Реформы Александра II: сущность, влияние на историческое развитие

Тема 18. Приоритеты реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан.

Цель: Студенты должны знать основные направления модернизации системы здравоохранения Казахстана.

Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 г. № 1438 утверждена Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы (ГПРРЗ).

Цель ГПРРЗ: Создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения.

Основными задачами Программы являются:

1. Разделение ответственности за охрану здоровья между государством и человеком.

2. Переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь.

3. Создание новой модели управления здравоохранением и единой информационной системы отрасли.

4. Укрепление здоровья матери и ребенка, улучшение медико-демографической ситуации.

5. Стабильное снижение уровня социально значимых заболеваний.

6. Реформирование медицинского образования.

В результате реализации ГПРРЗ:

- будет создана оптимальная модель здравоохранения, удовлетворяющая потребности населения, отрасли и государства;

- существенно повысится уровень обеспеченности населения услугами здравоохранения, будут внедрены стимулы для охраны человеком собственного здоровья;

- будет обеспечен равный доступ граждан к медицинской помощи и реализован принцип солидарной ответственности государства и граждан за охрану здоровья;

- увеличится объем профилактических, оздоровительных мероприятий, повысятся эффективность и качество диспансеризации больных, снизится уровень временной и стойкой утраты трудоспособности за счет расширения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на уровне ПМСП;

- снизится заболеваемость населения за счет проводимых профилактических мероприятий, повышения уровня информированности населения о влиянии факторов риска на состояние здоровья, что приведет к поэтапному снижению госпитализации на 10-15 % на первом этапе и на 25-30 % – на втором;

- будет снижено количество вызовов и повышено качество оказания скорой медицинской помощи за счет расширения объема помощи на уровне ПМСП;

- к 2010 году организации ПМСП будут обеспечены квалифицированным врачебным и средним медицинским персоналом и оснащены оборудованием в соответствии с нормативами;

- будут устранены диспропорции в оказании медицинской помощи на основе перераспределения части объемов из стационарного сектора в амбулаторный, эффективного использования стационарозамещающих технологий;

- будет внедрена эффективная система управления качеством медицинских услуг;

- повысятся доступность, эффективность и преемственность медицинской помощи на всех этапах ее оказания:

- будут усовершенствована система финансирования, устранен дефицит финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, внедрены механизмы взаиморасчетов между субъектами отрасли;

- повысится эффективность использования средств государственного бюджета и населения на здравоохранение, при этом существенно снизится уровень неформальных платежей;

- будет создана единая информационная система здравоохранения;

- повысится индекс здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, стабильно снизятся показатели материнской и младенческой смертности, к 2010 году снизится материнская смертность с 42,1 в 2003 году до 30.0 на 100 тысяч живорожденных и младенческая смертность с 15,3 в 2003 году до 10,0 на 1 000 живорожденных (при существующей методике расчетов);

- стабилизируется ситуация по социально значимым заболеваниям, снизится уровень инфекционных и неинфекционных заболеваний;

- снизится заболеваемость туберкулезом с 160,4 в 2003 году до 150,0 к 2007 году, до 135,0 на 100 тыс. человек населения к 2010 году;

- заболеваемость инфекциями, передаваемыми преимущественно половым путем, будет ежегодно снижаться на 10 %;

- повысится эффективность государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств;

- увеличится объем производства отечественной конкурентоспособной фармацевтической и медицинской продукции;

- будут внедрены современные методы диагностики и международные стандарты лечения;

- будет проведена гармонизация документов государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования с международными стандартами;

- улучшится материально-техническая база организаций медицинского образования, будут усовершенствованы программы подготовки и переподготовки медицинских кадров, повысятся требования к обучению в медицинских высших учебных заведениях и колледжах. За счет внедрения механизмов закрепления кадров, увеличения приема в медицинские вузы и колледжи по государственному заказу будет решена проблема кадровой обеспеченности отрасли;

- существенно повысится качество подготовки и переподготовки медицинских работников, будут расширены права и усилена ответственность врача и медицинского работника, поднят их социальный статус и престиж в обществе.

Главными достоинствами ГПРРЗ являются: реальное финансирование, конкретные этапные шаги реализации, ориентир на рыночную экономику. За последние годы ГПРРЗ является единственной, на которую выделены реальные финансовые средства и сопровождается постоянным мониторингом со стороны Правительства Республики Казахстан.

ГПРРЗ уже показала свою эффективность и в целом выполнила задачи, поставленные на период первого этапа ее реализации. За эти годы сформировалась определенная тенденция в показателях здоровья населения республики.

ГПРРЗ показала свою эффективность и в целом выполнила задачи, поставленные на период первого этапа ее реализации. За эти годы сформировалась определенная тенденция в показателях здоровья населения республики. Наряду с некоторым увеличением средней продолжительности жизни по республике происходит снижение показателя общей смертности. Отмечается снижение значений уровней смертности от болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований, туберкулеза, материнской смертности. Выявлен незначительный рост заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями (системы кровообращения, органов пищеварения и мочеполовой системы) и снижение заболеваемости злокачественными новообразованиями.

Объем бюджетного финансирования системы здравоохранения возрос более чем вдвое: с 1,6% от ВВП в 2007 г. до 2,6% в 2008 г, что позволило создать условия для прямого транс­ферта менеджмента и новых тех­нологий по международным стан­дартам, создать специализиро­ванную сеть кардиологической и кардиохирургической службы в республике, развивать онкологическую помощь (закуп оборудования и химиопрепаратов для онкологических больных), усилить борьбу с туберкулезом (закуп оборудования для противотуберкулезных организаций), модернизировать лабораторную базу санитарно-эпидемиологической службы, проводить генетический скрининг беременных, обеспечить бесплатными лекарственными средствами больных детей в возрасте до 1 года, укрепить ПМСП и активизировать формирование здорового образа жизни.

Постановлением Правительства РК № 1260 от 21 января 2008 г. утверждена Государственная программа «Здоровый образ жизни на 2008-2016 гг., цель которой: оздоровление населения и увеличение средней продолжительности жизни на основе эффективной системы формирования здорового образа жизни. Задачи программы:

1) Совершенствование национальной политики формирования здорового образа жизни;

2) создание единой комплексной, непрерывной и устойчивой системы формирования здорового образа жизни;

3) усиление межсекторального взаимодействия с вовлечением всего казахстанского сообщества в формировании здорового образа жизни;

4) создание условий, благоприятствующих сохранению и укреплению здоровья;

содействие здоровому образу жизни для полной реализации и развития «потенциала здоровья» всех казахстанцев;

5) обучение навыкам ведения здорового образа жизни;

6) формирование культа здоровья и внедрение парадигмы здорового общества

Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе «Рower Point».

Литература:

1. Аканов А.А. Политика охраны здоровья населения в Казахстане: опыт разработки, реализации национальных программ здравоохранения и перспективы на 2010-2015 годы. – Астана, 2006. – 243 с.

2. Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: Концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001. – 100 с.

3. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана.Алматы, 2006. – 232 с.

4. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы.

5. Девятко В.Н., Куралбаев Б.С., Захаров И.С., Исаев Д.С., Чен А.Н. Ключевые аспекты развития региональных программ общественного здравоохранения. – Алматы, 2004. – 342 с.

Контрольные вопросы:

1. Назовите цель Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы.

2. Какие меры модернизации планируются на уровне ПМСП?

3. Какие приоритеты определены в улучшении здоровья населения?

4. Какие цели ставятся в сфере охраны материнства и детства?

5. Как изменится система медицинского образования?

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

по дисциплине «Общественное здравоохранение»

Составители: д.м.н. Бурибаева Ж.К., к.м.н. Шахиева А.М., д.м.н. Талкимбаева Н.А.,

к.м.н. Айтманбетова А.А., к.м.н. Буздаева С.С., к.м.н. Кожекенова Ж.А.

 

Одной из дискуссионных проблем является проблема предпосылок и причин реформ.

В дореволюционной историографии ряд исследователей выдвигал версию о перерождении помещичьего хозяйства в рыночное, их заинтересованности в использовании рыночной организации хозяйства, поскольку на помещиках висели определенные социальные функции (выделение увеличивающемуся крестьянскому населению нового фонда земель, поддержание крестьянских хозяйств в трудоспособном состоянии). Высказывались также точки зрения о реформах как результате развития гуманистических прогрессивных идей, о роли поражения в Крымской войне.

В советской историографии была создана стройная концепция о реформах как результате системного кризиса феодально-крепостнического строя. При этом не отрицались прогрессивные тенденции: они связывались с развитием капиталистического уклада в хозяйствах оброчных крестьян. Упор в изучении предпосылок делался на экономические факторы.

В современной историографии поставлена под сомнение глубина кризисных отношений в экономике. Б.Н. Миронов и вслед за ним другие авторы пишут о временности кризиса, неисчерпанности ресурсов крепостного хозяйства. Многие авторы перешли к разработке проблем социально-политических предпосылок. Такими предпосылками считается наличие просвещенной бюрократии, возникшей в результате кодификационной деятельности, институциональные реформы, реформы в области образования, опыт ряда реформ (вольных хлебопашцев, "остзейских" реформ, об обязанных крестьянах, инвентарной реформы, государственных крестьян). Усилено внимание к Крымской войне, показавшей несоответствие возможностей и статуса России на международной арене. (Л.Г. Захарова, американские историки Б.Линкольн,

А . Крисп)

2. Оценка содержания реформ. Основные дискуссии в дореволюционной историографии разгорелись вокруг оценки аграрной реформы. Общепринятая точка зрения в либеральной историографии о реформе как великом освободительном акте благородных и просвещенных дворян во главе с царем. (Иванюков, Джаншиев)Корнилов: реформа укрепила крестьянское землевладение, расшатала помещичье. К 1911 г. (в работе "Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. СПб., 1911) историки признали тяжесть последствий реформы. На рубеже 19-20 вв. в рамках дискуссии о судьбах капитализма в России разгорелась дискуссия: носила ли реформа 1861 г. буржуазный характер. (Либералы и марксисты признавали ее буржуазность, неонародники отстаивали тезис о некапиталистическом характере). Сложилась ленинская концепция о реформах как крупной вехе в истории капиталистических отношений, возникло представление о революционной ситуации, повлиявшей на позицию верхов, о борьбе между прусским и американским вариантом капитализма, заложенным реформой 1861 г., о создании реформой предпосылок для революции 1905 г. "1861 г. породил 1905".

Либеральные историки преувеличивали либеральный характер реформ 1862-1874: Гессен (судебная реформа), Веселовский (земская реформа), Пажитнов(городская реформа). Интересен вывод Преснякова: реформы пошатнули основы социально-политического строя, заложенного еще в сер. 17 в., положили начало переходному периоду. В целом, либеральные историки акцентировали внимание на подготовке реформ, анализе самих законодательных актов. Процесс реализации был не изучен.

В советской историографии в 1920-е гг. преобладала точка зрения Покровского: капитализм в России сложился в конце 18 - первой пол. 19 в., а реформа затормозила его развитие, т.к. затормозила пролетаризацию крестьян, отодвинув к началу 20 в. социальную революцию.

К 1930 гг. эта точка зрения была подвергнута критике, утвердился подход к реформам как открывшим дорогу к резкому переходу от феодализма к утверждению капитализма. Утверждение капитализма стало относиться к 1880-м гг. В послевоенный период в МГУ под руководством П.А.Зайончковского сложилась научная школа по изучению реформ. П.А. Зайончковский написал монографии по отмене крепостного права, проведению реформы в жизнь и военной реформе, Л.Г. Захарова по контрреформам, затем по подготовке реформы 1861 г., Литвак - по реализации реформы в центральных губерниях и обобщающую по всем реформам. Новое направление в изучении - анализ уставных грамот, которые позволили проследить конкретные условия проведения реформы в жизнь. Историей судебной реформы занимался Виленский, городской - Нардова. Общим выводом советской историографии стало утверждение об определяющем буржуазном характере реформ, в сочетании с крепостническими пережитками, которые носили второстепенный характер. Реформы стали рассматриваться как компромиссный вариант между консервативными и либеральными проектами дворян и бюрократии.

Большое внимание советские историки уделяли типологии реформы 1861 г.: была ли это прусская модель в чистом виде. Большинство склонялось к тому, что это был прусский вариант, но крестьянство боролось за американский. Ковальченко высказал точку зрения, что это был промежуточный вариант между прусской и американской моделью, т.к. основным производителем сельскохозяйственной продукции в России было крестьянское хозяйство.

