости и стабильности; считает основой

функционирования общества согласие, консенсус членов общества). Представители Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер;

структурализм (считает, что развитие общества пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ). Представители М. Вебер, Р. Дарендорф, К. Маркс.

По мнению Дарендорфа, кто умеет справиться с конфликтом путем его признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм в себе противники. Согласно Дарендорфу, социальный конфликт - результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения, то есть источником конфликта являются отношения по поводу власти.

Л. Козер считает, что основу конфликта составляет борьба за власть, изменение статуса, перераспределение ценностей и т. д. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.

Видный американский ученый К.Э. Боулдинг попытался создать общую теорию конфликта таким образом, чтобы она была пригодна для каждого конкретного случая. По его мнению, конфликт - «…ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций…и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны». Согласно теории Боулдинга, в соответствии с уровнем организованности конфликты делятся на три большие группы: на уровне индивидуума, группы, организации.

В противовес данной теории А. Раппопорт выделяет три главных типа и одновременно три уровня конфликта: война, игра, спор.

В своем развитии конфликт проходит явно или латентно три стадии.

. Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить.

. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, то есть действий, направленных на изменение поведения соперников.

. Разрешение конфликта, возможно, как правило, при устранении причины конфликта, путем изменения требований одной из сторон (уступки, изменения поведения). Социальный конфликт может быть разрешен в результате истощения ресурсов одной из сторон, вмешательством третьей силы, в результате устранения соперника.

Политические конфликты - это противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов. Цель политического конфликта - борьба за влияние в системе политических отношений, за политический статус, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, словом все то, что составляет власть и политическое господство.

Так, за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошли 14,5 тыс. войн (включая две мировые), в которых погибло 3,6 млрд. человек. За последние 40 лет земное сообщество ввергалось в войны 250 раз, всего в этих войнах участвовало 90 государств, а их потери составили более 35 млн. человек.

Для западной науки с ее богатыми традициями в области конфликтологической парадигмы характерна исключительная поливариативность методологических оценок и подходов к обозначению феномена политического конфликта. Поэтому и сегодня продолжается дискуссия относительно содержания указанной категории, несмотря на уже ставшие классическими определения, которые даны в работах Л. Козера, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа и др. Особенно важна в этом отношении социально-политическая концепция французского социолога П. Бурдье.

Формирование социальных классов, групп и их агентов, конфликтных и конкурентных отношений между ними французский социолог связывает с неравным распределением капитала - экономического, культурного, социального, престижного. Причем способ функционирования различных групп изначально двойственен. С одной стороны, они основаны «на вере в собственное существование», что обозначено организациями и символикой. С другой стороны, эта вера не есть чистая фикция благодаря институтам, ответственным за ее воспроизводство. Но конфликтны не только интересы больших социальных групп, не только действия больших политических партий, отражающих эти интересы, но и представления в голове самого индивида относительно программ и кандидатов на властные статусы и роли.

Различают три основных типа политических конфликтов.

. Конфликты интересов. Преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой которых является торг по поводу экономических привилегий и ущемлений. Как правило, это борьба за определенные экономические интересы - размер налога, объем социального обеспечения. Этот тип конфликта легко поддается урегулированию, так как здесь достаточно просто найти компромиссное решение.

. Конфликты ценностей. Характерны для развивающихся стран с неустойчивыми политическими ценностями и экономикой. Регулирование данных конфликтов требует больших усилий из-за трудностей нахождения компромиссов. Поэтому переход конфликта в латентную фазу можно рассматривать как оптимальный выход из ценностного конфликта.

. Конфликты идентификации. Характерны для обществ, где отождествление субъекта происходит не с обществом в целом, а с определенной группой (этнической, языковой, религиозной). Этот тип конфликта возникает в условиях расовой, этнической, религиозной противоположности и выливается в этнический сепаратизм, религиозный экстремизм.

В зависимости от уровней участников политический конфликт может быть:

международным (субъекты - государства и их коалиции);

региональным (субъекты - региональные политические силы);

местным.

Политической практикой выработаны определенные способы разрешения и регулирования конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.

Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок. Если соглашение навязывается сложившимися обстоятельствами, то их относят к вынужденным. Если же соглашение соответствует какой-либо части политических интересов всех взаимодействующих сил, то их можно относить к добровольным. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

Консенсус - состояние согласия большинства общества, основных социально-политических сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения власти, ценностей и т. д. Консенсус - универсальный принцип функционирования демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия, конфликты, снимать напряжение в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, политической культуры.

Урегулирование конфликта подразумевает:

предупреждение открытых форм проявления конфликта, сопровождающихся открытыми формами конфликта. Для предупреждения основной акцент делается на выявление причин конфликта, широкого развития системы образования, телевидения, радио и т. д.;

разрешение конфликта, предполагающее устранение причин, вызывающих их. Для разрешения конфликта Дж. Бертон предложил систему мер, таких как: правильно организованное общение между социальными группами, находящихся в конфликте; изменение характера отношений сторон друг к другу; методы по снятию ложной идентификации групп, например, по национальному признаку; организация встреч и дискуссий между конфликтующими сторонами;

формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликта. Перевод конфликта в рациональное русло. Считается, что очень немногие конфликты являются конфликтами с нулевой суммой, то есть когда все интересы сторон полностью противоположны. Но даже если конфликт близок к такому, необходимо, чтобы участники через включение дополнительных вопросов, или, наоборот, исключая ряд из них, или путем формирования целей более высокого порядка сделали конфликтную ситуацию не с нулевой суммой.

