Идея возвращения к первоначальному, «истинному» исламу.

Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую способность к ассимиляции и синтезу инокультурных влияний. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения на Западе, поскольку европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания в развитии своей цивилизации.

Таким образом, политическая культура групповой ориентации, восточное неиндивидуалистическое правовое и гражданское сознание, основанное на компромиссе, способность к реинтерпретации ценностей в духе современности с опорой на национальную традицию характерно для стран конфуцианско-буддийской ориентации. Успех этих стран показал, что благополучие нации складывается не только из экономических показателей, оно в немалой степени вырастает из духовного единства народа, поверившего в свои силы.

Остановимся на некоторых содержательных моментах ислама. Прежде всего, ислам - это последовательно монотеистическая религия. Отсюда вытекают два важных принципа: принцип полной покорности властьдержателям и священности государственной власти. Идея единого Бога и принцип полной покорности указывает человеку и властьдержащим на их достаточно скромное место в мире, то есть непосредственно на каждого мусульманина накладываются определенные ограничения и обязанности. С другой стороны, коль скоро, государственная власть священна, то долг каждого рядового мусульманина повиноваться политическим лидерам. «Слушать и исполнять повеление властей - долг мусульманина, независимо от того, нравится ему или нет».

Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее - подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как завоевательской, насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру.

Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины. Можно выделить несколько теократических установок, которые находят поддержку в современном мире:

принцип универсальности ислама;

принцип панисламизма - убежденность в правильности ислама, единстве всех мусульман, независимо от национальности;

идея возрождения халифата - установление исламского порядка, основанного на законах шариата;

Западный политолог, в частности Вебер, утверждают, что определяющими в исламской культуре являются этатизм и имперство. Конечно, со страниц Корана сам Мухаммед предстает перед нами как выдающийся прагматичный государственный деятель. Не будет преувеличением утверждение, что как политик Мухаммед заслуживает самой высокой оценки. Он сумел создать сильную мировую империю, то есть имперские амбиции здесь налицо. Однако, как известно, Мухаммед только в исключительных случаях брался за ружье, предпочитая добиваться целей мирными средствами, путем компромиссов. Историки свидетельствуют, что Пророк совершил 19 военных походов, и после смерти в его крайне скромном личном имуществе осталось восемь мечей.

Феномен российской политической культуры сегодня является предметом напряженного научного анализа. Изучая весь спектр политической культуры, можно получить только позитивистски-нейтральную модель. На самом деле это далеко не так: политические интересы россиян сегодня, так же как и раньше во многом детерминированы культурными ценностями. Прежде всего, для политической культуры России присуще многослойность, многоярусность политической культуры. И если прав Флоровский, что «русская душа издавна живет и пребывает во многих веках и возрастах сразу, расплывается во временах», то российское политическое время не имеет строго алгоритма, оно растекается, соединяя в себе противоречивые пласты.

Вторым важным следствием поиска особого пути России является тема апокалиптики политического времени. Русское политическое время неизменно испытывает напряжение «надвигающегося конца истории». Рождается идея - что именно от Москвы зависит судьба истории. Поэтому в русском политическом сознании неразрывно связаны судьбы России и мира - русская душа болеет более мировыми проблемами. Уже в XVI веке выдвигается учение о святой России, о ее мировом значении. Это порождает особое отношение к правителю, как спасителю или, наоборот, душегубу. Архетип российской политической власти с самого начала формируется как бинарный, радикально амбивалентный. В целом, русская духовность делит мир на две ипостаси - свет и тьма, но особенно остро это ощущается в политической власти. Российский лидер должен быть «сам себе оппозиционером», чтобы соответствовать народному восприятию. И сегодня русский народ хорошо воспринимает такого лидера, для которого характерна высокая самокритичность. Это нашло отражение в пословице: «За битого двух не битых дают».

Национальная идея рождается с развитием общества. По словам Президента, в основу идеи должны быть заложены четыре фактора. «Первое - это национальное единство, второе - сильная конкурентоспособная экономика. Третье, я говорю об интеллектуальном, созидающем обществе. Если мы хотим быть наравне со всеми и выжить в глобальном мире, мы должны иметь интеллектуальное общество». Четвертой составляющей Президент РК назвал построение Казахстана как уважаемого государства. «Мы должны строить наше общество - это и есть четыре основы успешного развития нашей Родины» Национальная идея Казахстана и стратегия конкурентоспособности У национальной идеи нет одного всеми признанного определения, как говорится, сколько людей столько и мнений. Одни под национальной идеей понимают казахские обычаи и традиции. Вторые призывают всемерно развивать государственный язык. Мол, если все будут изъясняться на нем, вопрос национальной идеи отпадет сам собой. Третьи под этим термином понимают патриотическое воспитание молодежи и изучение истории своей страны. Безусловно, для нас важны и наша история, и обычаи, и традиции. Однако нельзя забывать, что Казахстан сегодня полноправный член международного сообщества. Для наглядной иллюстрации возьмем Японию. После сокрушительного поражения во Второй мировой войне это маленькое островное государство довольно быстро встало на ноги. Сегодня Страна восходящего солнца - признанный лидер мировой экономики. В послевоенной Японии все силы общества были направлены на всемерное развитие образования и подготовку высококлассных специалистов. Идея фикс для нации стало производство только качественных товаров, преимущественно высокотехнологичных продуктов. Результат - ныне весь мир с удовольствием покупает японские компьютеры, автомобили, бытовую технику, ценя их за качество и надежность. У нас довольно и сырья, и квалифицированных кадров, и технических возможностей. Это прочный фундамент, на котором мы можем возвести экономически сильное, процветающее государство. Все зависит от строителей. Автором германского экономического чуда по праву считается первый премьер-министр послевоенной Германии Эрхард. Он смог поднять из руин разрушенную страну всего за десять лет. Однако главный секрет успеха эрхардовских реформ лежит как в экономической, так и в духовной плоскости. Он сумел вселить в немцев, потерпевших национальное унижение после поражения во Второй мировой войне, дух уверенности в будущем страны и правильности своего курса. Это как нация должна проникнуться острейшей необходимостью, жизненной целесообразностью и светлым идеалом, чтобы положить все свои силы, знания, старание и терпение на добросовестную работу ради поэтапной реализации высокой цели. Очевидно, для того, чтобы нация восприняла и прониклась высокой национальной идеей, должно выполняться несколько непременных условий. Во-первых, народ, нация должна верить, быть уверенной в том, что национальная идея и ее составляющие обоснованны, точно выверены, что она нацелена на решение благородных задач существенного повышения жизненного уровня настоящего и будущего поколений населения страны, что это не очередная популистская кампания или политическая авантюра в угоду узкому кругу власть имущих и богатых. Во-вторых, народ в подавляющей массе должен верить и доверять своим лидерам, которые предлагают понятную, целенаправленную программу действий и которые для ее претворения ставят во главу угла свою честь и достоинство в правильном понимании этих слов (но не безапелляционную защиту от критики, недовольства и непринятия его программы и действий). Лидеры должны реально обеспечить разделение трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), без чего никогда не достичь подлинной демократизации общества, они должны быть далеки от нелицеприятных и грязных дел, от кумовства, клановости и сокрытия неправедных дел своих близких. К власти должны допускаться исключительно честные, высококвалифицированные, опытные, знающие производство и людей, преданные высоким идеалам и своему народу специалисты. В-третьих, нация поверит национальной идее и своим лидерам и поддержит их, если поверит и убедится, что власть поведет реальную жесткую и постоянную борьбу с таким позорящим нацию явлением, как коррупция, что это не очередная кампанейщина, когда для видимости привлекут к ответственности отдельных второстепенных руководителей или чиновников, многих из которых затем осуждают условно или амнистируют. Отдельный вопрос - борьба с коррупцией. Обуздать ее можно только усилиями всей нации, поскольку она сегодня проникла во все поры общества. Ныне нет такого учреждения, ведомства или организации, где не берут взяток. Пока так будет продолжаться, ни один закон, даже самый хороший, не будет выполняться. Если нация поверит во все это, она во имя национальной идеи и счастья будущих поколений может пойти даже на временные жертвы. Вспомним, как повели себя народы Малайзии, Южной Кореи, Сингапура и других юго-восточных азиатских "тигров" в период экономического кризиса конца 90-х годов. Но если народ, нация не будет верить национальной идее и своим лидерам или потеряет веру в них в процессе реализации национальной идеи, то о лучшем будущем можно забыть, национальная идея и люди, провозгласившие ее и взявшиеся за ее претворение, будут окончательно дискредитированы. И тогда правителям, которые захотят изменить ситуацию, по-новому реформировать общество, экономику государства и образ жизни, при всем их благородстве и преданности новым идеям, трудно будет убедить, поднять и повести за собой народ на новые свершения.

Важным направлением является сохранение национальных, культурных и исторических ценностей. Конфуций однажды сказал: "Того, кто не видит далеких трудностей, поджидают близкие неприятности". Молодежь - будущее страны, которому нам предстоит передать национальные, культурные и исторические ценности. Поэтому уже сегодня надо задаться вопросом: чем живут казахстанские юноши и девушки? Постараться воспитать в них патриотизм, свободолюбие, уважение к языку, обычаям и традициям своего народа.

