Тема 17. НОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

 

Цель: Студенты должны знать здравоохранение современного Казахстана.

Появление нового общественного здравоохранения обусловлено тем, что социализация проблем здравоохранения в современных условиях требует концентрации дополнительной ответственности и придания необходимых дополнительных властных полномочии именно системе здравоохранения.

Новое общественное здравоохранение является не заменой, а продолжением и развитием традиционного общественного здравоохранения и «организованными усилиями общества, направленными на разработку политики, обеспечивающей его здоровье, профилактику развития заболеваний, достижение социального равенства при поступательном экономическом развитии. Новое общественное здравоохранение сохраняет традиционные функции санитарии, охраны здоровья населения, контроля и регуляции, дополняя их новыми расширенными функциями (WHO, Geneva, 1995).

Новое общественное здравоохранение - система мер широкого диапазона деятельности, включая первичную и вторичную медицинскую помощь, обеспечение укрепления здоровья и формирование здорового образа жизни, борьбу с инфекционными заболеваниями, улучшение гигиены окружающей среды. Эта система, основанная на межсекторальном подходе и мобилизации всего общества, является основой государственной политики охраны здоровья своего населения.

Новое общественное здравоохранение основано на использовании комплексного подхода к охране и укреплению здоровья отдельных людей т общества в целом, основанного на сочетании санитарных мер, охраны окружающей среды, укрепления здоровья населения, индивидуальных и общинных профилактических программ и координации деятельности с работой профилактических, реабилитационных служб и подразделений долгосрочного ухода.

Отличительные особенности нового общественного здравоохранения:

1) системный подход к решению проблем

2) межсекторальное взаимодействие

3) решение проблем на всех уровнях – государственные органы. СМИ, группы лоббирования, частные и государственные предприятия, промышленность, индустрия развлечений и спорта, законодательство, правоохранительные органы;

4) постоянный мониторинг эпидемиологических, экономических и социальных аспектов состояния здоровья населения

Новое общественное здравоохранение рассматривает с новых позиций:

1. Вопросы экономики. Одним из направлений решения проблемы распределения ограниченных ресурсов является определение универсального соотношения ПМСП и специализированной помощи и выбор системы финансирования здравоохранения с определением ответственности человека, работодателя и государства. В условиях ограниченности ресурсов необходим выбор модели, соответствующей требованиям максимизации эффективности при минимальных побочных эффектах.

2. Медицинская информатика, в своей сетевой форме. Распространение новых технологий невозможно без эффективной системы коммуникаций. Медицинские информационные системы должны быть построены таким образом, чтобы стимулировать партнеров с периферии быть активными участниками процесса - а не просто пассивными потребителями информации.

3. Менеджмент. Любая современная система здравоохранения это огромная организация высокой степени сложности, где работают люди, отобранные на основе образования и преданности делу. Если они высоко мотивированы, хорошо обучены и работают вместе в четко взаимодействующей команде, то тогда можно считать, что создана система здравоохранения, которая распределяет ограниченные ресурсы во благо пациентов. Если же - с другой стороны - их навыки и интеллект не используются до конца по причине плохо организации, бюрократизации, отсутствия поддержки эффективного поведения, отсутствия необходимой информации, то система здравоохранения работает с минимальной скоростью, потребляет огромные ресурсы и не влияет на состояние здоровья населения. Поэтому менеджмент на всех уровнях - это область исследований и обучения в сфере нового общественного здравоохранения.

4. Партнерство в интересах здоровья. Расширение и углубление глобализации, прежде всего, предполагает обмен опытом по внедрению различных моделей развития систем здравоохранения. Кроме этого следует отметить, что существование здравоохранения в странах с низкими доходами невообразимо без притока экономических ресурсов извне. С глобальными угрозами здоровью можно справиться только совместными, глобальными, усилиями. И это должны быть партнерства, которые признают тот факт, что общественное здоровье может поддерживаться только за счет высоко мотивированных местных человеческих ресурсов.

Направления развития нового общественного здравоохранения.

1. Расширение властных полномочий – мероприятия административно-политического характера - создание государственного органа с делегированием ему новых государственных функций и полномочий по координации деятельности практически всех министерств и ведомств, имеющих отношение к формированию здоровья населения. Предполагается, что руководителями этого органа здравоохранения будут организаторы, пользующиеся в стране и за рубежом авторитетом и известностью. Обязательным условием работы руководителей такого ведомства должна быть публичность, открытость и доступность. Например, руководитель областного департамента здравоохранения, приравненный должности заместителя Акима области способен гораздо эффективнее решать поставленные новые задачи.

