Инвестиционное бизнес-планирование

Классификация бюджетов

Признак Бюджет
Вид инвестиционной деятельности Реального инвестирования
  Финансового инвестирования
  Инвестиционной деятельности в целом
Вид затрат Текущий
  Капитальный
Широта номенклатуры затрат Функциональный
  Комплексный
Метод разработки Стабильный
  Гибкий

 

По видам затрат бюджеты делятся на текущие и капиталь­ные. Текущий бюджет представляет собой план доходов и расходов предприятия и состоит из текущих расходов (издержки производства и обращения) и текущих доходов (в основном за счет доходов от реализации имущества). Капитальный бюджет — это оперативный план капитальных затрат и источников поступления средств.

По широте номенклатуры затрат могут разрабаты­ваться функциональные и комплексные бюджеты. Функциональные бюджеты разрабатываются по отдельным статьям затрат (например, бюджет оплаты труда работников, бюджет рекламных мероприятий и т.п.), комплексные — по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет реализации реального инвестиционного проекта).

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты. Стабильный бюджет не меняется от изменения объемов ин­вестиционной деятельности (например, бюджет расходов по проек­тированию объектов). Гибкий бюджет предусматривает планирование затрат (текущих или капитальных) в виде норматива расходов, при­вязанных к объемным показателям деятельности предприятия (на­пример, к объему строительно-монтажных работ).

В ходе использования планов, подготовленных для краткосроч­ного периода времени (год, квартал или месяц), к концу текущего

 

бюджетного периода происходит определенный разрыв между детально запланированной деятельностью и едва обозначенными направлениями, развития предприятия. В результате требуется заново проводить боль­шой объем работы по составлению нового бюджета на очередной календарный плановый период. На практике альтернативой данному подходу являются так называемые непрерывные бюджеты, или бюд­жеты с относительно непрерывным временным горизонтом плани­рования. В процессе подготовки такого бюджета необходимо по за­вершении каждого отчетного года присоединение дополнительного периода. За счет поступающей информации о тенденциях изменения базовых переменных (относительно внешних и внутренних условий бизнеса) постоянно корректируются плановые задания и объемы инвестиций. Процесс планирования становится ^постоянным и опи­рается на задания текущего года в пределах полностью сформиро­ванного инвестиционного бюджета. Непрерывный бюджет улучшает предсказуемость и обеспечивает повышение эффективности исполь­зования инвестиционных ресурсов предприятия.

Особой формой оперативного планирования инвестиционной деятельности является платежный календарь. Он разрабатывается как по предприятию в целом, детализируя текущий план поступления и расходования средств по инвестиционной деятельности, так и по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платеж­ный календарь по инвестиционной деятельности; платежный кален­дарь по расчетам с поставщиками и т.п.).

Платежный календарь обычно составляется на планируемый месяц, с разбивкой заданий по декадам, неделям и дням. Он состоит из графика расходования денежных средств (предстоящих платежей) и графика поступления денежных средств. График расходования денеж­ных средств отражает сроки и суммы платежей предприятия в плановом периоде по всем видам его финансовых обязательств. График поступле­ния денежных средств разрабатывается по тем видам движения средств, по которым имеется их возвратный поток, и тем самым фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу предприятия.

 

В современных условиях основу инвестиционной деятельности боль­шинства предприятий составляет реальное инвестирование. Поэтому

и разработка, и реализация инвестиционных планов связаны, преж­де всего, с реальными инвестиционными проектами.

Инвестиционный проект представляет собой документ, опреде­ляющий и обосновывающий необходимость осуществления реаль­ного инвестирования, в котором содержатся основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.

Выделяются три основные направления реальных инвестиционных проектов, которые связаны с капитальным инвестированием (или ка­питальными вложениями), инновационным инвестированием в нема­териальные активы и инвестированием прироста оборотных средств.

Наибольшую долю занимают проекты, реализуемые путем раз­личных форм капитальных вложений. К ним относятся: новое строи­тельство, расширение, реконструкция и техническое перевооруже­ние предприятий, а также приобретение целостных имущественных

комплексов.

