В структуре исполнительной власти наряду с президентом действует премьер-министр и правительство, пользующееся определенной автономией. Это освобождает президента от текущих дел.
В Западной Европе полупрезидентская форма правления действует во Франции, Исландии, Австрии, Португалии и др.
Полупрезидентская республика во Франции.
Президент Франции избирается на 5 лет, не несет политической ответственности за свои действия ни перед каким органом и никем не контролируется. Принцип неответственности президента предполагает контрасигнацию его актов (визирование премьер-министром или министрами, несущими ответственность). В тоже время Конституция перечисляет акты президента, свободные от контрасигнации - назначение премьер-министра, вынесение вопроса на референдум, роспуск национального собрания, чрезвычайные меры, послание президента парламенту, обращение в конституционный совет, назначение части членов конституционного совета (трех из девяти).
Традиционными прерогативами президента:
представительство в отношениях с зарубежными странами и международными организациями;
аккредитование и прием послов;
объявление войны с согласия парламента;
ратификация международных договоров;
право вето на законопроекты, если они не соответствуют конституции;
- может созвать чрезвычайную сессию парламента, причем послания президента обсуждению не подлежат;
- в сложных критических ситуациях президент может взять всю полноту власти, консультируясь с премьер - министром, конституционным советом, председателями обеих палат, но их мнение его не связывает.
Парламент не может быть распущен, но он лишается возможности выразить недоверие правительству. Таким образом, в руках президента сконцентрирована огромная власть, его полномочия шире, чем права и полномочия президента США. Однако полнота его власти зависит от расстановки политических сил в парламенте.
Парламентская республика характеризуется провозглашением главенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра.
В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики.
Для парламентской республики характерен большой разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти:
провозглашается верховенство парламента, фактически он работает под жестким контролем правительства;
устанавливается ответственность правительства перед парламентом, фактически парламент всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие;