ЖЁСТКИЕ МУФТЫ
МУФТЫ
Это устройства для соединения валов и передачи между ними вращающего момента [34].
Муфты могут передавать вращающий момент и валам, и другим деталям (колёсам, шкивам и т.д.). Соединяют соосные и несоосные валы. Муфты существуют потому, что всегда есть некоторая несоосность, перекосы, взаимная подвижность валов. Конструкции муфт весьма разнообразны. Простейшая муфта сделана из куска ниппельной трубочки и соединяет вал электромоторчика с крыльчаткой автомобильного омывателя стекла. Муфты турбокомпрессоров реактивных двигателей состоят из сотен деталей и являются сложнейшими саморегулирующимися системами.
Группы муфт различают по их физической природе.
è Муфты механического действия.
è Муфты электрического (электромагнитного) действия.
è Муфты гидравлического или пневматического действия.
Классы муфт различают по режиму соединения валов.
è Нерасцепляемые (постоянные, соединительные) – соединяют валы постоянно, образуют длинные валы.
è Управляемые – соединяют и разъединяют валы в процессе работы, например, широко известная автомобильная муфта сцепления.
è Самодействующие – срабатывают автоматически при заданном режиме работы.
è Прочие.
Основная характеристика муфты – передаваемый вращающий момент.
Существенные показатели – габариты, масса, момент инерции.
Муфта, рассчитанная на передачу определённого вращающего момента, выполняется в нескольких модификациях для разных диаметров валов. Муфты – автономные узлы, поэтому они легко стандартизируются.
Муфты рассчитывают по их критериям работоспособности:
è прочности при циклических и ударных нагрузках,
è износостойкости,
è жёсткости.
На практике муфты подбираются из каталога по величине передаваемого момента M = MВалаK, где МВала– номинальный момент, определённый расчётом динамики механизма, К – коэффициент режима работы: К = 1 ¸ 1,5 спокойная работа, лёгкие машины; К = 1,5 ¸ 2 переменные нагрузки, машины среднего веса (поршневые компрессоры); К = 2 ¸ 6 ударные нагрузки, большие массы (прессы, молоты). Для двигателей транспортных машин К завышают на 20 ¸ 40 % в зависимости от числа цилиндров.
Могут быть втулочными или фланцевыми.
Втулочные иногда называются глухими. Это самые простые конструкции и обычно применяются в лёгких машинах на валах диаметром до 70 мм. Требуют точной соосности, затрудняют сборку-разборку, имеют малую жёсткость на изгиб. Их работоспособность определяется прочностью в местах крепления к валам.
Чаще применяются фланцевые жёсткие муфты, т.к. они допускают лёгкую сборку-разборку. Такие конструкции имеют две полумуфты в виде фланцев, устанавливаемых на концах валов с натягом и стянутых болтами. Вращающий момент передаётся за счёт сил трения между фланцами, а когда болты вставлены без зазора, то также и болтами. Фланцевые муфты стандартизованы в диапазоне диаметров 12 ¸ 250 мм и передают моменты 0,8 ¸ 4500 кГм. В тяжёлых машинах фланцы приваривают к валам.