Сущность политической культуры

План

СМИ. Перспективным с точки зрения укрепления гражданского общества в Казахстане представляется дальнейшее развитие организационно сильных и свободных средств массовой информации. Тем более что в этом направлении за прошедшие годы сделано достаточно немало и нынешний базис позволяет сконструировать эффективное их участие в процессе укрепления гражданского общества. В целом можно констатировать, что информационный рынок Казахстана состоялся и теперь он вступил в фазу стабильного роста. Удается сохранять весьма динамичные темпы развития независимых СМИ и открытого информационного пространства. Однако, к сожалению, в последние годы в развитии информационного пространства страны наметился ряд негативных тенденций. В первую очередь обращает на себя внимание процесс постепенной монополизации информационного рынка страны. В итоге на сегодня ситуация, когда СМИ являются выразителями интересов тех или иных заинтересованных групп, весьма характерна для информационного поля Казахстана. Во многом это происходит потому, что долгое время оставался законодательно не закрепленным механизм обеспечения равновесия свободы СМИ и их ответственности перед обществом.

Профсоюзы. Для полноценного развития гражданского общества в Казахстане большое значение приобретает возрождение роли профсоюзных организаций в жизни страны. Это обусловлено тем, что с либерализацией в стране общественно-политических отношений существенно снизилась социальная защищенность нанимаемой рабочей силы. В частности, сегодня из 7,5 млн экономически активного населения в Казахстане 1/3 на сегодня находится в «теневых» отношениях и, соответственно, она не защищена на рынке труда. К сожалению, уровень влияния свободных профсоюзов в течение последних лет значительно снизился и в настоящее время представляется малозначительным. На волне перестроечных процессов в конце 1980-х - начале 1990-х гг. относительную независимость от правящей КПСС обрели и так называемые «официальные» профсоюзы. В октябре 1990 г. на 24-м съезде профсоюзов Казахской ССР была создана Федерация профсоюзов Казахстана, в которую объединились 32 отраслевых профсоюза и 19 областных советов профсоюзов. В отличие от независимых «официальные» профсоюзы действовали на протяжении всей истории бывшего СССР, в состав которого входил и Казахстан. Функционально они предназначались для контроля соблюдения условий труда и выполнения социальных гарантий. Основная же функция - защита интересов работников перед работодателем - государством была утеряна. Современная ситуация в Казахстане вынуждает «официальные» профсоюзы вернуться к решению своей основной задачи. Однако кадровый состав профсоюзных лидеров, их опыт, традиции являются основным препятствием в превращении этой организации в защитницу рабочих. Одной из главных причин принципиальной нереформируемости «официальных» профсоюзов в Казахстане является отсутствие механизмов и навыков реальной работы в рыночных условиях. По мнению ряда экспертов, между независимыми и «официальными» профсоюзами наблюдается жесткая конфронтация. Расхождения проявляются, прежде всего, в отношении к действиям властей и в формах и методах работы по защите интересов рабочих. Наиболее спорным вопросом между ними является проблема профсоюзной собственности. Если «официальные» профсоюзы претендуют на сохранение за ними всей собственности, находящейся в их распоряжении еще с советских времен, то независимые профсоюзы выступают за передачу профсоюзной собственности, являвшейся в СССР общенародной, государству. Кроме того, эти отношения отягощены амбициями лидеров с обеих сторон. В настоящее время в стране официально зарегистрированы и действуют три национальных профсоюзных центра: Федерация профсоюзов Казахстана, Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана и Казахстанский профсоюзный центр. Кроме объединенных в вышеназванные три республиканских профцентра, в стране зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц и действуют большое количество других профсоюзов. Сегодня как перечисленные крупные профсоюзные движения, так и малые центры не объединены в рамках общей системы взаимодействия и это в значительной степени снижает эффективность влияния профсоюзов на казахстанском рынке труда, в то время как перед ними всеми стоят общие задачи, в реализации которых государство согласно оказать свою поддержку. Большую роль в невостребованности профсоюзов сегодня играет возрастающая безработица. Работники, имеющие работу, из-за боязни ее потерять сознательно сторонятся профсоюзов. За помощью к профсоюзам, как правило, обращаются только в экстремальных ситуациях. Но и в этом случае реальной помощи профсоюзы им оказать, как правило, не могут. В силу этого деятельность профсоюзов сегодня представляется пассивной и беспредметной. Одновременно у реально и активно действующих профсоюзов в Казахстане позиции и механизмы работы совпадают. Но их разобщенность препятствует им в полной мере влиять на решение проблем своих членов на местном, региональном, отраслевом и республиканском уровне. В этой связи, как показывает мировой опыт, возрастает не только роль рыночных, демократических профсоюзов, обладающих новыми эффективными формами и методами работы, но и актуализируется необходимость укрепления роли, места и влияния профсоюзов через объединение действующих профсоюзных центров в единую систему. Такое изменение позволит им проводить общую стратегию развития национального рынка труда и повысит их значимость в укреплении гражданского общества в Казахстане.

Местное самоуправление. Полноценное развитие гражданского общества в Казахстане может быть осуществлено посредством внедрения и реализации института местного самоуправления, призванного стать ключевым инструментом защиты интересов местного населения. Однако местное самоуправление является одним из наименее развитых институтов гражданского общества в Казахстане. К сожалению, за весь реформенный период в Казахстане не были проработаны и приняты однозначные подходы к организационной форме и уровню государственного управления, на котором должно осуществляться местное самоуправление. Дело в том, что за все годы реформы системы административного управления страны принимались лишь косвенные меры по формированию местного самоуправления, которые были тесно взаимоувязаны с реформированием системы местного государственного управления. В целом на сегодняшний день основные причины, препятствующие становлению местного самоуправления в стране, можно свести к следующим: излишняя централизация государственной власти; закрытость местной власти для местного населения; низкая правовая культура населения; слабое восприятие населением гражданских ценностей. Все это в конечном счете затормаживает становление института местного самоуправления в Казахстане. Таким образом, основными факторами, тормозящими развитие институтов гражданского общества в Казахстане на современном этапе, являются:

недооценка сложной взаимозависимости элементов современного развитого государства и институтов гражданского общества;

акцентирование вопроса о деятельности институтов гражданского общества исключительно на дальнейшем совершенствовании гражданского законодательства вместо строгого соблюдения уже имеющегося;

незавершенность намеченной в стране политической модернизации, направленной на дальнейшее развитие институтов гражданского общества. Учитывая данные обстоятельства, в целом можно констатировать, что, несмотря на предпринятые государством за годы реформ меры по укреплению субъектов гражданского сектора, гражданское общество в Казахстане все еще находится на начальном этапе своего становления. Поэтому логика дальнейшей модернизации Казахстана требует ускоренного построения устойчивого гражданского общества в стране. Без полноценного формирования этого обязательного компонента современного развитого государства становится невозможным и дальнейшее экономическое развитие Казахстана. Ведь экономическая, политическая и гражданская сферы образуют систему, элементы которой находятся в сложном и тесном взаимодействии.

Ключевые термины по теме лекции: политическая деятельность, политический процесс, гражданское общество, НПО, профсоюзы, демократия, политизация общества, местное самоуправление

Тема 14

Политическая культура и политическая идеология, национальная идея Республики Казахстан