Типы семей и семейного воспитания

Функции семьи

Вопросы для самостоятельной работы

1) Любовь - основа семьи?

2) Брак по расчету: за и против. Возможна ли семья по контракту?

3) Что такое ревность?

4) Сколько детей должно быть в семье?

5) Кто в семье главный?

6) Почему близнецов надо воспитывать по-особому?

7) Проблемы единственного ребёнка в семье.

8) В каком возрасте можно создавать семью?

9) Многопоколенная семья: за и против.

10) Дома престарелых - есть ли альтернатива?

 

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизвод­ство общества Удовлетворение потребно­стей в детях
Воспитательная Социализация молодого по­коления. Поддержание куль­турной непрерывности об­щества Удовлетворение потребно­стей в родительстве, контак­тах с детьми, их воспитании, самореализации в детях
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними чле­нами семьи от других
экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и не­трудоспособных членов об­щества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)
Сфера первичного социаль­ного контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедея­тельности, а также ответст­венности и обязательств в отношениях между супруга­ми, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержа­ние правовых и моральных санкций за недолжное пове­дение и нарушение мораль­ных норм взаимоотношений между членами семьи
сфера духов­ного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная Предоставление определен­ного социального статуса членам семьи. Воспроизвод­ство социальной структуры Удовлетворение потребно­стей в социальном продви­жении
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный конт­роль в сфере досуга Удовлетворение потребно­стей в совместном проведе­нии досуга, взаимообогаще­ние досуговых интересов
Эмоциональная Эмоциональная стабилиза­ция индивидов и их психоте­рапия Получение индивидами пси­хологической защиты, эмо­циональной поддержки в семье. Удовлетворение по­требностей в личном счастье и любви

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие - гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.