Навыки.

Умения.

Профессиональные умения и навыки

Психические явления:

ü Процессы

ü Свойства

ü Состояния

ü Продукты

Ø Умения

Ø Знания

Ø Навыки

Ø Привычки

Умения – это программа действия, а навыки – это способы реализации действия

Действия:

ü Побудительные

ü Исполнительные

Ø Действия – умения, способ действия

Ø Операции – способ реализации действия

Классификация умения (автор С.А.Милерян):

1. Познавательные умения

2. Обще-трудовые политехнические умения

3. Конструктивно-технические умения – самостоятельно конструировать

4. Организационно-технологические умения – организовать свое рабочее место

5. Операционно-контрольные умения – контролировать уметь


Классификация умения (по Ю.З. Гильбуху) с основными этапами обработки информации человеком оператором:

1. Умение для приема информации:

Ø Сенсорные – умения ощущать;

Ø Перцептивные – умение восприятия (выделение нужных сигналов, глазомер);

Ø Аттенционные– умение распределять разные источники информации

2. Умение необходимое для сохранения и переработки информации

Ø Мнемические умения они связанны с работой двух видов памяти

Ø Мыслительные или интеллектуальные умения (умение перерабатывать информацию и принимать решения)

Ø Иможинитивные умения – воображения процесс мысленного построения образа, которые не посредственно не воспринимают

3. Умения использование для передачи переработанной информации

Ø Сенсомоторные умения

Ø Перцептивно-моторные умения – это например действия водителя, видит красный цвет и совершает определенное действие

Навыки – это способ выполнения действия, сложившиеся в результате упражнений и представляющие собой, автоматизированные компоненты сознательной деятельности

Формирование навыков – это сознательный, целенаправленный процесс, в ходе которого активно сопоставляет цели и представления о правильном способе действия со своими собственными действиями и их результатом

Закономерности формирование навыков:

1. Объединение рядов элементарных движений в единое целое

2. Постепенное исключение лишних движений и уменьшение напреженности

3. Сосредоточение внимания на результате труда

4. Отроботка ритма выполнение действия, благодаря которому человек, владеющий навыком дольше не утомляется

5. Способность к произвольному изменения темпа работы

Условие пластичности навыков:

1. Сознательное усвоение

2. Опора на знания

Классификация трудовых навыков:

1. По профессиям

2. По значению для профессиональной деятельности: основные и познавательные

3. По структуре деятельности различают

Ø Ориентировочные

Ø Исполнительные

Ø Контрольные

4. По психическим функциям

Ø Сенсорно перцептивные

Ø Двигательные

Ø Умственные

Формирование сенсорных навыков:

Обучение или формирование навыков необходимо в условиях, когда важно четко различать определенные признаки

Основной принцип обучения - постепенный переход от сопоставления признаков к различению все более сходных

Формирование двигательных навыков, основная роль двигательный анализатор

Необходимо, отработка всех элементов действия и формирование моторных дифференцировок

Формирование умственных навыков, требует осуществление последовательности этапов ( по Гальперину П.Я.)