Инвестиционное бизнес-планирование
Классификация бюджетов
Признак | Бюджет |
Вид инвестиционной деятельности | Реального инвестирования |
Финансового инвестирования | |
Инвестиционной деятельности в целом | |
Вид затрат | Текущий |
Капитальный | |
Широта номенклатуры затрат | Функциональный |
Комплексный | |
Метод разработки | Стабильный |
Гибкий |
По видам затрат бюджеты делятся на текущие и капитальные. Текущий бюджет представляет собой план доходов и расходов предприятия и состоит из текущих расходов (издержки производства и обращения) и текущих доходов (в основном за счет доходов от реализации имущества). Капитальный бюджет — это оперативный план капитальных затрат и источников поступления средств.
По широте номенклатуры затрат могут разрабатываться функциональные и комплексные бюджеты. Функциональные бюджеты разрабатываются по отдельным статьям затрат (например, бюджет оплаты труда работников, бюджет рекламных мероприятий и т.п.), комплексные — по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет реализации реального инвестиционного проекта).
По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты. Стабильный бюджет не меняется от изменения объемов инвестиционной деятельности (например, бюджет расходов по проектированию объектов). Гибкий бюджет предусматривает планирование затрат (текущих или капитальных) в виде норматива расходов, привязанных к объемным показателям деятельности предприятия (например, к объему строительно-монтажных работ).
В ходе использования планов, подготовленных для краткосрочного периода времени (год, квартал или месяц), к концу текущего
бюджетного периода происходит определенный разрыв между детально запланированной деятельностью и едва обозначенными направлениями, развития предприятия. В результате требуется заново проводить большой объем работы по составлению нового бюджета на очередной календарный плановый период. На практике альтернативой данному подходу являются так называемые непрерывные бюджеты, или бюджеты с относительно непрерывным временным горизонтом планирования. В процессе подготовки такого бюджета необходимо по завершении каждого отчетного года присоединение дополнительного периода. За счет поступающей информации о тенденциях изменения базовых переменных (относительно внешних и внутренних условий бизнеса) постоянно корректируются плановые задания и объемы инвестиций. Процесс планирования становится ^постоянным и опирается на задания текущего года в пределах полностью сформированного инвестиционного бюджета. Непрерывный бюджет улучшает предсказуемость и обеспечивает повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов предприятия.
Особой формой оперативного планирования инвестиционной деятельности является платежный календарь. Он разрабатывается как по предприятию в целом, детализируя текущий план поступления и расходования средств по инвестиционной деятельности, так и по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь по инвестиционной деятельности; платежный календарь по расчетам с поставщиками и т.п.).
Платежный календарь обычно составляется на планируемый месяц, с разбивкой заданий по декадам, неделям и дням. Он состоит из графика расходования денежных средств (предстоящих платежей) и графика поступления денежных средств. График расходования денежных средств отражает сроки и суммы платежей предприятия в плановом периоде по всем видам его финансовых обязательств. График поступления денежных средств разрабатывается по тем видам движения средств, по которым имеется их возвратный поток, и тем самым фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу предприятия.
В современных условиях основу инвестиционной деятельности большинства предприятий составляет реальное инвестирование. Поэтому
и разработка, и реализация инвестиционных планов связаны, прежде всего, с реальными инвестиционными проектами.
Инвестиционный проект представляет собой документ, определяющий и обосновывающий необходимость осуществления реального инвестирования, в котором содержатся основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.
Выделяются три основные направления реальных инвестиционных проектов, которые связаны с капитальным инвестированием (или капитальными вложениями), инновационным инвестированием в нематериальные активы и инвестированием прироста оборотных средств.
Наибольшую долю занимают проекты, реализуемые путем различных форм капитальных вложений. К ним относятся: новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение предприятий, а также приобретение целостных имущественных
комплексов.
Инновационное инвестирование в нематериальные активы осуществляется путем либо разработки новой, либо приобретения готовой научно-технической продукции и других прав (приобретение патентов на научные открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки; приобретение ноу-хау и т.п.).
Инвестирование прироста оборотных активов обусловлено необходимостью обеспечения возможности выпуска дополнительного объема продукции при расширении производственного потенциала предприятия соответствующими материальными оборотными активами (запасами сырья, материалов, полуфабрикатов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.п.).