Споры вызывал вопрос о том, насколько добровольными или вынужденными были реформы. М.Нечкина, возглавившая группу по изучению первой революционной ситуации, ленинской цитатой "реформы - побочный продукт революционной борьбы" сформулировала основной вывод этой группы. В обобщающей монографии "Революционная ситуация 1859-1863" делался вывод о значительном подъеме крестьянского движения, активности политической оппозиции. Несмотря на преувеличенный характер размаха народного и революционного движения, эта группа сделала шаг вперед по изучению российского общества.

В целом, в позднесоветской историографии были достигнуты значительные успехи в изучении темы.

В постсоветской историографии реформы начали рассматриваться в русле теории "догоняющей" модернизации, очередного ее цикла, который создавал условия для перехода прединдустриальной стадии в индустриальную. В 1990 - 2000- е гг. был написал ряд сб. ст. (Великие реформы, к 90-летию и 100-летию со дня рождения П.А. Зайончковского, монография Литвака), которые восстановили высоко позитивную оценку реформ.

В статье, посвященной юбилею реформы (Вопросы истории . 2011, № 1) Медушевский считает реформу 1861 г. примером успешной правовой модернизации. Критерии успешности: наличие идеала желаемого будущего, достижение социального консенсуса, необратимость реформ.

По его мнению, реформаторы претворяли в жизнь ценности европейского выбора. Реформа 1861 г. - модель социального компромисса ( сохранение собственности помещиков, но при этом крестьяне могли пользоваться, а затем выкупить землю, получали кредит с рассрочкой, обретали после выкупа статус крестьян-собственников, вводились правовые документы - уставные грамоты, создавались органы по руководству реформой и разбору конфликтов). Необратимость реформы: крестьяне получали личную свободу без выкупа. Причины, почему , по мнению Медушевского, в России обошлось без гражданской войны: положение крепостных было лучше, чем положение рабов, отношения собственности и прав на нее не были четкими в системе общественных ценностей, контроль государства над населением более интенсивный. Реформа включала механизм балансирования интересов. Создание "штаба реформ", создание институтов обратной связи и инструментов разрешения конфликтов правовым путем. Редакционные комиссии с перевесом либеральных сил, сочетание в их деятельности административно-бюрократического и представительного учреждения, были временным законосовещательным учреждением. Рескрипт Назимову сделал подготовку необратимой. Реформа - революция сверху, сделал вывод Медушевский, хотя по этому поводу в 1990-е гг. в литературе шла дискуссия. Н. Эйдельман предложил считать реформы революцией сверху, а Литвак в ответ написал монографию о перевороте 1861 г. как нереализованной альтернативе, т.к. в конечном итоге реформы привели к революции 1905 г.

 

3. Проблема первоначальных замыслов и результатов.Высокая оценка роли императора и команды реформаторов в дореволюционной историографии сменилась в советской историографии низкой оценкой личности Александра 2 как нерешительного, слабохарактерного, ограниченного. Персоналии реформаторов не изучались. Позитивный результат реформ виделся в открытии дороги капитализму и первом шаге от абсолютизма в сторону буржуазной монархии. Революционные кризисы и революции нач. 20 вв. рассматривались как закономерность капитализма и следствие незавершенности реформ.

В постсоветской историографии появились работы о роли императора в выработке решений. Долбилов пришел к выводу о том, что основным мотивом реформаторской деятельности А-ра было примирение и единение сословий, добровольность и полюбовность, консолидация сословий в нацию. Император допускал определенную самостоятельность бюрократии. К Александру 2 утвердилось сочувственное отношение как к человеку трезвого ума, доброй воли и трагической судьбы, который часто вставал на сторону более либеральных проектов. Реформы начали рассматриваться как долговременный процесс смены поземельных отношений, формирования гражданского общества. Б.Н. Миронов отстаивает точку зрения об адекватности власти на вызовы времени и неадекватности отношения образованного общества на реформы власти. Зарубежные историки (Ф.Филд, Д. Сондерс)также считают неразвитость гражданского общества и его менталитет считают основными причинами трудностей реализации реформы.

В современной литературе продолжает существовать крайне негативная оценка личности императора (Троицкий) и полного провала намерений реформаторов, по мнению этих авторов, реформы способствовали тотальному разрушению устоев общества, неконтролируемому процессу раскрестьянивания и урбанизации, в результате чего города были перенаселены маргинальными слоями населения. Реформы проводились, чтобы избежать "пугачевщины", но в конечном итоге привели к необъявленной крестьянской войне 1902-1922 гг.