Инновационное инвестирование в нематериальные активы осу­ществляется путем либо разработки новой, либо приобретения гото­вой научно-технической продукции и других прав (приобретение патентов на научные открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки; приобретение ноу-хау и т.п.).

Инвестирование прироста оборотных активов обусловлено не­обходимостью обеспечения возможности выпуска дополнительного объема продукции при расширении производственного потенциала предприятия соответствующими материальными оборотными акти­вами (запасами сырья, материалов, полуфабрикатов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.п.).

На предприятии подготовка к реализации инвестиционных про­ектов, связанных с инновационным инвестированием в немате­риальные активы и инвестированием прироста оборотных активов, не требующих высоких инвестиционных затрат, как правило, носит форму внутреннего служебного документа (например, докладной записки), в котором содержатся сведения, обосновывающие необхо­димость осуществления проекта, его объектную направленность, потребный объем инвестиционных ресурсов, а также экономическую эффективность.

Осуществление инвестиционных проектов, связанных с капиталь­ными вложениями, требует серьезной предварительной проработки, так как связано с большим объемом инвестиционных ресурсов, при­влекаемых как из внутренних, так и внешних источников финансирования. Собственники и менеджеры предприятия, а также инвесторы и кредиторы должны иметь четкое представление о стратегической концепции проекта, его масштабах, важнейших показателях марке­тинговой, экономической и финансовой эффективности, объеме необходимых инвестиционных затрат, сроках их возврата и т.п. Для принятия решения по проекту участникам его реализации целесооб­разно иметь компактный документ, в котором были бы отражены основные, достаточные для принятия инвестиционного решения данные. Таким документом служит бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план инвестиционного проекта— форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продук­ции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его харак­теристики.

Основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, эконо­мическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта. Бизнес-план необходим:

• инвестору — для определения экономической целесообразно­сти вложения инвестиций;

• органу управления реализацией инвестиционного проекта — для выработки программы действий руководства в процессе реали­зации;

• кредиторам — для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита;

• органам государственного управления — для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финан­сирования проекта, льготного кредитования.

Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану инвести­ционного проекта, — обеспечение полноты содержащейся в нем информации. При этом все материалы, расчетные показатели и про­чие данные должны быть достоверными.

Важнейшими принципами составления бизнес-плана инвести­ционного проекта являются:

• объективность и надежность входной и выходной информа­ции;

• необходимость и достаточность параметров выходных и про­межуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и циклах его реализации;

• комплексность и системность рассмотрения влияния всех фак­торов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта;

• возможная краткость. Обычный бизнес-план не должен превы­шать 15—20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса (в част­ности венчурных проектов), где проект может достигать 40—50 стра­ниц. Все обосновывающие материалы необходимо приводить в при­ложении, а в основном тексте должны содержаться только итоговые показатели и данные;

• выделение привлекательных и доказанных преимуществ про­екта;

• отсутствие общих и неконкретных формулировок, приукраши­ваний и искаженной интерпретации данных, влияющих на принятие решений по проекту.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от мас­штаба инвестиционного проекта и сферы бизнеса, к которой он отно­сится. Кроме того, в зависимости от продвинутое™ проектов бизнес-планы на разных стадиях их осуществления, сохраняя свою структуру и разделы, могут отличаться глубиной проработки разделов и детали­зацией содержащихся в них данных, а их первоначальное содержа­ние — развиваться и углубляться.

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта жестко не рег­ламентирована, однако подчинена четкой логике и носит унифици­рованный характер в большинстве стран с рыночной экономикой. Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов:

• общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности;

• краткая характеристика проекта (резюме);

• характеристика предприятия и отрасли;

• сущность инвестиционного проекта;

• оценка рынков сбыта и конкурентов;

• план маркетинга;

• инвестиционный план;

• производственный план;

• организационный план;

• финансовый план и показатели эффективности проекта;

• анализ рисков (анализ чувствительности);

• приложения.

Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором указы­ваются: наименование и адрес предприятия — инициатора проекта, название проекта, время разработки бизнес-плана.

Раздел «Общие сведения» содержит данные об основных реквизитах предприятия — инициатора инвестиционного проекта (включая адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководителя предприя­тия и исполнителя проекта), его месторасположении, отраслевой при­надлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности. Здесь же указываются общие и конкретные цели инвестиционного проекта, технико-экономический уровень намечаемых к производству продукции или услуг, их конкурентоспособность и возможность сбы­та и продажи, общие параметры инвестиционных затрат и их окупа­емости, другие основные данные, отражающие суть проекта и его результатов.

Меморандум конфиденциальности включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации.

Раздел «Резюме» является кратким отображением сути и воз­можных экономических, социальных и экологических результатов осуществления инвестиционного проекта с указанием его преиму­ществ, основанных на данных маркетинговых исследований. Оно в определенной степени должно отвечать требованиям рекламы ин­вестиционного проекта в целях привлечения инвесторов и кредит­ных средств для финансирования проекта и т.п. Основными состав­ляющими раздела обычно являются:

• обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирова­ния в сравнении с достигнутым уровнем производства и качества выпускаемой продукции (услуг) на других предприятиях и производ­ствах аналогичного направления и профиля, существующих или на­ходящихся в стадии строительства, реконструкции, технического перевооружения;

• данные о потребности в финансовых и других ресурсах для реализации инвестиционного проекта;

 


• экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидается получить в результате реализации проекта (валовая и чистая прибыль, рентабельность капитала, срок окупаемости инвестиций, увеличение числа рабочих мест и улучше­ние качества трудовой жизни работающих, уменьшение вредных выбросов в воздушный и водный бассейны и т.д.);

• данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство, сбыт и т.п.

Резюме может содержать и другие важные итоговые характеристики и показатели инвестиционного проекта, а также сведения, относя­щиеся к организационному процессу его реализации. Резюме составля­ется в последнюю очередь, после разработки всех остальных разделов бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов.

Раздел «Характеристика предприятия и отрасли» содержит характеристику текущего состояния дел в отрасли, сведения о тен­денциях и прогнозах ее развития, определяет место и положение пред­приятия — инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли. Конечная цель раздела состоит в раскрытии потребности в продукции (работах, услугах) на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок.

Важно, чтобы в разделе были указаны потенциальные конкуренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны; определено, на какого именно потребителя рас­считана намечаемая к производству продукция; отражена динамика продаж в отрасли, факты и возможности появления новых видов или аналогов продукции.

Данный раздел содержит:

• анализ текущего состояния и перспектив развития производ­ства намечаемой квыпуску продукции в отрасли;

• данные об объемах производства, реализации продукции (услуг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства в отрасли;

• географическое положение и состояние отраслевого рынка (включая перечень и характеристику потенциальных покупателей, их возможностей, фактический объем продаж, объем неудовлетворен­ного спроса, тенденции развития рынка).

«Сущность инвестиционного проекта» — один из ключевых раз­делов, отражающий основные идеи проекта, его достоинства, условия

осуществимости, возможные результаты реализации, характер и объем производства продукции (услуг), ее конкурентоспособность на внут­реннем и внешнем рынках. Данный раздел включает:

• описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления инвестиционного проекта, ее функциональное назначение, свойства, технологичность в произ­водстве, универсальность, соответствие стандартам, стоимость и др.;

• изложение следующих стадий развития проекта — идея, эскиз­ный проект, рабочий проект, опытная партия продукции, серийное производство, организация гарантийного и послегарантийного об­служивания; данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке, цен реализации по данным маркетинга, патентной чистоте, а также решения по орга­низации сбыта, созданию дилерской сети и т.д.;

• изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг) от аналогичной отечественной и импортной;

• аргументацию, обосновывающую успешное осуществление инвестиционного проекта.