Есть и другие методы снижения напряженности. Так, в международной практике к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

Одним из факторов политической конфликтности является господствующий политический режим. В обществе тоталитарного типа открытые политические конфликты являются редким явлением. И дело здесь не только в том, что насилие по отношению к оппозиции является гарантом общественного порядка. Сама социальная среда не располагает рядом необходимых условий для нормального функционирования социальных отношений. Как справедливо заметил А. Токвиль, социальные конфликты исчезают, если доминирующей становится такая централизованная государственная власть, противостоять которой не может ни одна группа.

Совершенно другая ситуация складывается в последовательно демократическом обществе. Свобода общественных и политических объединений создают принципиально новое качество социальной жизни. Демократическое общество социально подвижно, изменчиво, мобильно. Отношение единства в нем динамично. Здесь не только согласие, но и конфликт является обычным состоянием. История демократического развития выявила ряд специальных процедур контроля над конфликтными ситуациями:

взаимный и оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте;

сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способные придать неуправляемость конфликтной ситуации;

объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;

подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;

использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянувшихся в конфликт;

создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

Напряженное поле конфликтности создает сегодня историко-этническая составляющая культуры. Там, где население в процессе этнонациональной консолидации утратило существовавшие местные особенности, вновь усиливается этническое самосознание, оперирующее культурно-историческими символами. На этой основе после Второй мировой войны возник феномен, названный этнологами «ренессансом этничности». Причем достаточно распространенным стереотипом является утверждение, что гражданский национализм позитивен и не склонен к конфронтации, в то в то время как этнический - агрессивен и носит деструктивный характер. Подобная точка зрения, упрощающая реальность, неоднократно подвергалась критике. На сегодняшний день существует три основных варианта трактовки понятия «этническая идентичность».

Политический экстремизм означает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Поведение экстремистов не вписывается в рамки закона, нарушает конституционные и международные правовые нормы. Политический экстремизм - это всегда правовой нигилизм. В качестве субъектов политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и партии, так и целые государства и союзы государств. Примером политического экстремизма на международной арене может служить внешняя политика тоталитарных режимов, выражающаяся в экспорте разного рода мессианских учений: «пролетарской революции», «нового порядка», «исламская революция». Элементы политического экстремизма могут обнаруживаться в политической деятельности достаточно демократических государств, если они играют роль мирового полицейского.

Политический окрас экстремизма многообразен. В тоталитарных режимах он проявляется в качестве элемента внутренней политики: система концлагерей в фашистской Германии, полпотовской Камбодже. В демократических государствах элементы экстремизма проявляются в отношении религиозных, этнических и иных политических меньшинств (например, положение русских меньшинств в странах Балтии), во время военных конфликтов (война США во Вьетнаме).

По идеологическому содержанию экстремизм можно условно разделить на левый и правый. Среди форм правого экстремизма называют правовой популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм. Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм второй половины XIX века (народники, эсеры, анархисты), а также левый экстремизм на Западе второй половины ХХ века. Среди наиболее известных его форм называют «красные бригады», «прима линеа» в Италии, РАФ в Германии, «аксион директ» во Франции и др. При всей эклектичности идеологических установок в целом он делает упор на идею непримиримой классовой борьбы.

На мировоззренческом уровне экстремизм радикального ислама выражается в идее «священной войны» против западной идеологизации. Ныне в мире действуют десятки экстремистки настроенных исламских группировок, взявших на вооружение жестокие методы террора и насилия (наиболее известные - организация «Братья-мусульмане», палестинское движение ХАМАС, алжирский ФИС, турецкие «серые волки», так называемые ваххабиты на Северном Кавказе и т. д.). Целью радикальных исламистов является установление политического режима на основе шариата.

Помимо идеологического различения форм экстремизма, существуют его классификации по объектам, средствам. По своим методам политический экстремизм весьма близок к терроризму, хотя и не составляет с ним полного тождества. Не все экстремисты являются террористами; терроризм - крайняя форма экстремизма. Политический экстремизм имеет также латентные, то есть скрытые формы, существуя в виде идейно-психологического потенциала недовольства, который может решаться в акте насилия с размытой политической мотивацией.

Сегодня особое значение приобретают различия экстремизма, связанные с его методами и объектами. Появляются принципиально новые формы экстремизма, к примеру, «электронный» экстремизм, когда становится реальной посредством Интернета бесконтрольная пропаганда человеконенавистнических идей и т. д.

Социальной основой экстремизма может служить затяжной социально-экономический кризис; обнищание и деклассирование больших групп населения; тотальная криминализация общественной жизни; идейно-нравственная деградация большинства населения, выражающаяся в широком распространении наркомании, пьянства, тунеядства, социально-дарвинистских стратегий «выживания». Факторы, значительно смягчающие экстремистские настроения - это реальная свобода слова, не опасающаяся официальных санкций против политической критики; сохраняющийся политический плюрализм; пропаганда нравственных устоев национальной культуры, не приемлющей экстремистские идеи; социально-экономические мероприятия государства.

