Объект и предмет политологии

ФИЛОСОФИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЛИТЕРАТУРА

1 Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М., 1998.

2.Барулин, В. С. Социальная философия: учебник / В. С. Барулин. – М., 1999.

3.Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

4.Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко; под ред. В. В. Ильина. – Ростов н/Д., 2001.

5.Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук: учебник / В. Г. Горохов. – М., 2007.

6.Евлампиев, И.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / И. И. Евлампиев. – М., 2002.

7.История философии: учебник / под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.

8.Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1996.

9.Мир философии: в 2-х ч. – М., 1991. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы.

10.Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi. – Мiнск, 1996.

11.Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. – М., 1997.

12.Панарин, А. С. Философия политики / А. С. Панарин. – М., 1994.

13.Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с англ. В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крымского. – М., 2001.

14.Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М., 2002.

15.Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.

16.Философия: Учебник / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2007.

17. Философия: Учеб. пособие / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С Яскевич. – Минск, 2006.

1.Философия: Учебник для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1995.

18.Философия техники в ФРГ: пер. с нем. и англ. / составл. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова. – М., 1989.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………..
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН……………………………………….…………………...  
1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы………………………………………………  
1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции………………………………………………………….  
1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии……………………………………………………..  
1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии…………………………………………………………...  
1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии. ……………………………………………………...  
ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ………………………………………………….........  
ЧАСТЬ 1. ……………………………………………………………..
2.1. Философия Древнего Востока……………………………..
2.2. Античная философия………………………………………
2.3. Философия Средневековья и Возрождения………………
ЧАСТЬ 2…………………………………………………………........
2.1. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии………………….  
2.2. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (К. Гельвеций, К. Лессинг)……….............................................................................    
2.3. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах)………………………    
ТЕМА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ…………...  
3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы…………………………………………………………...  
3.2. Иррационализм философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше…………………………………………..  
3.3. Основные черты марксистской философии (К. Маркс, Ф. Энгельс)…………………………………………………….........  
3.4. Эволюция марксистской философии XX в. (Д. Лукач, Л. Альтюссер). Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Политическая философия в постмодернизме (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф). Советский марксизм-ленинизм…………………………………………………………  
3.5. Исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.); постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.) ………………………………………………    
3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский и др.); лингвистический (Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)………………………………………………………………..  
3.7. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти) и экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю)……………………………………………………….........    
3.8.Европейская религиозная философия: неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.); неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.)……………………………………..    
3.9. Философия Запада на рубеже XX–XXI вв.: герменевтика (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр); структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.); философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.)…………………………………..    
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………………………………..    
4.1 Философия в контексте процессов национального возрождения……………………………………………………..  
4.2 Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси…………………………………………....  
4.3 Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения………………..…  
4.4 Пути и особенности развития русской философии……….
4.5 Русская историософия……………………………………...
4.6 Русская философская мысль рубежа XIX–XX вв………...
РАЗДЕЛ II ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ………………………………...
ТЕМА 5. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ………………………..
5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса в историческом развитии философии……………………………  
5.2. Онтология как философское учение о бытии…………….
5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке…………………………………….............  
5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)………………….  
5.5. Диалектика как философская теория развития…………...
ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ……………………………….
6.1.Природа в контексте философского и научного анализа…………………………………………………………...  
6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы………………………………………………………….    
6.3. Природа как среда обитания……………………………….
6.4.Социально-экологическая стратегия природопользования
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ……………….
ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ………………………………………………………………..  
7.1. Учение о человеке в структуре философского знания…...
7.2. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии………………..  
7.3. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая………………………………………………..    
7.4. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке………………………………  
7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)…………………………………………..    
7.6. Социокультурные модусы человеческого бытия (деятельность, социализация, коммуникация и др.)…………..  
ТЕМА 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА …………………………………….  
8.1. Проблема сознания и основные традиции его исследования в классической и постклассической философии……………………………………………………….    
8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок и культурно-исторических факторах становления сознания...  
8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка………...  
8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное……………………………….  
РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ….
ТЕМА 9. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА………………………..  
9.1. Специфика познавательного отношения к миру. Теория познания, ее предмет и основные проблемы…………………..  
9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания………………….  
9.3. Общая характеристика неклассической теории познания... ……………………………………………………….  
9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм……………………………………………………...  
9.5. Структура познавательного процесса……………………..
9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины……………………………………………………………  
ТЕМА 10. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС……………………………….…  
10.1. Понятие и роль науки в обществе………………………..
10.2. Наука как система знания, как деятельность и социальный институт…………………………………………...  
10.3. Специфика научного познания…………………………...
10.4. Структура и формы научного познания…………………
10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности……………..  
10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания……………..  
10.7. Особенности классической, неклассической, постнеклассической науки в ее историческом становлении…  
10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании…………………………………………........................  
10.9. Роль науки в развитии техники, этика науки и социальная ответственность ученого…………………………..  
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………........
Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии……………………………………………………..…    
11.1 Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества: натуралистический, культуроцентристский, психологический; социологизм, историцизм, др…………………………………………………..  
11.2 Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты……………………………………...  
11.3 Социальная стратификация и социальная мобильность...
ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………………………………......  
12.1 Феномен власти и политики………………………………
12.2 Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней………………………………………...  
12.3 Гражданское общество и правовое государство…………
12.4 Политические технологии в современном обществе…...
12.5 Классические и неклассические модели геополитики …
Тема 13. Философские проблемы социальной динамики……………………………………………………........  
13.1 Общество как исторический процесс. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы……………  
13.2 Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества………………………………………………................  
13.3 Философские аспекты цивилизационной динамики…….
13.4 Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире………………………………………    
ТЕМА 14.Техника и ее роль в развитии цивилизации…………………………………………………….  
14.1. Понятие техники и технологии…………………………..
14.2. Происхождение техники………………………………….
14.3. Природа технического знания……………………………
14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества…………………………………..  
14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества…………….........  
14.6 Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники…………………………………………………………...    
ТЕМА 15. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ…………………………….
15.1.Понятие культуры, ее структура и функции……………..
15.2. Основные подходы к анализу культуры…………………
15.3. Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса……………………………  
15.4. Духовная жизнь общества………………………………...
15.5. Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества……………………………………………  

 


 

Учебное издание

Водопьянов Павел Александрович

Бурак Петр Михайлович

КарканицаОксана Александровна

Кожич Наталья Михайловна

Барковский Павел Владимирович

Подручный Михаил Викторович

Оришева Ольга Феликсовна

Сидоренко Ирина Николаевна

Криворотько Виктор Васильевич

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Редактор

Компьютерная верстка

 

Подписано в печать Формат 60x841/16

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная

Усл. печ. л. Уч. изд. л.

Тираж экз. Заказ .

 

Отпечатано в Центре издательско-полиграфических

и информационных технологий учреждения образования

«Белорусский государственный технологический университет».

220006. Минск, Свердлова, 13а.

ЛИ № 02330/0549423 от 08.04.2009.

ЛП № 02330/0150477 от 16.01.2009

 


[1] Впервые феномен авторитарной власти был исследован Х. Арендт в ее работе «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.).