«Оценка рынков сбыта и конкурентов». В бизнес-плане оценка производится в последовательности: изучение и характеристика рын­ка — сегментирование рынка — определение потенциальных по­купателей — оценка уровней продаж — определение возможностей и путей продвижения продукции — определение прогрессивных форм реализации — определение сети дилеров и посредников в реализа­ции продукции — определение сети гарантийного и послегарантий­ного обслуживания.

При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на три вида: рынки, на которых потребители не знают о продукции и ее свойствах в сравнении с аналогичной продукцией; рынки, на кото­рых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают ее, а покупают продукцию фирм-конкурентов; рынки,, на которых приобретают намечаемую к выпуску продукцию. На основе изучения и оценки состояния указанных рынков определяются ниша предприя­тия — инициатора проекта, емкость рынка, возможный объем сбыта, предполагаемые цены продажи продукции.

В данном разделе необходимо оценить потенциальные возможности каждого конкурента на рынке и определить, имеет ли преимущества

планируемая к выпуску продукция по сравнению с конкурентами. По каждому виду намечаемой к выпуску продукции в рамках оценки ее конкурентоспособности в бизнес-плане отражаются:

• качество, технико-экономические показатели продукции, пре­стиж торговой марки, уровень послепродажного обслуживания, уро­вень упаковки, гарантийный срок службы, уникальность, многопла­новость использования, надежность, патентная чистота;

• цена реализации продукции, скидки с цены при различных условиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга и т.д.;

• форма сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров и др.), система доставки и складиро­вания;

• система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на вы­ставках и ярмарках, стимулирование покупателей и т.д.);

• система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и усло­виями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации).

Кроме того, раздел оценки рынков сбыта и конкурентов содер­жит сведения:

• об основных потребителях (покупателях) намечаемой к выпуску продукции;

• объеме и ценах продаж, перспективах расширения и сбыта продукции;

• размерах, уровне и тенденциях развития рынков сбыта с отра­жением трудности проникновения на рынки;

• путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;

• стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, включая расчет и обоснование цен реализации и ценовой политики, организацию рекламы, сервисного обслуживания, мер по стимулированию сбыта;

• потенциальных и действующих конкурентах, их доле на рын­ках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете!

Раздел «План маркетинга» тесно связан с предыдущим разде­лом бизнес-плана и поэтому иногда их объединяют. План маркетинга составляют с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. Маркетинговая стра­тегия управления производством — это комплексная система органи­зации и управления производственно-хозяйственной деятельностью, основанная на изучении состояния и перспектив развития рынков и представляющая собой совокупность функций и мер по разработке новой продукции с новыми свойствами, ее производству в соответ­ствии с потребностями и емкостью рынка, обеспечению допустимого или желаемого уровня себестоимости, установлению цен на продук­цию, организации ее сбыта на основе всестороннего изучения спроса и предложений,. Маркетинговая стратегия ориентирует товаропроиз­водителя на выпуск такой продукции (услуг), которая бы пользовалась постоянным спросом на рынке и производство которой обеспечивало бы устраивающую товаропроизводителя норму прибыли на вклады­ваемый в проект капитал. Эта задача решается и в рамках обоснова­ний инвестиционных проектов. Более частными задачами маркетинга, проводимого в рамках осуществления инвестиционных проектов, яв­ляются: оценка состояния рынков планируемой к выпуску продукции; определение возможностей, условий и путей проникновения и завое­вания соответствующих сегментов рынка, вытеснения конкурентов; минимизация риска инвестиционных вложений.

При осуществлении инвестиционных проектов исследуются не только рынки намечаемой к выпуску продукции, но и рынки ин­вестиционных ресурсов, рынки потребляемого для ее производства сырья, комплектующих изделий и др.

План маркетинга включает в себя:

• описание рынков, их основных сегментов;

• перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм;

• анализ возможных осложнений при сбыте продукции из-за конкуренции, действия по их устранению (обеспечение конкурент­ного преимущества);

• определение стратегии маркетинга — программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам;

• меры по контролю маркетинговых исследований.