На предприятии подготовка к реализации инвестиционных проектов, связанных с инновационным инвестированием в нематериальные активы и инвестированием прироста оборотных активов, не требующих высоких инвестиционных затрат, как правило, носит форму внутреннего служебного документа (например, докладной записки), в котором содержатся сведения, обосновывающие необходимость осуществления проекта, его объектную направленность, потребный объем инвестиционных ресурсов, а также экономическую эффективность.
Осуществление инвестиционных проектов, связанных с капитальными вложениями, требует серьезной предварительной проработки, так как связано с большим объемом инвестиционных ресурсов, привлекаемых как из внутренних, так и внешних источников финансирования. Собственники и менеджеры предприятия, а также инвесторы и кредиторы должны иметь четкое представление о стратегической концепции проекта, его масштабах, важнейших показателях маркетинговой, экономической и финансовой эффективности, объеме необходимых инвестиционных затрат, сроках их возврата и т.п. Для принятия решения по проекту участникам его реализации целесообразно иметь компактный документ, в котором были бы отражены основные, достаточные для принятия инвестиционного решения данные. Таким документом служит бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план инвестиционного проекта— форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики.
Основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта. Бизнес-план необходим:
• инвестору — для определения экономической целесообразности вложения инвестиций;
• органу управления реализацией инвестиционного проекта — для выработки программы действий руководства в процессе реализации;
• кредиторам — для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита;
• органам государственного управления — для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финансирования проекта, льготного кредитования.
Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану инвестиционного проекта, — обеспечение полноты содержащейся в нем информации. При этом все материалы, расчетные показатели и прочие данные должны быть достоверными.
Важнейшими принципами составления бизнес-плана инвестиционного проекта являются:
• объективность и надежность входной и выходной информации;
• необходимость и достаточность параметров выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и циклах его реализации;
• комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта;
• возможная краткость. Обычный бизнес-план не должен превышать 15—20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса (в частности венчурных проектов), где проект может достигать 40—50 страниц. Все обосновывающие материалы необходимо приводить в приложении, а в основном тексте должны содержаться только итоговые показатели и данные;
• выделение привлекательных и доказанных преимуществ проекта;
• отсутствие общих и неконкретных формулировок, приукрашиваний и искаженной интерпретации данных, влияющих на принятие решений по проекту.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштаба инвестиционного проекта и сферы бизнеса, к которой он относится. Кроме того, в зависимости от продвинутое™ проектов бизнес-планы на разных стадиях их осуществления, сохраняя свою структуру и разделы, могут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией содержащихся в них данных, а их первоначальное содержание — развиваться и углубляться.
Структура бизнес-плана инвестиционного проекта жестко не регламентирована, однако подчинена четкой логике и носит унифицированный характер в большинстве стран с рыночной экономикой. Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов:
• общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности;
• краткая характеристика проекта (резюме);
• характеристика предприятия и отрасли;
• сущность инвестиционного проекта;
• оценка рынков сбыта и конкурентов;
• план маркетинга;
• инвестиционный план;
• производственный план;
• организационный план;
• финансовый план и показатели эффективности проекта;
• анализ рисков (анализ чувствительности);
• приложения.
Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором указываются: наименование и адрес предприятия — инициатора проекта, название проекта, время разработки бизнес-плана.
Раздел «Общие сведения» содержит данные об основных реквизитах предприятия — инициатора инвестиционного проекта (включая адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководителя предприятия и исполнителя проекта), его месторасположении, отраслевой принадлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности. Здесь же указываются общие и конкретные цели инвестиционного проекта, технико-экономический уровень намечаемых к производству продукции или услуг, их конкурентоспособность и возможность сбыта и продажи, общие параметры инвестиционных затрат и их окупаемости, другие основные данные, отражающие суть проекта и его результатов.
Меморандум конфиденциальности включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации.