Ключевые термины по лекции: конфликт, политический конфликт, противоречие, субъекты конфликта, конфликтная ситуация, функции, типология конфликтов, стадии (этапы, фазы) возникновения и развития конфликта, управление, регулирование, разрешение конфликта, переговоры, посредники, консенсус, согласие, компромисс, арбитраж.

Тема 16

Мировая политика и международные отношения

План

. Понятие мировой политики

. Система международных отношений

. Международные политические институты

Список литературы

1. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Учебное пособие. М., 2001.

2. Горев А.В.Гражданские инициативы и будущее России. М., 1997

. Габдуллина К.Г. Казахстан и современный мир, А., 2001

4. Мировая политика. Идентификации и современного развития. М., 2006 Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2007

. Мировая политика и международные отношения / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб: Питер, 2007.

6. Жумалы Р. Геополитика Центральной Азии, А.. 2006

. Койбаев Б.Г. Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке, 2006.

Цель - определение мировых центров силы, тенденций развития международных отношений для определения геополитического статуса Казахстана в современном мире.

Международные отношения - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является, отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем. Различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные. Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации. Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами. Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов. Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении. К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения. Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Первая тенденция развития современных международных отношений - рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства - так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе - земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов. В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов - политических, экономических, гуманитарных, - а также создания по своей сути наднациональных органов. Третьей тенденцией развития международных отношений стало Нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, так называемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же время взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей. Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные. К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности. Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса - полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания. На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики. Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные» интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать. 10 октября 1933г. в Рио-де-Жанейро государствами американского континента был подписан договор о ненападении и согласительной процедуре. Ст.1 провозглашала отказ от войны как способа разрешения спорных ситуаций, как между участниками этого договора, так и с другими государствами. Все споры должны решаться путём мирных средств, предусмотренных международным правом. Т.о. и государства американского континента признали мирные средства урегулирования международных споров как единственные в международных отношениях. Можно сказать, что ещё до второй мировой войны в международное право вошёл новый принцип - принцип мирного разрешения международных споров. Признание ООН принципа мирного разрешения международных споров отобразилось в главе VI Устава. Это свидетельствует о юридическом развитии международных документов. Т.к. принципы, провозглашённые ООН по сравнению с положениями Парижского договора, имели более чёткие и категоричные формулировки. Кроме Устава ООН этот общеобязательный принцип фиксируется и в других международно-правовых актах: Пакт Лиги арабских государств (ст.5), Хартия Организации африканского единства (ст.3), Устав организации американских государств (ст.5), Декларация о принципах международного права (1970г.), Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе (1975г.). Принцип мирного разрешения международных споров означает обязанность государств решить все возникающие между ними споры и конфликты исключительно мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор международному миру и безопасности или нет. Т.к. международный спор вне зависимости от его масштабов, силы и количества государств, вовлечённых в спор, угрозе миру и безопасности подлежит мирному урегулированию. При этом государства остаются свободными в выборе мирных средств урегулирования спора. В Декларации о принципах международного права 1970г. подчеркивается, что «международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения международных споров». В ней указывается также, что, если стороны не достигнут урегулирования спора одним из мирных средств, они обязаны «продолжать стремиться к урегулированию другими согласованными между ними мирными средствами».