В плане маркетинга прорабатываются и вопросы ценообразования:

• какие цены на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры;

• обеспечат ли эти цены возмещение издержек производства и по­лучение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал;

• в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на про­дукцию и конкуренцию на рынке;

• какие возможные меры необходимо предпринять в случае, если конкуренты снизят свои цены;

• какой должна быть общая ценовая стратегия и т.п.

В плане маркетинга важно также разработать схемы и формы сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных терри­ториальных складов и баз, через посредников, оптом, в розницу), определить вид применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, методы стиму­лирования продаж, организацию предпродажного и послепродажного обслуживания и др.

В общем виде план маркетинга содержит:

• мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;

• оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;

• данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта, и данные о возможных маркетинговых посредниках;

• мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;

• перечень конкретных покупателей продукции;

• методы стимулирования продаж;

• мероприятия по организации предпродажной подготовки и по­слепродажного обслуживания.

Раздел «Инвестиционный план» содержит план реализации важ­нейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вывода предприя­тия на проектную мощность, а в необходимых случаях — до момента ликвидации производства. В этот раздел входят:

• перечень этапов инвестиционной фазы осуществления инвести­ционного проекта;

• сведения о сроках проведения работ по этапам, в том числе об отводе или аренде земельного участка, проведении изыскательских и проектных работ, выполнении строительных, монтажных, пуско-наладочных работ;

• перечень требуемого оборудования, технологической оснастки, инструмента, специальных материалов, сроки их.приобретения и по­ставки;

• программа работ по подготовке кадров;

• прогнозируемые затраты по инвестиционной фазе;

• план вывода предприятия, производства на проектную (рас­четную) мощность;

• информация о потенциальных источниках и условиях привле­чения капиталов.

Основная цель раздела «Производственный план» состоит в описа­нии обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны, что подтверждает реальность производ­ства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соот­ветствующего качества.

Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, расчета производ­ственных мощностей предприятия, а также расчетных данных издер­жек производства, производственных запасов сырья и готовой про­дукции.

Как правило, производственный план содержит информацию:

• об основных требованиях к технологии и организации произ­водственного процесса;

• применяемой технике и технологии производства продукции (описывается, какая техника и технология планируются к примене­нию, их доступность для использования на данном объекте инвести­рования, определяется необходимость и размеры затрат на приобре­тение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним);

• объеме производства и производственной базе (расчетах про­изводственной или проектной мощности по годам, объемах выпуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии обору­дованием, возможностях увеличения выпуска продукции);

• потребности в сырье, материалах и энергии (указываются объемы потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе и энергии всех видов, по временным периодам осуществления инве­стиционного проекта и их расчетная стоимость);

• обеспечении выпуска и прогнозируемых затратах на производ­ство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспечения

производства ресурсами, источники их получения в разрезе постав­щиков и во времени, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества и свойств, техники, технологии и организации производства);

• трудовых ресурсах (приводятся данные о наличии и потребно­сти в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подго­товка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров);

• издержках производства (даются расчеты постоянных и пере­менных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки; приводятся обосновывающие расчеты с указанием приме­ненных норм затрат и цен потребляемых ресурсов);

• экологической безопасности (излагаются мероприятия по обес­печению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность).

При составлении производственного плана используется доста­точно обширная исходная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависят качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом. К такой инфор­мации относятся:

• структура и объем производственного аппарата, планируемого к использованию в рамках реализации проекта;

• номенклатура и объем производства продукции, услуг;

• технология производства продукции;

• организация производственных процессов в пространстве и вре­мени;

• показатели трудоемкости выполнения операций и тарифы по оплате труда рабочих основного производства;

• нормы загрузки и производительности оборудования;

• объем и характеристики используемого сырья, материалов, комплектующих изделий, в том числе их стоимость;

• потребное количество энергии, пара, топлива, сжатого воздуха и т.д. и стоимость единицы их потребления;

• перечень услуг сторонних организаций, необходимых для про­изводства и сбыта продукции;

• объем внутренних и внешних перевозок по всем видам грузов и транспорта, тарифы транспортных перевозок и др.