Конкурентоспособность. Поскольку сильная экономика - тот локомотив, который приведет нас к воплощению национальной идеи. Конкурентоспособность относится не только к предпринимательству, но и к деятельности государства на всех уровнях. Она оценивает, как страна формирует свое экономическое будущее, качество происходящих в ней политических процессов, уровень образования, развитие информационной инфраструктуры, благоприятствование культуры и системы ценностей для инновации. Главными показателями конкурентоспособности страны являются рост уровня жизни граждан, стабильность государства, законопослушность общества. В свое время конкурентоспособность любой страны зависела от наличия трех основных факторов производства - природных и трудовых ресурсов и наличия капитала. С бурным развитием техники конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня, прежде всего инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует, что наличие факторов производства является важным, но недостаточным условием успешной конкуренции. Если в "старой" экономике источником конкурентных преимуществ были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, емкий потребительский рынок, дешевая рабочая сила, то теперь основным источником экономического роста и конкурентоспособности является производство идей. Экономический успех государства, то есть его конкурентоспособность, определяется наличием в нем конкурентоспособных отраслей и производств, высококлассных кадров. Поэтому повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей должно стать самым важным приоритетом экономической политики государства. Важным аспектом обеспечения конкурентоспособности национальной экономики является стратегическое планирование. Все действия государства должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели экономики и страны в целом. Государственные институты, "родившиеся" в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития 2003-2015 годов, становятся реальной силой конкурентоспособной отечественной экономики. Главная цель стратегии - снять Казахстан с нефтяной иглы путем развития несырьевых секторов экономики. Государственная политика играет важную роль в привлечении инноваций и скорейшем достижении страной инновационной стадии. Однако в настоящее время в Казахстане практически не проводится инновационная политика. Целью казахстанской инновационной политики должно стать создание механизмов использования отечественного инновационного потенциала, привлечение современных иностранных технологий, которые в сочетании с нашими природными богатствами, человеческим и научным потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны. Условием такого развития должно стать, во-первых, развитие нескольких конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей, продукция которых сможет по качеству соперничать с заморскими аналогами, во-вторых - интеграция транснациональных национальных компаний в отечественную экономику. Государственную инновационную политику необходимо проводить в тесной связке с инвестиционной политикой страны, которая в свою очередь должна работать на привлечение инвестиций, несущих современные технологии. В настоящее время на долю новых технологий в развитых странах приходится более 70 процентов прироста ВВП, тогда как в Казахстане планируется увеличение удельного веса услуг научной и научно-инновационной деятельности в ВВП с 0,8 процента в 2005 году до 1,7 процента к 2015 году. Такой разрыв неудивителен. В развитых странах на науку тратят порядка 3-4 процентов от ВВП, у нас - 0,2 процента. Пока на всю казахстанскую науку выделяют столько денег, сколько в год получает на исследования средний американский университет, - говорить о развитии инноваций в стране не приходится. Ученые боятся отдавать свои разработки бизнесменам, поскольку у нас слабо работает закон об интеллектуальной собственности. Целесообразно создание в Казахстане структуры наподобие Силиконовой долины в США, которая будет объединять ученых и предпринимателей. Главная цель - коммерциализация ноу-хау отечественных ученых. Говоря проще, полный цикл производства - от научной идеи до готового товара. В Казахстане назрел вопрос о необходимости разработки национальной стратегии конкурентоспособности. Это не говорит о том, что в стране не делается ничего. Проводимые экономические преобразования и их устойчивый рост последних лет доказывают, что Казахстан движется в правильном направлении. Однако нынешняя глобализация мировой экономики - серьезный вызов многим предприятиям, регионам и странам, требующим радикальной перестройки экономической политики, свободного обмена товарами и информацией, усиления внимания к таким категориям продукта, как качество, инновационность. Идею конкурентоспособности, как национальную идею страны, использовали многие страны мира. Опыт западных стран в области управления конкурентоспособностью национальной экономики представляет несомненный интерес, ибо вопросы создания новых конкурентоспособных отраслей неразрывно связаны со стратегией национального развития. Нужен системный подход в идее формирования конкурентоспособной экономики. В технических и экономических вузах следует ввести новые дисциплины: конкурентные стратегии на мировых рынках, теория и практика конкурентных преимуществ, конкурентоспособность товаров и услуг. Необходимо изменение психологии и сознания людей, идея конкурентоспособности должна проникнуть во все сферы человеческой жизни, начиная с детского садика, школы, среднего и высшего учебных заведений, производства и заканчивая государством и Президентом. Национальная идея страны должна основываться на народном единстве, экономической конкурентоспособности и интеллектуальном обществе

Ключевые термины по теме лекции: политическая культура, политическое сознание, типологизация политических культур, демократия, мусульманская политическая культура, западная политическая культура, национальная идея, конкурентоспособная экономика, инновационность.

Тема 15

Кризисные и конфликтные ситуации в политике, способы их предупреждения и разрешения