Раздел «Резюме» является кратким отображением сути и возможных экономических, социальных и экологических результатов осуществления инвестиционного проекта с указанием его преимуществ, основанных на данных маркетинговых исследований. Оно в определенной степени должно отвечать требованиям рекламы инвестиционного проекта в целях привлечения инвесторов и кредитных средств для финансирования проекта и т.п. Основными составляющими раздела обычно являются:
• обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирования в сравнении с достигнутым уровнем производства и качества выпускаемой продукции (услуг) на других предприятиях и производствах аналогичного направления и профиля, существующих или находящихся в стадии строительства, реконструкции, технического перевооружения;
• данные о потребности в финансовых и других ресурсах для реализации инвестиционного проекта;
• экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидается получить в результате реализации проекта (валовая и чистая прибыль, рентабельность капитала, срок окупаемости инвестиций, увеличение числа рабочих мест и улучшение качества трудовой жизни работающих, уменьшение вредных выбросов в воздушный и водный бассейны и т.д.);
• данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство, сбыт и т.п.
Резюме может содержать и другие важные итоговые характеристики и показатели инвестиционного проекта, а также сведения, относящиеся к организационному процессу его реализации. Резюме составляется в последнюю очередь, после разработки всех остальных разделов бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов.
Раздел «Характеристика предприятия и отрасли» содержит характеристику текущего состояния дел в отрасли, сведения о тенденциях и прогнозах ее развития, определяет место и положение предприятия — инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли. Конечная цель раздела состоит в раскрытии потребности в продукции (работах, услугах) на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок.
Важно, чтобы в разделе были указаны потенциальные конкуренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны; определено, на какого именно потребителя рассчитана намечаемая к производству продукция; отражена динамика продаж в отрасли, факты и возможности появления новых видов или аналогов продукции.
Данный раздел содержит:
• анализ текущего состояния и перспектив развития производства намечаемой квыпуску продукции в отрасли;
• данные об объемах производства, реализации продукции (услуг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства в отрасли;
• географическое положение и состояние отраслевого рынка (включая перечень и характеристику потенциальных покупателей, их возможностей, фактический объем продаж, объем неудовлетворенного спроса, тенденции развития рынка).
«Сущность инвестиционного проекта» — один из ключевых разделов, отражающий основные идеи проекта, его достоинства, условия
осуществимости, возможные результаты реализации, характер и объем производства продукции (услуг), ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Данный раздел включает:
• описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления инвестиционного проекта, ее функциональное назначение, свойства, технологичность в производстве, универсальность, соответствие стандартам, стоимость и др.;
• изложение следующих стадий развития проекта — идея, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия продукции, серийное производство, организация гарантийного и послегарантийного обслуживания; данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке, цен реализации по данным маркетинга, патентной чистоте, а также решения по организации сбыта, созданию дилерской сети и т.д.;
• изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг) от аналогичной отечественной и импортной;
• аргументацию, обосновывающую успешное осуществление инвестиционного проекта.
«Оценка рынков сбыта и конкурентов». В бизнес-плане оценка производится в последовательности: изучение и характеристика рынка — сегментирование рынка — определение потенциальных покупателей — оценка уровней продаж — определение возможностей и путей продвижения продукции — определение прогрессивных форм реализации — определение сети дилеров и посредников в реализации продукции — определение сети гарантийного и послегарантийного обслуживания.
При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на три вида: рынки, на которых потребители не знают о продукции и ее свойствах в сравнении с аналогичной продукцией; рынки, на которых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают ее, а покупают продукцию фирм-конкурентов; рынки,, на которых приобретают намечаемую к выпуску продукцию. На основе изучения и оценки состояния указанных рынков определяются ниша предприятия — инициатора проекта, емкость рынка, возможный объем сбыта, предполагаемые цены продажи продукции.
В данном разделе необходимо оценить потенциальные возможности каждого конкурента на рынке и определить, имеет ли преимущества
планируемая к выпуску продукция по сравнению с конкурентами. По каждому виду намечаемой к выпуску продукции в рамках оценки ее конкурентоспособности в бизнес-плане отражаются:
• качество, технико-экономические показатели продукции, престиж торговой марки, уровень послепродажного обслуживания, уровень упаковки, гарантийный срок службы, уникальность, многоплановость использования, надежность, патентная чистота;
• цена реализации продукции, скидки с цены при различных условиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга и т.д.;
• форма сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров и др.), система доставки и складирования;
• система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на выставках и ярмарках, стимулирование покупателей и т.д.);
• система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и условиями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации).