Производственный план необходим не только товаропроизводи­телю, но и другим участникам инвестиционного проекта. Данные плана являются важной составляющей обоснования надежности и эф­фективности проекта, а значит, влияют на решения потенциальных инвесторов, кредитующих организаций и т.д. Производственный план изучают также эксперты при проведении экономической и экологи­ческой экспертизы инвестиционных проектов.

Раздел «Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Центральное место в данном разделе биз­нес-плана занимает принятая организационная структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: формы, функции и задачи служб и отделов; формы и порядок взаимодействия исполнителей; порядок координации, учета и контроля работ по реали­зации проекта; обязанности и ответственность отделов, служб и от­дельных исполнителей. Очень важно определить круг лиц, наделен­ных правами принимать соответствующие решения по необходимому кругу вопросов на различных этапах и участках реализации проекта.

В данном разделе бизнес-плана отражается потребность в руко­водителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта; требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельно­сти, специальности и квалификации; условия принятия на работу, а также порядок и система оплаты труда руководителей и специали­стов, их аттестации', организации повышения квалификации; усло­вия премирования, участия в распределении прибыли; другие формы материального и морального поощрения эффективной работы.

Организационный план обычно состоит из следующих подраз­делов:

• организационная структура управления проектом (структурная схема, состав подразделений и их функции, организация взаимосвязи и координации, распределение обязанностей между отделами и ис­полнителями);

• требования к управленческому персоналу и сведения о нем (по специальностям, возрасту, стажу работы, образованию, владению акциями предприятия и т.д.);

• система материального стимулирования и поощрения руково­дителей и специалистов.

Одна из основных задач, которая решается организационным планом, — планирование работ по осуществлению инвестиционного проекта.

«Финансовый план» — один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестицион­ного проекта к реализации.

Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспечен­ности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отра­жает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожи­даемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

На первом этапе расчетов, исходя из сметной стоимости работ, составляется график потока инвестиций, связанных со строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) объекта и вводом его в эксплуатацию. В этом графике в составе ин­вестиций, связанных с вводом в действие основных фондов, учиты­ваются не только прямые затраты по смете, но и накладные расходы подрядчика и инвестора, а также отражается потребный объем инве­стиций в оборотные активы и создание необходимых резервных фондов. График составляется по годам реализации проекта, причем на первый год — в помесячном разрезе, на второй — в покварталь­ном, далее — в годовом.

На втором этапе расчетов обосновывается план доходов и расхо­дов, связанных с эксплуатацией реализуемого инвестиционного про­екта. Он содержит такие показатели хозяйственной деятельности эксплуатируемого проекта, как: валовой доход от реализации про­дукции (услуг), общий объем и состав основных текущих затрат; налоговые платежи; валовая и чистая прибыль; денежный поток. Этот расчет составляется так же, как и график потока инвестиций.

На третьем этапе расчетов определяется точка безубыточности (или точка критического объема реализации) по рассматриваемому инвестиционному проекту. Критический объем представляет собой уровень выручки, которая точно покрывает общие затраты и расходы по функционированию предприятия. Точка безубыточности показы­вает, при каком объеме продаж будет достигнута самоокупаемость хозяйственной деятельности объекта инвестирования на стадии его эксплуатации. Другими словами, в точке безубыточности достигается равновесие: если реализовывать больше этого уровня, то предприятие получает чистую прибыль, если же меньше — чистые потери.

Для расчета точки безубыточности (ТБ) используют формулу

ТБ = СПЗ : (ЧД - ПТЗ),

где СПЗ — сумма постоянных текущих затрат;

 

ЧД — уровень чистого дохода к объему продаж (%); ПТЗ — уровень переменных текущих затрат к объему продаж (%).

При расчете точки безубыточности объем производства прирав­нивается к объему реализации.

