Духовная жизнь общества.

Как известно, общественные отношения разделяются на материальные и духовные. И если материальные отношения существуют независимо от сознания людей, то духовные формируются в результате сознательной деятельности. Тем не менее, между ними существует тесная связь. Это проявляется в том, материальные отношения способствуют формированию общественной потребности в создании духовных ценностей. Таким образом, основой духовной жизни общества выступает духовная деятельность, в результате которой создаются научные и художественные произведения, идеологические концепции, религиозные воззрения и т.д. Духовная деятельность всегда направлена на совершенствование всех сфер общественной жизни. При этом, чтобы стать достоянием общества, сформировавшиеся знания должны обязательно опредмечиваться. Следует отметить, что продуктом духовной деятельности являются не предметы как таковые, а тот смысл, который воплощен в социальных объектах и процессах. Духовная деятельность осуществляется специальными институтами, т.е. научными, идеологическими учреждениями, коллективами театров и т.д. После создания духовных ценностей следует их распространение. Например, научные знания распространяются путем чтения лекций, издания книг; художественные произведения тиражируются и т. д. Эффективность воздействия духовных ценностей на сознание людей зависит напрямую от потребности воспринимать и искать эти ценности. Эти потребности формируются в результате повседневной жизнедеятельности и целенаправленного образования и воспитания.

Именно духовная культура (искусство, мораль, научные знания, религия, традиции и обычаи и др.) формируют мировоззренческие ориентиры, как отдельного человека, так и целого общества. Моральвыступает одним из способов регламентации отношений между людьми. Эта регламентация осуществляется через совокупность нравственных норм, принципов и правил поведения. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить гармоничное соотношение личного и общественного блага. Особенность морали – это статус «неписанного закона», отсутствие ее юридической закрепленности, что позволяет предотвратить нравственный произвол в различных проявлениях. Если нормы правосознания проводятся в жизнь государственными учреждениями, то нравственные нормы складываются в практике поведения людей, в процессе их общения. Они фактически являются отражением жизненного и исторического опыта. Универсальными нравственными ценностями являются понятия добра и зла, смысла жизни, счастья, справедливости, совести, чести и достоинства. Они пронизывают всю историю человечества, характерны для всех народов и культур, хотя их содержание всячески модифицируется в различные исторические эпохи.

В структуру морали входят моральные принципы, нормы и идеалы. Моральные принципы – фундаментальные представления о должном поведении человека. Основными из них являются принципы коллективизма, индивидуализма, гуманизма, альтруизма и толерантности. Моральные нормы представляют собой конкретные правила поведения человека по отношению к обществу, другим людям, окружающей среде. Нравственный идеал – образец нравственного поведения, который считается в данном обществе наиболее правильным и целесообразным. Нравственный идеал, как правило, имеет конкретно исторический и социальный характер.

Древнейшей формой освоения человеком действительности является искусство. Именно в этой сфере индивид развивается как субъект и объект культуры, выявляются его умения, мастерство, эстетическое сознание. Искусство – это, прежде всего, художественное отражение действительности. Его продуктом являются эстетические ценности. Оно выступает как выражение внутренней сущности человека, так как личность свое субъективное содержание превращает в общезначимое объективное бытие. При этом искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее универсальность. Искусство создает общезначимые образы, выражающие смысл исторического развития. Предметом искусства выступает сам человек во всех своих взаимоотношениях с миром. Для искусства характерны установка на образность; особый способ обобщения и типизации; использование художественного вымысла.

Искусство выполняет ряд функций, важнейшими из них являются:

1. Познавательная. Искусство выступает своеобразным способом познания мира.

2. Коммуникативная. Искусство обеспечивает связь между человеком и обществом, человеком и предшествующим поколением, человеком и другой культурой.

3. Гедонистическая. Искусство способствует достижению эстетического удовлетворения.

Классическое искусство ориентировалось на нормативность (соответствие образцу, канону), адекватное изображение действительности. Неклассическое искусство (XX – XXI веков) основывается на плюрализме эстетических взглядов, равноправном сосуществовании культурных миров.

Органической частью культуры выступает и религиякак форма общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественное. Эта вера является ядром целой совокупности культов и обрядов, в которых воплощаются важнейшие социальные ценности. Посредством определенных обрядовых действий верующие надеяться получить помощь от Бога. Столетиями существовало представление о том, что без веры человек не может быть нравственным. В христианстве нравственным идеалом выступает образ Христа, в буддизме – образ Будды и т. д. Религия является сложной социокультурной системой, имеющей свою внутреннюю структуру, состоящей из религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных организаций. Религиозное сознание представляет собой совокупность идей и образов, порожденных верой в сверхъестественное, а именно: понимание самого в сверхъестественного, ответы на вопросы о возникновении мира и человека и др. Религиозная деятельность – строго регламентированные поступки, продиктованных верой в сверхъестественное. Религиозная деятельность может быть культовой и внекультовой. Первая выступает в форме обрядов, таинств, праздников. Вторая включает в себя духовную (производство религиозных идей, систематизация и интерпретация вероучения) и практическую (работа миссионеров, пропаганда вероучения, преподавание в духовно-учебных заведениях) стороны. Религиозные организации – оформленные объединения верующих с профессиональными служителями культа во главе (общины, церкви, секты, деноминации). Социальная роль религии сводится к тому, что она выполняет мировоззренческую, компенсаторную, интегративную, коммуникативную и регулятивную функции. Религия теснейшим образом связана с моралью, искусством, философией. Религия постигает окружающий мир через духовную связь человека и абсолюта, формирует представление о единстве всего человечества. Однако эта форма общественного сознания главным образом связана с репродуктивным элементом духовной культуры, поскольку объявляет вечность и неизменность своих догматов, выступает за сохранение традиций.

Одной из форм духовной жизни общества является наука, которая представляет собой сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, о социальной и духовной реальности. Результаты научной деятельности можно рассматривать как форму общественного сознания. Начиная с эпохи античности задача науки заключалась в том, чтобы объяснять мир. В Новое время с появлением машинного производства предназначение науки усматривалось в преобразовании объективной действительности. В условиях научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу. Сегодня наука призвана ориентироваться не на одну технику, а на самого человека, на развитие его интеллекта и творческих способностей. Если в предыдущие эпохи наука функционировала как отдельная часть социального целого, то теперь она пронизывает своим влиянием все сферы общественной жизни.