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание принципа мирного решения международных споров составляет совокупность прав и обязанностей государств - участников спора. Спорящие стороны обязаны разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Перечень мирных средств урегулирования содержится в гл. VI Устава ООН. Согласно п.1 ст.33 Устава, «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Государства не вправе оставлять свои международные споры не разрешёнными. Это означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении международного спора и, во-вторых, необходимость продолжения путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принёс позитивных результатов. Под скорейшим разрешением международных споров следует понимать строгое соблюдение взаимно согласованных сроков урегулирования. Эти сроки налагают на спорящие стороны обязанность не ограничиваться каким-либо одним средством или процедурой мирного разрешения спора, а использовать и другие средства, если спор не удалось уладить первоначальным средством урегулирования. На государства возлагается обязанность воздержаться от действий, которые могут привести к обострению спора. Под такими действиями понимаются действия сторон, последствия которых могут привести к нарушению международного мира и безопасности, а также могут изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон, при этом нарушив интересы другой. Государства обязаны урегулировать свои международные споры на основе права и справедливости. Это предполагает применение норм и принципов международного права, а также норм договорного и обычного права. Применение норм международного права подразумевает применение: Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определённо признанные спорящими государствами. Международных обычаев, как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. (ст.38 Статута Международного Суда ООН). Эта статья не ограничивает принятие решений Международным Судом только международным правом, а разрешает принимать решения ex aequo et bono - по справедливости и доброй совести - если стороны с этим согласны. Большое значение для правильного понимания принципа мирного решения споров имеют определение понятия «международный спор» и «спорная ситуация». Разница между ними довольно существенна и должна учитываться. Постоянная палата международного правосудия определила, что спор есть разногласие по поводу какой-либо нормы права или факта между определёнными субъектами (государствами), когда один из них предъявляет претензии к другому, а другой - отвергает эти требования или принимает их частично. В тех случаях, когда столкновение интересов государств не приводить к предъявлению претензий друг к другу, хотя и порождают определённые трения и напряжённость в их отношениях, имеет место ситуация. Например, спорная ситуация может возникнуть вследствие пограничных инцидентов, концентрации войск одного государства на границах другого. Территориальные споры, споры о границах - одна из категорий споров, существующих во взаимоотношениях между государствами. Такие споры представляют большую опасность для международного мира и безопасности. Поэтому большое значение имеет их мирное урегулирование, т.к. большинство международных конфликтов и войн начинались именно с территориальных споров. Каждый спор является определённой спорной ситуацией, но не каждая ситуация перерастает в спор. Т.о. понятие спорной ситуацией шире понятие спора ещё и потому, ситуация может появиться ещё до возникновения спора и существовать после его урегулирования. Как уже говорилось выше, международные споры и ситуации бывают двух видов: те, которые угрожают международному миру и безопасности и те, которые такой угрозы не несут. Только после второй мировой войны произошло более 450 споров и ситуаций разных видов. Наиболее опасным является первый вид, т.к. они могут перерасти в вооружённый конфликт, хотя и второй вид имеет такую возможность. Поэтому важно вовремя предупреждать возникновение споров и ситуаций и не допускать перерастания в международный конфликт. Различие между спором и ситуацией имеет и юридическое значение в ООН. При рассмотрении спора в Совете Безопасности государство, участвующее в споре, должно воздержаться от голосования. Здесь действует принцип: никто не может быть судьёй в своём собственном деле. При рассмотрении спорной ситуации такого воздержания не требуется. Различаются споры юридические и политические. Это различие относительное, часто его трудно провести. Устав ООН употребляет термин «споры юридического характера», которые, по общему правилу, должны передаваться спорящими государствами в Международный суд ООН. Согласно ст.36 его Статута, к «правовым спорам» относятся прежде всего споры, которые касаются толкованию международных договоров, любого другого вопроса международного права, наличия факта нарушения международных обязательств, возмещения, причитающего за нарушения таких обязательств. К политическим спорам относятся территориальные споры, в отношении государственной границ. Они обычно являются и наиболее опасными спорами, и решаться они должны также мирными средствами.

Ключевые термины по теме лекции: мировая политика, геополитика, центр силы, консенсус, международные политические институты, внешняя политика, международный конфликт, международное право, политический спор.

Тема 17

Особенности современного мирового политического процесса

План

1. Классификация особенностей мирового политического процесса

2. Типологизация глобальных проблем

3. Демографические проблемы

4. Проблемы терроризма, преступности, наркомании

5. Экологические проблемы

Список литературы

. П. Кеннеди Вступая в ХХ1 век, М, 2002

2. Юрий Царик. Кризис международного права <#"justify">Геополитика - это концепция, которая провозглашает зависимость внешней

политики страны от её географических факторов. Геополитика - это географический разум государств. Взаимодействие между окружающим человека пространством и политическими формами его жизни. Челлен: Геополитика - это доктрина, рассматривающая государство как географический организм или пространственный феномен.

Концепция Ратцеля.

Фридрих Ратцель (1844-1904) - отец геополитики, последователь социал -

дарвинизма. Немецкий ученый живший во времена объединения германии.

Участвовал в войне, был награжден крестом. В первых работах сделал вывод о влиянии климата на человека: 1. под влиянием света, холода, сырости и т.д. происходит смена хар-ра и дух настроя человека

. климат воздействует на расселение, переселение народа. Степной климат способствует кочевому образу жизни. Оказавшись в сыром климате кочевники переходят к земледелию.

. От климата зависит растительность и распределение животных, соответственно жизни и род занятий человека.

Гос-во имеет тенденцию врастать в естественные замкнутые пространства, а она может быть полностью удовлетворена в пределах континента. В 1901 вышла работа «О законах пространственного роста гос-в». Она насчитывает 7 законов: 1. пространство гос-ва растет вместе с ростом его культуры. 2. Пространственный рост гос-в сопровождается развитием идей, повышенной активности в различных сферах торговли. 3. Рост гос-ва осущ-ся путем поглощения др гос-в. 4. Граница есть переферийный орган гос-ва, является показ силы или слабости гос-ва, изменение его организма. 5. В своем росте гос-во стремиться вобрать в себя наиболее ценные элементы физ окруж: береговые линии, бассены рек, равнины, богатые ресурсами районы - «политически ценные места». 6. Исходный импульс пространств росту приходит гос-ву из вне, благодаря перепадам уровня цивилизации, соседствующих территорий. 7. Общая тенденция поглащения слабых цивилизаций сильными переходит от гос-ва к гос-ву и по мере перехода набирает силу т.е. подталкивает к увеличению территории. «Море, как источник могущества народа» 1900 - если страна хочет быть сильным гос-ом то ей нужен сильный флот.

3. Концепция Р. Челлена (1864-1922)

Профессор истории и политических наук, специализировался на изучении системы управления разных государств, занимался политикой, националист. Выделяя взгляды Ратцеля на государство как на организм, считал, что географическая среда - "тело государства", а народ - душа. И то и другое надо изучать в неразрывном единстве. В своей книге (1916 г) "Государство как форма жизни" предложил формулу, по которой складывается мощь государства. Мощь государства составляют географические свойства, хозяйство, народ, форма государственного правления. Высказал мнение, что государство состоит из 5 сфер:

государство как географическое пространство.