Сумма постоянных текущих затрат складывается из расходов по аренде и содержанию основных фондов; амортизации основных фондов; расходов на рекламу; других видов текущих затрат, сумма которых не изменяется при изменении объемов продажи или произ­водства.

Сумма переменных текущих затрат складывается из расходов на сырье и материалы; транспортных расходов; расходов по уплате про­центов за краткосрочный кредит; других видов текущих затрат, сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов продажи или производства.

сумма дохода текущих затрат

чистый доход

 
 

 


зона общая сумма текущих затрат

прибыли

 


точка переменные текущие затраты

безубыточности

 

зона

убытков постоянные текущие затраты

 

 
 


объём продаж,обеспечивающий объём продаж

самоокупаемость деятельности

 

Рис. 1. Определение точки безубыточности

На четвертом этапе расчетов определяется период окупаемости инвестиций в проект.

На основе всех проведенных расчетов разрабатывается три до­кумента:

1) план доходов и расходов;

2) план денежных поступлений и выплат (движения денежных средств);

3) план-баланс активов и пассивов.

План доходов и расходов содержит такие показатели, как: инвестици­онные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализован­ной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управ­ление, сбыт, аренду, рекламу, страхование имущества и рисков и т.д., сумма валовой и чистой прибыли, размер налоговых и других платежей.

План денежных поступлений и выплат составляется для прогноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвести­ционного проекта. Если окажется, что для какого-либо периода сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, для этого периода необходимо взять финансовые средства в кредит. Если сальдо реальных денег положительное и составляет существенную сумму, возни­кает возможность использовать свободные финансовые средства (на­пример, сделать депозитный вклад в банк на возможный срок).

Важным моментом в прогнозировании сальдо реальных денег является определение размера денежных поступлений и затрат (вы­плат) по временным периодам (месяцам, кварталам, годам). Иногда по вполне рентабельным инвестиционным проектам их инициаторы могут обанкротиться из-за того, что в определенный момент у них не окажется нужных денежных средств для расчетов по услугам и дол­гам. Если инвестор-предприниматель будет судить о своем успехе только по показателю прибыли, он также рискует просчитаться, так как деньги на балансе и банковском счете — это не то же, что при­быль. Прибыль — это разность между выручкой (включая дебитор­скую задолженность) и произведенными затратами, т.е. потенциаль­ные денежные средства. Сальдо (остаток) реальных денег — это на­копленная разность между фактическим поступлением денежных средств и произведенными платежами, т.е. это фактические налич­ные суммы на расчетном счете в банке. Так, погашение долга инве­стором не отражается в его инвестиционных затратах или издержках производства, но уменьшает сумму реальных денег. Начисленная сумма амортизации относится на издержки производства, увеличи­вает себестоимость продукции, снижает прибыль, но не оказывает влияния на сальдо реальных денег.

В плане-балансе активов и пассивов находят отражение все сред­ства, вкладываемые инвестором в инвестиционный проект, и нерас­пределенная прибыль от его реализации. План-баланс составляется на основе данных плана доходов и расходов, плана денежных средств и характеризует стоимость собственного капитала, которая образуется как разность между ликвидными активами и пассивами (денежные средства, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции, сырья, комплектующих, материалов и т.п.) и неликвидными (обору­дование, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность и т.п.).

Планы доходов и расходов, движения денежных средств и ба­ланс активов и пассивов служат основой проведения анализа финан­совых ресурсов, необходимых для реализации инвестиционного про­екта и выработки схемы его финансирования.

Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наи­более часто в практике используется самофинансирование. Само­финансирование не следует путать с самоокупаемостью. Отличитель­ной чертой самоокупаемости является возможность предприятия уплачивать налоги в бюджетную систему и финансировать простое воспроизводство. При самофинансировании предприятие за счет чистой прибыли и амортизации обеспечивает возмещение затрат по расширенному воспроизводству основных фондов и реализации социальных программ трудового коллектива.

