Диагностические методы изучения настроения учащихся их отношения к учебе
Предлагаемые методики позволят классному руководителю или школьному психологу оперативно определить эмоциональное самочувствие маленького школьника. Эти методики просты в использовании, носят игровой характер. Их целесообразно применять в комплексе с другими играми, заданиями. Такие методы нужно тактично включать в воспитательную работу, не травмируя детей. Больше того, эти методики могут стать первым шагом для группового или индивидуального обсуждения затронутых проблем, отправной точкой для позитивных перемен в развитии личности ребенка. При обнаружении неблагоприятных результатов школьный психолог проводит более глубокое обследование ребенка, применяя диагностические методики изучения личности учащихся и их родителей (например, проективные тесты «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Мой класс», «Моя учительница», «Моя школа», тесты исследования интеллекта, внимания, памяти, познавательных возможностей и др.), выявляет причины неблагополучия ребенка.
Успех работы по адаптации первоклассников в школе, как уже было сказано, зависит от эффективности взаимодействия разных специалистов. Очень важен момент взаимопонимания, умения выслушать и понять друг друга. Выводы и заключения педагога должны дополнять исследования психолога, а решения по коррекции и воспитанию следует принимать только сообща.
Методика «Отчего у меня легко на сердце»
Назначение: выявление причин хорошего или плохого настроения ребенка, тревожности.
Оборудование: учитель заранее готовит листы плотной бумаги в форме сердечка. Размер каждого сердечка должен быть примерно 15 х 20 см, чтобы ребенок мог без труда записать туда несколько фраз. Цветные карандаши или фломастеры. Процедура
Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
Классный руководитель. Ребята, иногда люди говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте попробуем разобраться, отчего может быть тяжело на сердце, а отчего легко. Подумайте о себе и о своей жизни. На одной стороне сердечка перечислите то, отчего у вас на сердце тяжело, что доставляет вам огорчения. На другой стороне—то, отчего у вас на сердце легко, что вас радует в жизни. Пишите коротко. После того как напишете, раскрасьте каждую сторону сердечка в свой цвет. -