государство как народ.

как хозяйство

как общество, т.е. социальные отношения.

как управление, конституционное и административное устройство.

Сила государства - более важный фактор. Либеральные идеи о защите интересов граждан как основные задачи государства отвергал, государство - цель само по себе. Выдвигал концепцию создания экономически самодостаточного закрытого государства, защищенного народного дома.

Прогнозы международных отношений: 1914 г. Монография "Великие державы", очерки из области современной большой политики. Здесь рассмотрел важные политические аспекты международных отношений к 14 году, определил интересы ведущих держав, которые подразделил на мировые (Великобритания, США, Германия, Россия) и великие (Франция, Италия, Австро-Венгрия, Япония). Выделил 3 пространственных фактора, оказывающих важное влияние на исполнительные процессы.

. Расширение, т.е. наличие большой территории.

. Территориальная монолитность.

. Свобода перемещения, т.е. выход к мировым коммуникациям.

Из великих держав Великобритания обладала 1 и 3, Россия 1 и 2, Япония 2 и 3, Германия 2, обладает единым этносом, США - 1,2,3.

4. Теория Маккиндера. Он предложил выделить на суше регион в котором происходят важные события Европа, Азия, Африка. «Мировой остров» на котор выделил 3 сферы: 1. север вост европы и сев азии - сердцевинные земли - хартленд. 2. Внутренний полумесяц. 3. Внешний полумесяц.

Мировая история зарождается в хартленде, оттуда поступают импульсы (производится экспансия) на внутренний и внешний полумесяцы. Эти импульсы вызывают в жизни истории процессы в странах внутреннего полумес. Импульсы - все натиски от Европы. Для хартленда хар-но ерархическое, деспотическое, неторговое общ-во. Для внешнего месяца наоборот. Внутренний полумес - арена противодействия 2-х тенденций. Потому мир история происходит на внутреннем полумесяце, когда зарожд в хартленде. Вывод: кто владеет вост Европой, тот владеет хартлендом, кто владеет хартлендом, тот владеет мир островом, кто владеет мир островом, тот владеет миром. Во то время хартленд он отождествлял с Россией.

книга «Демократические идеалы и реальности» 1919 рассказывает об опасности объединения хартленда. Сдвинул границу на запад и захватил Германию. Его рекомендации были направлены против побеждения в войне. Советовал не допустить сближение России и Германии, поставить санитарный кордон малых стран. 3 книга «Круглый мир и завоевание света» 1943. К хартленду присоединил Сахару, Арктику, сев Атлантику. Предложил название Леналенд - приграничн территория Вост Сибири - слабо освоенные территории.

Германская геополитика между двумя мировыми войнами (К. Хаусхофер, Э. Обот, К Шмитт и др.).

В фашистской Германии геополитика получила официальное признание как наука. Хаусхофер (1869-1946). Идеи Хаусхофера предшествовала концепция "Срединной Европы", выдвинутая в начале первой Мировой Войны. Суть её: Германия как самая развитая и сильная страна на континенте должна объединить вокруг себя малые страны центральной Европы в порядке конфедерации. Это должен быть экономический, политический союз, где Германия - гегемон и гарант военной защиты.1946 г "Апология немецкой геополитики" - главный труд. Основные идеи: Идея жизненного пространства, необходимого народу для существования: "народ без пространства имеет право на пространство без народа". Концепцию "Больших пространств" предложил Антаниочи. Выделял 3 периода экспансии:

. Древние государства расширяли границы вдоль меридиан и большое пространство замыкалось в рамках средиземного моря.

. Экспансия вдоль параллелей.

. Меридианная экспансия в планетарном масштабе. Большое пространство делил на ядро и периферию. Ядро - базовая держава в большом пространстве, на котором основывается экономическая, политическая структура пространства. Есть Американское большое пространство, ядро США. Евроафрика, центр - Европа, а в ней центр - Германия. Остальной мир - Восточная Азия, ядро - Япония. Японию находил близко с Германией, называл её Пруссией. Считалось, что Хартленд должен быть единым, чтобы противостоять экспансии внешнего полумесяца и предполагал союз сильнейших держав Хартленда по оси: Берлин-Москва-Токио. Эту идею изложил в статье "Континент". В 1939 году во время недолгого немецко-советского сближения предложил вариант, что пусть Панроссия остается при своем, считал, что Россия - широтная страна и может произойти столкновение. Приветствовал объявление войны России.

Раймонд Арон (1905 - 1983) Для ядерного века предпочтительна глобальная модель чел-го сообщества без идеологий и без границ, утративших свое былое значение (мондиализм).

Теория Гумилева.

Лев Николаевич Гумилев (1912 - 1992). Последний выдающийся Евразиец. Школы вокруг него не сложилось из-за того, что его концепции были оригинальны и неожиданны. Главн работа: «Древняя Русь и великая степь». Его концепция содержала 10 пунктов:

. основное действующее лицо истории - этносы, т.к. они явл. Наиболее устойчивыми и активными чел общностями. И неи один чел не сущ-ет вне рамок этноса. Этносы - системы, развивающ-ся в историческом времени, имеющие начало и конец.