Кроме того, раздел оценки рынков сбыта и конкурентов содержит сведения:
• об основных потребителях (покупателях) намечаемой к выпуску продукции;
• объеме и ценах продаж, перспективах расширения и сбыта продукции;
• размерах, уровне и тенденциях развития рынков сбыта с отражением трудности проникновения на рынки;
• путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;
• стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, включая расчет и обоснование цен реализации и ценовой политики, организацию рекламы, сервисного обслуживания, мер по стимулированию сбыта;
• потенциальных и действующих конкурентах, их доле на рынках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете!
Раздел «План маркетинга» тесно связан с предыдущим разделом бизнес-плана и поэтому иногда их объединяют. План маркетинга составляют с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. Маркетинговая стратегия управления производством — это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью, основанная на изучении состояния и перспектив развития рынков и представляющая собой совокупность функций и мер по разработке новой продукции с новыми свойствами, ее производству в соответствии с потребностями и емкостью рынка, обеспечению допустимого или желаемого уровня себестоимости, установлению цен на продукцию, организации ее сбыта на основе всестороннего изучения спроса и предложений,. Маркетинговая стратегия ориентирует товаропроизводителя на выпуск такой продукции (услуг), которая бы пользовалась постоянным спросом на рынке и производство которой обеспечивало бы устраивающую товаропроизводителя норму прибыли на вкладываемый в проект капитал. Эта задача решается и в рамках обоснований инвестиционных проектов. Более частными задачами маркетинга, проводимого в рамках осуществления инвестиционных проектов, являются: оценка состояния рынков планируемой к выпуску продукции; определение возможностей, условий и путей проникновения и завоевания соответствующих сегментов рынка, вытеснения конкурентов; минимизация риска инвестиционных вложений.
При осуществлении инвестиционных проектов исследуются не только рынки намечаемой к выпуску продукции, но и рынки инвестиционных ресурсов, рынки потребляемого для ее производства сырья, комплектующих изделий и др.
План маркетинга включает в себя:
• описание рынков, их основных сегментов;
• перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм;
• анализ возможных осложнений при сбыте продукции из-за конкуренции, действия по их устранению (обеспечение конкурентного преимущества);
• определение стратегии маркетинга — программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам;
• меры по контролю маркетинговых исследований.
В плане маркетинга прорабатываются и вопросы ценообразования:
• какие цены на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры;
• обеспечат ли эти цены возмещение издержек производства и получение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал;
• в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на продукцию и конкуренцию на рынке;
• какие возможные меры необходимо предпринять в случае, если конкуренты снизят свои цены;
• какой должна быть общая ценовая стратегия и т.п.
В плане маркетинга важно также разработать схемы и формы сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных территориальных складов и баз, через посредников, оптом, в розницу), определить вид применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, методы стимулирования продаж, организацию предпродажного и послепродажного обслуживания и др.
В общем виде план маркетинга содержит:
• мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;
• оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;
• данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта, и данные о возможных маркетинговых посредниках;
• мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;
• перечень конкретных покупателей продукции;
• методы стимулирования продаж;
• мероприятия по организации предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.
Раздел «Инвестиционный план» содержит план реализации важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вывода предприятия на проектную мощность, а в необходимых случаях — до момента ликвидации производства. В этот раздел входят:
• перечень этапов инвестиционной фазы осуществления инвестиционного проекта;
• сведения о сроках проведения работ по этапам, в том числе об отводе или аренде земельного участка, проведении изыскательских и проектных работ, выполнении строительных, монтажных, пуско-наладочных работ;
• перечень требуемого оборудования, технологической оснастки, инструмента, специальных материалов, сроки их.приобретения и поставки;
• программа работ по подготовке кадров;
• прогнозируемые затраты по инвестиционной фазе;
• план вывода предприятия, производства на проектную (расчетную) мощность;
• информация о потенциальных источниках и условиях привлечения капиталов.
Основная цель раздела «Производственный план» состоит в описании обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны, что подтверждает реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества.
Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, расчета производственных мощностей предприятия, а также расчетных данных издержек производства, производственных запасов сырья и готовой продукции.
