Васильев Н. Политология. - М., 2004

Методы политологии

Законы, категории, методы и функции политологии

Основные подходы к определению предмета политологии

Список литературы:

.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. - М., 1996.

. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч. пособие. - М., 1995.

. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. - М., 2005.

. Хрестоматия по политологии /под ред. М.Василика. - М., 2004.

Лишь немногие могут творить политику,

но судить могут о ней все.

Перикл

Цель - формирование общего представления о политологии и политике. Определение значения и роли политологических знаний в будущей профессии.

Современное общество обречено быть политическим. Оно отличается от традиционного двумя главными признаками: фактом промышленной индустрии, направленной на преобразование природы и социальной индустрии, направленной на преобразование общественных отношений. Мир общественных отношений и составляет основу политики.

Современным политическим процессам особую динамику придает неравномерность социальной жизни. Причем это касается практически всех ее сфер. Например, неравномерность социокультурной жизни, которая в частности может проявляться в несоответствии социального статуса и роста доходов от роста образования и культуры. Особую остроту в обществе приобретает неравномерность групповой динамики: выделяются социально престижные и преуспевающие группы - с одной стороны, и группы, чувствующие себя социально невостребованными - с другой стороны. Для современного общества, лишенного сословных перегородок, характерно, что данные группы активно обмениваются информацией, что становится источником межгруппового сравнения, порождающих у одних чувство превосходства, а других - чувство социального лишенства и жажду социального реванша.

Таким образом, переходному состоянию нашего общества соответствует и переходное состояние общественных наук. Сегодня перед общественными науками стоит задача освоения новой картины мира. Политология также покидает «гарантированную», подчиненную «неизменным историческим закономерностям» и «линейной исторической перспективе» социальную вселенную и постигает открытую историю, богатую альтернативами и неопределенностями. Трудность положения политолога состоит в том, что он вносит знание, устраняющее веру в предопределенно-счастливый финал истории.

В политологии сложились две традиции: одна их которых идет от Аристотеля, другая от Макиавелли. Аристотелевская традиция задается вопросом, какой политический режим является соответствующим природе человека, служит его благу. Другая традиция делает акцент на проблемах эффективности политических систем. Если эти две традиции приложить, к примеру, к большевистскому режиму, то согласно первой - большевистский режим рухнул, потому что нарушал права человека. Согласно же традиции, идущей от Макиавелли, причина в экономической, технологической неэффективности социалистического управления. Аналогичная дифференциация складывается и в современной политологии. С одной стороны - ценностно-нейтральный системно-функциональный подход, определяющий политику как «мир долженствования», не зависящий от расовых, национальных, религиозных и иных предпочтений, и гражданский, ориентированный на человеческое измерение политики. Эти два подхода не исключают друг друга, а вместе составляют эффективную систему двух полюсов, напряжение между которыми обеспечивает высокий творческий тонус политический решений.

Все эти вышеуказанные причины и ряд других обеспечивают политологии как учебной дисциплине значимое место в системе высшего образования, задачами которой являются активизации познавательной самостоятельности студента, формирование гражданской ответственности, активной жизненнойпозиции, формирование политического сознания - умение понимать и объяснять политические события, творчески оценивать политические события прошлого, использовать знания в профессиональной деятельности. Главное, чему учит современная политология - это ориентация в многокачественном и высокомобильном мире, требующая диалоговых стратегий, как в области теории, так и в сфере общественно-политической практики.

С конца прошлого века идет спор о том, является ли политология самостоятельной научной дисциплиной или эта прикладная наука, стоящая на стыке множества наук. Во второй половине 19 века спор этот решен в пользу политологии, вследствие чего возникают первые научные центры. Начало преподавания этой учебной дисциплины относится к 1857 году, когда в Колумбийском колледже в США немецким ученым - эмигрантом Ф.Либером была создана кафедра истории и политической науки. В 1871 в Париже начала работу «Свободная школа политических наук». В 1903 году начинает работу Американская ассоциация политических наук.