. Универсальный критерий отличия одного этноса от другого - стереотип поведения. Он передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе. Усваивается чел-ом с рождения от окружающих его людей, через микро и макро среду. Поведенческий стереотип явл-ся для каждого индивида способом адаптации.

. Системные связи в этносе основаны не на сознательных отношениях, а на ощущении своего и чужого. Деление людей по принципу «мы» и «они».

. Единство этноса поддерживается гео, био, химической энергией биосферы. Эффект, которой определяется как пассионарность (активность) - стремление к достижению какой-либо цели любой ценой. Психологически это импульс подсознания противоположный инстинкту самосохранения как индивидуального так и видового.

. В любом этносе следует выделять:

пассионариев, у которых пассионарность превосходит инстинкт самосохранения.

Субпассионариев, у которых наоборот.

Гармоничных людей, у которых и того и другого поровну.

. В любом этносе большинство составляющих гармоничные люди их % обычно не изменяется. Пассионарии и субпассионарии явл не значительной частью этноса, но от их %-ного соотношения зависит этногенез.

. Фазы этногенеза:

фаза объекта пассионарности, кот делится на 2 подфазы: инкубационную и явную.

фаза предельного подъема пассионарности.

Фаза надлома - резкий спад пассионарности.

Инерционная - фаза постепенного спада пассионарности.

Фаза потери пассионарности.

Мемориальная фаза - этнос превращается в реликт, поглащенная другим этносом или рассеивается.

. вспышка пассионарности есть результат предельной органической мутации, которая происходит под влиянием избыточной биохимической энергии биосферы. Пассионарность также передается генетически.

. Структура этноса. Этносы имеют сложную структуру внутри и объединяются в супер этносы, котор Гумилев выделяет поп признаку общие доминанты. Они могут существовать в рамках слияния, соседства или при добровольном объединении без слияния. Например подчинение одного народа другим, если один народ явл гостем, а другой хозяином.

. Доминанта - идея составляющая мироощущение и жизненную программу пассионариев и этноса в целом, определяющая направленность расходования пассионарности. Бывает жизнеутверждающая (оптимистическая, божественная) и жизнеотрицающая (пессимистическая, атеистич). Наиболее подходящий для этноса первый.

Геополитические интересы Казахстана стали определяться после распада СССР 15 союзных республик, провозглашение государственного суверенитета вовсе не означало разрушения сложившегося на территории СССР единого геополитического пространства.