2. Демократизация управления здравоохранением. Опыт развития здравоохранения в развитых странах мира свидетельствует, что выборность руководителя вкупе с отчетностью и гласностью позволили, например, в Финляндии, создать хорошую систему здравоохранения на местном уровне.

3. Улучшение менеджмента здравоохранения, начиная с верхних эшелонов власти. Актуальным будет создание команд из числа специалистов широкого профиля. Главная идея: здравоохранение - наиболее важная часть государственной политики и за нее несут прямую ответственность руководители страны, все члены ее Правительства.

4. Усиление социальной направленности здравоохранения, объединение усилий различных ведомств в решении этого вопроса. Предполагается создание медико-социологической службы, расширение сети медико-социальных служб и активное привлечение населения к решению этих проблем.

3. Изменение структуры специальностей здравоохранения, расширение числа «комбинированных» специалистов медико-социального, медико-экономического профиля, медико-психологического характера.

Вызовами нового XXI века, в условиях глобализации мировой цивилизации и локализации войн, внедрения общечеловеческих новых стандартов поведения, культуры, общественной жизни будут, скорее всего болезни, связанные с:

1) неправильным образом жизни (курение, чрезмерное потребление алкоголя, неадекватное питание), обуславливающим высокий уровень заболевании и смертности от болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, новообразований;

2) рискованным поведением молодежи (наркотики, алко­голь, преступность), обуславливающим заболеваемость и смер­тность от СПИД, болезней передаваемых половым путем, травм, отравлений и несчастных случаев.

3) экологическими проблемами, вызывающими, прежде всего, хромосомные нарушения и врожденные пороки развития.

4) социальными неблагоприятными условиями жизни (бедность, безработица, миграция и др.), обуславливающими неблагоприятный фон для развития болезней (анемия, инфекции, нарушения иммунитета и пр.).

Развитие здравоохранения XXI века предполагается в виде комплексности и неразрывности клинической медицины, укрепления и развития здоровья, межсекторальной, межведомственной, общественной ответственности за здоровье своего населения.

Проблемы и перспективы и развития нового общественного здравоохранения в Казахстане.

Безусловно, к успехам относится сохранение основ прежней, одной из лучших систем здравоохранения в мире. Казахстан сегодня имеет достаточную сеть и структуру лечебно-профилактических учреждений, количество врачей и МПСЗ. В целом, существующая система здравоохранения удовлетворяет основные потребности населения республики в медуслугах.

Недостатки системы здравоохранения РК – попеременные метания в поиске собственной модели здравоохранения (3 модели медицинской системы - бюджетная, бюджетно-страховая и бюджетно-программная) и сегодня она, как указал Президент Назарбаев Н.С., "состоит из обломков трех систем".

Новая система здравоохранения должна охватить следующие разделы:

1. Традиционную клиническую медицину (сохранение здоровья при заболеваниях и различных патологических состояниях) - в виде практически существующей сети и структуры сегодняшнего здравоохранения, со всеми ее проблемами, задачами и перспективами.

2. Общественное здравоохранение (укрепление здоровья и профилактика болезней) - решение новых задач по формированию межсекторальной ответственности за сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждению новых случаев заболеваний.

Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе «Рower Point».

Литература:

1. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.С., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана-Алматы, 2006. – 232 с.

2. Аканов А.А., Нурманов К.Д., Арингазина А.М. и соавт. Общественное здравоохранение: основные подходы и принципы определения и удовлетворения потребностей человека. – Алматы, 2007. -136 с.

3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. – М.:Медицина, 2003. – 368 с.

4. Тульчинский Т.К., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. - Иерусалим, 1999. - 1049 с.

5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. - С.-Петербург, 2000.- 914 с.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение нового общественного здравоохранения.

2. Перечислите отличительные особенности нового общественного здравоохранения.

3. Назовите вопросы, рассматриваемые новым общественным здравоохранением с новых позиций:

4. Перечислите направления развития нового общественного здравоохранения.

5. Перечислите тенденции изменения структуры заболеваемости в XXI веке.