Объект и предмет политологии
ФИЛОСОФИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЛИТЕРАТУРА
1 Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М., 1998.
2.Барулин, В. С. Социальная философия: учебник / В. С. Барулин. – М., 1999.
3.Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
4.Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко; под ред. В. В. Ильина. – Ростов н/Д., 2001.
5.Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук: учебник / В. Г. Горохов. – М., 2007.
6.Евлампиев, И.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / И. И. Евлампиев. – М., 2002.
7.История философии: учебник / под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.
8.Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1996.
9.Мир философии: в 2-х ч. – М., 1991. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы.
10.Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi. – Мiнск, 1996.
11.Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. – М., 1997.
12.Панарин, А. С. Философия политики / А. С. Панарин. – М., 1994.
13.Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с англ. В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крымского. – М., 2001.
14.Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М., 2002.
15.Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.
16.Философия: Учебник / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2007.
17. Философия: Учеб. пособие / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С Яскевич. – Минск, 2006.
1.Философия: Учебник для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1995.
18.Философия техники в ФРГ: пер. с нем. и англ. / составл. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова. – М., 1989.
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………….. | |
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН……………………………………….…………………... | |
1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы……………………………………………… | |
1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции…………………………………………………………. | |
1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии…………………………………………………….. | |
1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии…………………………………………………………... | |
1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии. ……………………………………………………... | |
ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ …………………………………………………......... | |
ЧАСТЬ 1. …………………………………………………………….. | |
2.1. Философия Древнего Востока…………………………….. | |
2.2. Античная философия……………………………………… | |
2.3. Философия Средневековья и Возрождения……………… | |
ЧАСТЬ 2…………………………………………………………........ | |
2.1. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии…………………. | |
2.2. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (К. Гельвеций, К. Лессинг)………............................................................................. | |
2.3. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах)……………………… | |
ТЕМА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ…………... | |
3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы…………………………………………………………... | |
3.2. Иррационализм философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше………………………………………….. | |
3.3. Основные черты марксистской философии (К. Маркс, Ф. Энгельс)……………………………………………………......... | |
3.4. Эволюция марксистской философии XX в. (Д. Лукач, Л. Альтюссер). Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Политическая философия в постмодернизме (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф). Советский марксизм-ленинизм………………………………………………………… | |
3.5. Исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.); постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.) ……………………………………………… | |
3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский и др.); лингвистический (Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)……………………………………………………………….. | |
3.7. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти) и экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю)………………………………………………………......... | |
3.8.Европейская религиозная философия: неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.); неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.)…………………………………….. | |
3.9. Философия Запада на рубеже XX–XXI вв.: герменевтика (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр); структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.); философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.)………………………………….. | |
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ………………………………………….. | |
4.1 Философия в контексте процессов национального возрождения…………………………………………………….. | |
4.2 Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси………………………………………….... | |
4.3 Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения………………..… | |
4.4 Пути и особенности развития русской философии………. | |
4.5 Русская историософия……………………………………... | |
4.6 Русская философская мысль рубежа XIX–XX вв………... | |
РАЗДЕЛ II ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ………………………………... | |
ТЕМА 5. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ……………………….. | |
5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса в историческом развитии философии…………………………… | |
5.2. Онтология как философское учение о бытии……………. | |
5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке……………………………………............. | |
5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)…………………. | |
5.5. Диалектика как философская теория развития…………... | |
ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ………………………………. | |
6.1.Природа в контексте философского и научного анализа…………………………………………………………... | |
6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы…………………………………………………………. | |
6.3. Природа как среда обитания………………………………. | |
6.4.Социально-экологическая стратегия природопользования | |
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ………………. | |
ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ……………………………………………………………….. | |
7.1. Учение о человеке в структуре философского знания…... | |
7.2. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии……………….. | |
7.3. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая……………………………………………….. | |
7.4. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке……………………………… | |
7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)………………………………………….. | |
7.6. Социокультурные модусы человеческого бытия (деятельность, социализация, коммуникация и др.)………….. | |
ТЕМА 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ……………………………………. | |
8.1. Проблема сознания и основные традиции его исследования в классической и постклассической философии………………………………………………………. | |
8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок и культурно-исторических факторах становления сознания... | |
8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка………... | |
8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное………………………………. | |
РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ…. | |
ТЕМА 9. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА……………………….. | |
9.1. Специфика познавательного отношения к миру. Теория познания, ее предмет и основные проблемы………………….. | |
9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания…………………. | |
9.3. Общая характеристика неклассической теории познания... ………………………………………………………. | |
9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм……………………………………………………... | |
9.5. Структура познавательного процесса…………………….. | |
9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины…………………………………………………………… | |
ТЕМА 10. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС……………………………….… | |
10.1. Понятие и роль науки в обществе……………………….. | |
10.2. Наука как система знания, как деятельность и социальный институт…………………………………………... | |
10.3. Специфика научного познания…………………………... | |
10.4. Структура и формы научного познания………………… | |
10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности…………….. | |
10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания…………….. | |
10.7. Особенности классической, неклассической, постнеклассической науки в ее историческом становлении… | |
10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании…………………………………………........................ | |
10.9. Роль науки в развитии техники, этика науки и социальная ответственность ученого………………………….. | |
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………........ | |
Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии……………………………………………………..… | |
11.1 Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества: натуралистический, культуроцентристский, психологический; социологизм, историцизм, др………………………………………………….. | |
11.2 Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты……………………………………... | |
11.3 Социальная стратификация и социальная мобильность... | |
ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………………………………...... | |
12.1 Феномен власти и политики……………………………… | |
12.2 Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней………………………………………... | |
12.3 Гражданское общество и правовое государство………… | |
12.4 Политические технологии в современном обществе…... | |
12.5 Классические и неклассические модели геополитики … | |
Тема 13. Философские проблемы социальной динамики……………………………………………………........ | |
13.1 Общество как исторический процесс. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы…………… | |
13.2 Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества………………………………………………................ | |
13.3 Философские аспекты цивилизационной динамики……. | |
13.4 Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире……………………………………… | |
ТЕМА 14.Техника и ее роль в развитии цивилизации……………………………………………………. | |
14.1. Понятие техники и технологии………………………….. | |
14.2. Происхождение техники…………………………………. | |
14.3. Природа технического знания…………………………… | |
14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества………………………………….. | |
14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества……………......... | |
14.6 Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники…………………………………………………………... | |
ТЕМА 15. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ……………………………. | |
15.1.Понятие культуры, ее структура и функции…………….. | |
15.2. Основные подходы к анализу культуры………………… | |
15.3. Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса…………………………… | |
15.4. Духовная жизнь общества………………………………... | |
15.5. Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества…………………………………………… |
Учебное издание
Водопьянов Павел Александрович
Бурак Петр Михайлович
КарканицаОксана Александровна
Кожич Наталья Михайловна
Барковский Павел Владимирович
Подручный Михаил Викторович
Оришева Ольга Феликсовна
Сидоренко Ирина Николаевна
Криворотько Виктор Васильевич
Учебно-методическое пособие
Редактор
Компьютерная верстка
Подписано в печать Формат 60x841/16
Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная
Усл. печ. л. Уч. изд. л.
Тираж экз. Заказ .
Отпечатано в Центре издательско-полиграфических
и информационных технологий учреждения образования
«Белорусский государственный технологический университет».
220006. Минск, Свердлова, 13а.
ЛИ № 02330/0549423 от 08.04.2009.
ЛП № 02330/0150477 от 16.01.2009
[1] Впервые феномен авторитарной власти был исследован Х. Арендт в ее работе «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.).