Как правило, производственный план содержит информацию:
• об основных требованиях к технологии и организации производственного процесса;
• применяемой технике и технологии производства продукции (описывается, какая техника и технология планируются к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, определяется необходимость и размеры затрат на приобретение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним);
• объеме производства и производственной базе (расчетах производственной или проектной мощности по годам, объемах выпуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии оборудованием, возможностях увеличения выпуска продукции);
• потребности в сырье, материалах и энергии (указываются объемы потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе и энергии всех видов, по временным периодам осуществления инвестиционного проекта и их расчетная стоимость);
• обеспечении выпуска и прогнозируемых затратах на производство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспечения
производства ресурсами, источники их получения в разрезе поставщиков и во времени, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества и свойств, техники, технологии и организации производства);
• трудовых ресурсах (приводятся данные о наличии и потребности в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подготовка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров);
• издержках производства (даются расчеты постоянных и переменных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки; приводятся обосновывающие расчеты с указанием примененных норм затрат и цен потребляемых ресурсов);
• экологической безопасности (излагаются мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность).
При составлении производственного плана используется достаточно обширная исходная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависят качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом. К такой информации относятся:
• структура и объем производственного аппарата, планируемого к использованию в рамках реализации проекта;
• номенклатура и объем производства продукции, услуг;
• технология производства продукции;
• организация производственных процессов в пространстве и времени;
• показатели трудоемкости выполнения операций и тарифы по оплате труда рабочих основного производства;
• нормы загрузки и производительности оборудования;
• объем и характеристики используемого сырья, материалов, комплектующих изделий, в том числе их стоимость;
• потребное количество энергии, пара, топлива, сжатого воздуха и т.д. и стоимость единицы их потребления;
• перечень услуг сторонних организаций, необходимых для производства и сбыта продукции;
• объем внутренних и внешних перевозок по всем видам грузов и транспорта, тарифы транспортных перевозок и др.
Производственный план необходим не только товаропроизводителю, но и другим участникам инвестиционного проекта. Данные плана являются важной составляющей обоснования надежности и эффективности проекта, а значит, влияют на решения потенциальных инвесторов, кредитующих организаций и т.д. Производственный план изучают также эксперты при проведении экономической и экологической экспертизы инвестиционных проектов.
Раздел «Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Центральное место в данном разделе бизнес-плана занимает принятая организационная структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: формы, функции и задачи служб и отделов; формы и порядок взаимодействия исполнителей; порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта; обязанности и ответственность отделов, служб и отдельных исполнителей. Очень важно определить круг лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по необходимому кругу вопросов на различных этапах и участках реализации проекта.
В данном разделе бизнес-плана отражается потребность в руководителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта; требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельности, специальности и квалификации; условия принятия на работу, а также порядок и система оплаты труда руководителей и специалистов, их аттестации', организации повышения квалификации; условия премирования, участия в распределении прибыли; другие формы материального и морального поощрения эффективной работы.
Организационный план обычно состоит из следующих подразделов:
• организационная структура управления проектом (структурная схема, состав подразделений и их функции, организация взаимосвязи и координации, распределение обязанностей между отделами и исполнителями);
• требования к управленческому персоналу и сведения о нем (по специальностям, возрасту, стажу работы, образованию, владению акциями предприятия и т.д.);
• система материального стимулирования и поощрения руководителей и специалистов.
Одна из основных задач, которая решается организационным планом, — планирование работ по осуществлению инвестиционного проекта.
«Финансовый план» — один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации.
Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.
На первом этапе расчетов, исходя из сметной стоимости работ, составляется график потока инвестиций, связанных со строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) объекта и вводом его в эксплуатацию. В этом графике в составе инвестиций, связанных с вводом в действие основных фондов, учитываются не только прямые затраты по смете, но и накладные расходы подрядчика и инвестора, а также отражается потребный объем инвестиций в оборотные активы и создание необходимых резервных фондов. График составляется по годам реализации проекта, причем на первый год — в помесячном разрезе, на второй — в поквартальном, далее — в годовом.
На втором этапе расчетов обосновывается план доходов и расходов, связанных с эксплуатацией реализуемого инвестиционного проекта. Он содержит такие показатели хозяйственной деятельности эксплуатируемого проекта, как: валовой доход от реализации продукции (услуг), общий объем и состав основных текущих затрат; налоговые платежи; валовая и чистая прибыль; денежный поток. Этот расчет составляется так же, как и график потока инвестиций.