Обычно при реализации крупных инвестиционных проектов собственных источников их финансового обеспечения недостает. В связи с этим возникает потребность в займах. Размер и формы займов указываются в плане движения денежных средств (денежных поступлений и выплат). Формами заимствований могут быть:

• получение финансовых ресурсов путем выпуска акций;

• долговое финансирование (банковский кредит, ипотечные ссуды, размещение долговых обязательств);

• лизинговое финансирование, когда лизинговая компания при­обретает у изготовителя объекты основных средств и сдает их иници­атору инвестиционного проекта в пользование на правах лизинговой оплаты, в том числе с правом выкупа.

Под выбранную схему финансирования намечаются источники финансирования инвестиционной деятельности. При их определении

руководствуются принципами рациональной структуры, оптимизации Соотношения собственных и заемных источников, соблюдения финан­совой устойчивости предприятия и максимизации суммы прибыли от инвестиционной деятельности.

Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиционных ресурсов можно использовать коэффициент само­финансирования, который определяется как отношение собственных средств предприятия к общей сумме инвестиций. Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%), иначе предприятие утрачи­вает финансовую независимость по отношению к заемным источникам финансирования.

Финансовую устойчивость, кроме показателя коэффициента само­финансирования, характеризуют коэффициент отношения собствен­ного капитала к сумме используемых активов и коэффициент соот­ношения собственных и заемных средств.

Финансовый план содержит оценку эффективности инвестицион­ного проекта. Система показателей этой оценки включает показатели:

• финансового состояния предприятия — характеризуют эффек­тивность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации инвестиционного проекта. К ним относятся:

— прибыльность проекта,

— рентабельность капитала,

— показатели ликвидности и финансовой устойчивости;

• эффективности инвестиций в проект, которую в свою очередь характеризуют следующие показатели:

— срок окупаемости (РР),

— чистая текущая стоимость (NPV),

— индекс рентабельности (РГ),

— внутренняя норма доходности (IRR).

На основании оценки эффективности инвестиционного проекта инвесторы и другие его участники принимают решения об. инвести­ровании, выходе из проекта, корректировке его параметров, условий реализации, возможных путях повышения эффективности и т.д.

Раздел «Анализ рисков» бизнес-плана содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических послед­ствий и их конкретные причины (изменение конъюнктуры инвестиционного рынка и рынка товаров и услуг, инфляция, изменения в на­логовой системе и т.д.).

Риски должны рассматриваться и оцениваться по отдельным их видам:

• риск существенной задержки начала реализации проекта (за­держка получения лицензии, несвоевременное выделение земельного участка и т.д.);

• риск несвоевременного завершения строительно-монтажных работ;

• риск превышения расчетной сметной стоимости строительно-монтажных работ по проекту;

• риск неосвоения (невыхода на запланированные объемы вы­пуска продукции в связи с несовершенством технологии, использо­вания устаревшего оборудования, падением спроса, возрастанием конкуренции и т.д.);

• риск снижения запланированного уровня эффективности деятель­ности и увеличения периода окупаемости капитала в связи с государ­ственным регулированием цен, налоговым регулированием и т.д.

Одновременно в разделе прорабатываются и отражаются меро­приятия по предупреждению рисков и возможному снижению по­терь от них. Это может быть разработка профилактических мероприя­тий, предупреждающих риск, распределение негативных финансовых последствий рисков среди инвесторов и участников инвестиционного проекта, создание соответствующих резервных фондов и др. В случае внешнего страхования наиболее существенных рисков инвестирова­ния определяются затраты на страховку.

Обычно в данном разделе рассматриваются возможные формы выхода из инвестиционного проекта на любой стадии его реализа­ции, если фактический уровень риска значительно превысит расчет­ный и повлияет на эффективность затрат.

В разделе «Приложения» содержатся все необходимые и доста­точные данные, использованные при экономических обоснованиях и составлении бизнес-плана (паспортные характеристики применя­емого технологического оборудования и процессов, копии лицензий на производство, контрактов, экспертные заключения и др.), а также данные расчетов и обоснований, не вошедшие в основной текст биз­нес-плана.