КАЗАХСТАН И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В течение последних 10 лет Казахстан сумел добиться минимизации угрозы собственной безопасности. На сегодняшний день в Казахстане сведена к минимуму угроза терроризма и экстремизма, отсутствуют существенные предпосылки для этнического сепаратизма и проблем, связанных с религиозньми различиями. Мудрая политика Президента Казахстана превратила страну в "оазис стабильности" в Центральной Азии, что подтверждается внушительными цифрами роста ВВП, признанием в мире. Успешность экономических реформ выдвинула Казахстан на первое место среди стран СНГ. И все это достигнуто без социальных потрясений. Казахстан способствует стабильности в Центральной Азии не только за счет собственной стабильности и предсказуемости. Казахстан участвует в мировом " разделении труда" по поддержании безопасности в Азии. В ходе недавнего визита в Астану Министр обороны США Д.Рамсфельд отметил важную роль Казахстана в поддержании безопасности в Центральной Азии. Мы активно участвуем в ШОС, являющейся ядром международной стабильности в Евразии в целом, роль Казахстана играет активную роль в ОДКБ, чем подчеркивается наше участие в региональных организациях безопасности. Внешняя политика Казахстана: успешный пример многовекторности в обеспечении безопасности в регионе На протяжении последних лет Казахстан демонстрирует диверсифицированный подход к сотрудничеству с ведущими зарубежньми силами. У Казахстана сложились прочные и доверительные отношения с Россией, чему способствуют личные отношения Президентов РК и РФ. Россия - естественный партнер Казахстана, как в структурах сотрудничества на постсоветском пространстве (ЕврАзЭс, ОДКБ), так и в двусторонних отношениях. На международной арене Казахстан и Россия часто выступают вместе, и, как показывает практика, могут решать самые сложные вопросы. Казахстан связывают устойчивые и разносторонние отношения с Европой и США. Можно сказать, что Казахстан - единственная страна в Центральной Азии, которую Запад воспринимает в качестве равного партнера, как в экономической, так и в политической сфере. В нашей стране обеспечены надежные условия работы иностранных инвесторов. У нас складываются разносторонние отношения с международными организациями: в первую очередь с ООН, ОБСЕ. Мы - партнеры США и стран Запада по антитеррористической коалиции. Казахстан поддерживает США в Ираке. Мой собственный визит в США, встречи с ведущими политиками, представителями бизнеса показывают возможности более глубокого сотрудничества наших стран. Казахстан выстроил нормальные отношения с Китаем. У нас решены пограничные вопросы, нормально развиваются экономические связи. Более того, Казахстан и Китай - партнеры в обеспечении региональной безопасности. Казахстан активно участвует в ШОС, мы едины в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Казахстан поддерживает политику КНР в отношении "трех зол" (сепаратизм, экстремизм, терроризм). Мы -союзники в борьбе с национальным сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Уверена, что сотрудничество с Китаем является одной из основ стабильности в Центральной Азии и Казахстан уверенно следует этому принципу. Положение Казахстана на южном направлении во многом связано с обеспечением стабильности в регионе. Традиционно мы поддерживаем добрые отношения с соседями Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном. Но не только. Казахстан оказывает поддержку новому правительству Афганистана. У нас сложились плодотворные отношения с Ираном. Поддерживая "общий фронт" борьбы с терроризмом и экстремизмом на Юге, мы обеспечиваем стабильность в регионе в целом. Важно отметить, что особое положение Казахстана в Центральной Азии и на пост советском пространстве, та стабильность политической и экономической жизни, успехи в борьбе с международным экстремизмом во многом связаны с успехами в построении многовекторной системы отношений с Россией, Западным миром, Китаем, странами Южной Евразии. Казахстан, в силу своей собственной стабильности и участия в обеспечении международной безопасности является государством, которое играет ключевую роль в политическом процессе в Центральной Азии и может выступать медиатором интересов основных игроков в этой части Евразии. Казахстанский фактор в обеспечении безопасности в Центральной Азии Сейчас много говорят о нарастании противоречий между Россией и США на пост советском пространстве в целом, и в Центральной Азии в частности. В этой связи многие эксперты и политические деятели высказывают опасения не станет ли это игрой за нас счет? Как отразятся эти противоречия на странах Центральной Азии? Не уготовлена ли нам роль "геополитической жертвы" (как пишут некоторые российские СМИ) конфликта между Россией, Китаем и США. В этой связи, можно отметить, что геополитическое положение Казахстана между основными мировыми центрами силы, безусловно, несет в себе проблемы, но и создает серьезнейшие перспективы. Уже сейчас без участи Казахстан нельзя говорить ни о каких процессах в Центральной Азии, в том числе об обеспечении безопасности, противодействию экстремизму и терроризму. Эта роль может только расти. И неслучайно, конференции, подобные этой, все чаще проходят в Казахстане - отсюда виднее и понятнее все геополитические процессы, идущие в Азии. Исключительное геополитическое положение Казахстана, наша политическая роль в современной Евразии, дают возможность говорить и о том месте, которое мы можем занимать между мировыми центрами силы. Я считаю, что имея стратегические партнерские отношения с Россией и являясь важнейшим партнером США и Европы в Центральной Азии, поддерживая взаимопонимание с Китаем и мусульманскими странами, Казахстан может и будет претендовать на роль медиатора интересов мировых центров силы в регионе. Не за наш счет, а при нашем участии будет определяться вес России, США, Европы и Китая в Центральной Азии, баланс их интересов. Казахстан на сегодня является вершиной геополитического треугольника Россия - США - Центральная Азия или многоугольника, если прибавить еще и Китай. Этот треугольник подразумевает стратегическую роль нашей страны в обеспечении политического процесса и безопасности в Центральной Азии. Мы готовы активно играть эту роль, помогать России, США и Европе найти конструктивный путь сотрудничества в Центральной Азии во всех вопросах, начиная от энергетических и военных и заканчивая вопросами безопасности и борьбы с наркоторговлей. Процесс формирования консенсуса интересов государств "геополитического треугольника" в Центрально-Азиатском регионе прошел несколько этапов, которые, достаточно условно, можно датировать: начало - середина 90-х годов; конец 90-х -2001 год; конец 2001 года (11 сентября) - начало 2003 года; Главный итог противостояния в "геополитическом треугольнике" к середине 90-х годов - укрепление позиций США и включение государств Центральной Азии в зону ответственности Центрального командования США. Второй период характеризуется энергичными попытками, предпринимаемыми Россией для возвращения почти утраченного ею влияния в регионе. Во многом этому способствовали факт пересмотра Россией своей внешнеполитической доктрины и приход к власти В. Путина. Вторая характерная черта отчетливо наблюдаемый переломный момент в отношениях между США и государствами Центральной Азии. Постепенно эти отношения из сферы экономики переходят преимущественно в сферу политики. Что касается Китая, то к концу 90-х годов его позиции в Центральной Азии сформировались довольно отчетливо. Если сразу после распада СССР у него и существовали некоторые иллюзии о возможности усиления своего влияния в этом регионе, то позднее на смену им пришел холодный экономический расчет. События "11 сентября" вновь поменяли расклад сил в регионе. Главным итогом объявленной США антитеррористической операции (АТО) стало то, что США получили легитимный доступ своих воинских подразделений в "сердце" Евразийского континента со всеми вытекающими отсюда перспективами. Что касается позиций России и Китая, то, согласившись принять участие в АТО, они пытались извлечь из этого как можно больше дивидендов, их торг с США стал не только неизбежен, но и уместен. Несколько запоздалая реакция России, и озвученная В. Путиным ее позиция, позволили ей избежать ненужной конфронтации и не испортить отношения с другими основными игроками в регионе - Китаем, Ираном, Индией, и мусульманскими странами. Что касается неизбежного военного проникновения США в регион, в России, думается, осознавали, что наличие нескольких американских военных баз в регионе не есть полноценное военное присутствие. Китай, за исключением общих фраз о необходимости борьбы с международным терроризмом и поддержки США в этом вопросе, своей позиции четко не обозначил. Вмешательство США в афганский конфликт в любой форме разрушало всю геостратегию Китая, которая с конца 80-х годов выражается формулой: "опираться на север, стабилизировать западное направление, а основные усилия сосредоточить на востоке и юге". До начала АТО эта стратегия работала достаточно успешно. Китаю удалось достичь стратегических договоренностей со своими северными соседями, более того, стать одной из главных составляющих региональной системы безопасности. Удавалось поддерживать нормальные отношения с Пакистаном, Индией, Северным альянсом и даже талибами. Что касается государств Центральной Азии, то все они, так или иначе, были вовлечены в антитеррористическую коалицию. И здесь возникает вполне закономерный вопрос, что ими двигало? Во-первых, косвенное участие в АТО, проводимой под эгидой США, предполагало, что в США больше не будут поднимать вопрос о демократии и правах человека в этих странах. Во-вторых, обещанная США финансовая помощь за предоставление своих территорий для проведения сухопутной операции позволяла "залатать" дыры в бюджете. В-третьих, анти исламская по своей сути АТО давала возможность раз и навсегда "разобраться", причем под покровительством "самой передовой демократии" с религиозной оппозицией. С точки зрения геополитики, в Центральной Азии 2002 год прошел под знаком явного доминирования Москвы и Пекина. Особенно наглядно это проявлялось в "дипломатических играх" вокруг региональных структур безопасности - ОДКБ, СВМДА, ШОС и укрепляющегося военного присутствия США в регионе.