На третьем этапе расчетов определяется точка безубыточности (или точка критического объема реализации) по рассматриваемому инвестиционному проекту. Критический объем представляет собой уровень выручки, которая точно покрывает общие затраты и расходы по функционированию предприятия. Точка безубыточности показывает, при каком объеме продаж будет достигнута самоокупаемость хозяйственной деятельности объекта инвестирования на стадии его эксплуатации. Другими словами, в точке безубыточности достигается равновесие: если реализовывать больше этого уровня, то предприятие получает чистую прибыль, если же меньше — чистые потери.
Для расчета точки безубыточности (ТБ) используют формулу
ТБ = СПЗ : (ЧД - ПТЗ),
где СПЗ — сумма постоянных текущих затрат;
ЧД — уровень чистого дохода к объему продаж (%); ПТЗ — уровень переменных текущих затрат к объему продаж (%).
При расчете точки безубыточности объем производства приравнивается к объему реализации.
Сумма постоянных текущих затрат складывается из расходов по аренде и содержанию основных фондов; амортизации основных фондов; расходов на рекламу; других видов текущих затрат, сумма которых не изменяется при изменении объемов продажи или производства.
Сумма переменных текущих затрат складывается из расходов на сырье и материалы; транспортных расходов; расходов по уплате процентов за краткосрочный кредит; других видов текущих затрат, сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов продажи или производства.
сумма дохода текущих затрат
чистый доход
зона общая сумма текущих затрат
прибыли
точка переменные текущие затраты
безубыточности
зона
убытков постоянные текущие затраты
объём продаж,обеспечивающий объём продаж
самоокупаемость деятельности
Рис. 1. Определение точки безубыточности
На четвертом этапе расчетов определяется период окупаемости инвестиций в проект.
На основе всех проведенных расчетов разрабатывается три документа:
1) план доходов и расходов;
2) план денежных поступлений и выплат (движения денежных средств);
3) план-баланс активов и пассивов.
План доходов и расходов содержит такие показатели, как: инвестиционные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализованной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управление, сбыт, аренду, рекламу, страхование имущества и рисков и т.д., сумма валовой и чистой прибыли, размер налоговых и других платежей.
План денежных поступлений и выплат составляется для прогноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвестиционного проекта. Если окажется, что для какого-либо периода сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, для этого периода необходимо взять финансовые средства в кредит. Если сальдо реальных денег положительное и составляет существенную сумму, возникает возможность использовать свободные финансовые средства (например, сделать депозитный вклад в банк на возможный срок).
Важным моментом в прогнозировании сальдо реальных денег является определение размера денежных поступлений и затрат (выплат) по временным периодам (месяцам, кварталам, годам). Иногда по вполне рентабельным инвестиционным проектам их инициаторы могут обанкротиться из-за того, что в определенный момент у них не окажется нужных денежных средств для расчетов по услугам и долгам. Если инвестор-предприниматель будет судить о своем успехе только по показателю прибыли, он также рискует просчитаться, так как деньги на балансе и банковском счете — это не то же, что прибыль. Прибыль — это разность между выручкой (включая дебиторскую задолженность) и произведенными затратами, т.е. потенциальные денежные средства. Сальдо (остаток) реальных денег — это накопленная разность между фактическим поступлением денежных средств и произведенными платежами, т.е. это фактические наличные суммы на расчетном счете в банке. Так, погашение долга инвестором не отражается в его инвестиционных затратах или издержках производства, но уменьшает сумму реальных денег. Начисленная сумма амортизации относится на издержки производства, увеличивает себестоимость продукции, снижает прибыль, но не оказывает влияния на сальдо реальных денег.
В плане-балансе активов и пассивов находят отражение все средства, вкладываемые инвестором в инвестиционный проект, и нераспределенная прибыль от его реализации. План-баланс составляется на основе данных плана доходов и расходов, плана денежных средств и характеризует стоимость собственного капитала, которая образуется как разность между ликвидными активами и пассивами (денежные средства, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции, сырья, комплектующих, материалов и т.п.) и неликвидными (оборудование, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность и т.п.).
Планы доходов и расходов, движения денежных средств и баланс активов и пассивов служат основой проведения анализа финансовых ресурсов, необходимых для реализации инвестиционного проекта и выработки схемы его финансирования.
Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто в практике используется самофинансирование. Самофинансирование не следует путать с самоокупаемостью. Отличительной чертой самоокупаемости является возможность предприятия уплачивать налоги в бюджетную систему и финансировать простое воспроизводство. При самофинансировании предприятие за счет чистой прибыли и амортизации обеспечивает возмещение затрат по расширенному воспроизводству основных фондов и реализации социальных программ трудового коллектива.
Обычно при реализации крупных инвестиционных проектов собственных источников их финансового обеспечения недостает. В связи с этим возникает потребность в займах. Размер и формы займов указываются в плане движения денежных средств (денежных поступлений и выплат). Формами заимствований могут быть:
• получение финансовых ресурсов путем выпуска акций;
• долговое финансирование (банковский кредит, ипотечные ссуды, размещение долговых обязательств);
• лизинговое финансирование, когда лизинговая компания приобретает у изготовителя объекты основных средств и сдает их инициатору инвестиционного проекта в пользование на правах лизинговой оплаты, в том числе с правом выкупа.
Под выбранную схему финансирования намечаются источники финансирования инвестиционной деятельности. При их определении
руководствуются принципами рациональной структуры, оптимизации Соотношения собственных и заемных источников, соблюдения финансовой устойчивости предприятия и максимизации суммы прибыли от инвестиционной деятельности.
Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиционных ресурсов можно использовать коэффициент самофинансирования, который определяется как отношение собственных средств предприятия к общей сумме инвестиций. Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%), иначе предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к заемным источникам финансирования.
Финансовую устойчивость, кроме показателя коэффициента самофинансирования, характеризуют коэффициент отношения собственного капитала к сумме используемых активов и коэффициент соотношения собственных и заемных средств.
Финансовый план содержит оценку эффективности инвестиционного проекта. Система показателей этой оценки включает показатели:
• финансового состояния предприятия — характеризуют эффективность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации инвестиционного проекта. К ним относятся:
— прибыльность проекта,
— рентабельность капитала,
— показатели ликвидности и финансовой устойчивости;
• эффективности инвестиций в проект, которую в свою очередь характеризуют следующие показатели:
— срок окупаемости (РР),
— чистая текущая стоимость (NPV),
— индекс рентабельности (РГ),
— внутренняя норма доходности (IRR).
На основании оценки эффективности инвестиционного проекта инвесторы и другие его участники принимают решения об. инвестировании, выходе из проекта, корректировке его параметров, условий реализации, возможных путях повышения эффективности и т.д.
Раздел «Анализ рисков» бизнес-плана содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий и их конкретные причины (изменение конъюнктуры инвестиционного рынка и рынка товаров и услуг, инфляция, изменения в налоговой системе и т.д.).
Риски должны рассматриваться и оцениваться по отдельным их видам:
• риск существенной задержки начала реализации проекта (задержка получения лицензии, несвоевременное выделение земельного участка и т.д.);
• риск несвоевременного завершения строительно-монтажных работ;
• риск превышения расчетной сметной стоимости строительно-монтажных работ по проекту;
• риск неосвоения (невыхода на запланированные объемы выпуска продукции в связи с несовершенством технологии, использования устаревшего оборудования, падением спроса, возрастанием конкуренции и т.д.);
• риск снижения запланированного уровня эффективности деятельности и увеличения периода окупаемости капитала в связи с государственным регулированием цен, налоговым регулированием и т.д.
Одновременно в разделе прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению рисков и возможному снижению потерь от них. Это может быть разработка профилактических мероприятий, предупреждающих риск, распределение негативных финансовых последствий рисков среди инвесторов и участников инвестиционного проекта, создание соответствующих резервных фондов и др. В случае внешнего страхования наиболее существенных рисков инвестирования определяются затраты на страховку.
Обычно в данном разделе рассматриваются возможные формы выхода из инвестиционного проекта на любой стадии его реализации, если фактический уровень риска значительно превысит расчетный и повлияет на эффективность затрат.
В разделе «Приложения» содержатся все необходимые и достаточные данные, использованные при экономических обоснованиях и составлении бизнес-плана (паспортные характеристики применяемого технологического оборудования и процессов, копии лицензий на производство, контрактов, экспертные заключения и др.), а также данные расчетов и обоснований, не вошедшие в основной текст бизнес-плана.