Ключевые термины по теме лекции: геополитика, национально-государственные интересы, мировые державы, геополитические интересы Казахстана, интеграция, консолидация

Тема 18

Основные приоритеты внешней политики, внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире.

План

. Формирование и развитие суверенного Казахстана

. Этапы становления суверенитета

. Проблемы разработки национальной идеи

. Внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире.

Список литературы

.Рахманова Г.Б. Казахстан и проблемы безопасности в Центральной Азии, А.. 2006

. Чжен Кун Фу Геополитика Казахстана. А.. 1999

. Звягинская И. Становление государств в Центральной Азии. Политические процессы

. Бакаев Л. Национальная безопасность Республика Казахстан. В контексте истории и современности. А., 2005.

Международный терроризм. М., 2005

. Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центрально-азиатской точки зрения. А., 2006

. Назарбаев Н.А. На пороге ХХ1 века, А., 2003

. Жумалы Р. Геополитика Центральной Азии, А.. 2006

. Гудби Д. Стратегия стабильного мира, М., 2003

. Казахстан сегодня. - А, 2010

Цель - определение места и роли современного Казахстана в условиях многополярного и многовекторного мирового развития.

Место и роль Республики Казахстан в современном мире невозможно понять без анализа становления и развития внешней политики нашего государства. Внешнеполитическая деятельность руководства Республики Казахстан на первом этапе была сориентирована на создание благоприятных макро- и микрополитических параметров для достойного вступления государства в мировое сообщество. Главным фактором формирования внешнеполитической доктрины на начальных стадиях стал геополитический: территория и народонаселение республики, отсутствие открытого выхода к морям, соседство с такими державами как Россия и Китай, поиски контактов с мусульманским миром и другие.

Однако уже первые инициативы суверенного Казахстана продемонстрировали мировому сообществу политику, ориентированную не только на геополитические интересы Казахстана, но, прежде всего, на ее миролюбивый характер, направленный на создание атмосферы взаимного доверия, сотрудничества на региональном и международном уровнях, на развитие равноправных отношений со всеми странами и международными организациями. 2 декабря 1991 года на пресс-конференции по итогам президентских выборов Н. Назарбаев впервые очертил контуры казахстанской внешней политики, обозначив ее многовекторный характер. «У республики должен быть разумный баланс между Европой и Азией. Хотя, безусловно, казахский народ имеет глубокие совместные корни с тюркскими народами». В результате в качестве стратегических задач, в первую очередь, ставились следующие:

создание благоприятных внешних условий для проведения кардинальных социально-экономических и политических реформ в Казахстане;

отстаивание национально-государственных интересов страны, и в первую очередь, территориальной целостности, неприкосновенности государственных границ;

выстраивание внешней политики на основе партнерских отношений;

многовекторный характер внешней политики.

декабря 1991 года была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. Уже 21 декабря того же года в Алматы состоялся саммит глав одиннадцати независимых государств, возникших на постсоветском пространстве и подписавших декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Так начался отсчет первых шагов внешнеполитической деятельности Казахстана.

В связи с этим, на первом этапе были выдвинуты следующие основные направления внешней политики:

сохранение общего экономического и культурно-гуманитарного пространства в рамках СНГ;

вхождение через ООН, ОБСЕ и другие международные организации в современные международные отношения, подключение мирового сообщества к проблемам переходного периода казахстанского общества и оказание необходимой помощи;

в связи с отказом от ядерного статуса обеспечение ядерными державами - США, Россией, Великобританией, Китаем - гарантии безопасности Казахстана, суверенитета, независимости и территориальной целостности, нерушимости границ;

вступление в основные финансовые институты - Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития - в целях привлечения финансовых средств для реформирования казахстанской экономики;

сотрудничество на двусторонней основе.

марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. Уважение и признание Казахстана со стороны мирового сообщества вы