Навыки.
Умения.
Профессиональные умения и навыки
Психические явления:
ü Процессы
ü Свойства
ü Состояния
ü Продукты
Ø Умения
Ø Знания
Ø Навыки
Ø Привычки
Умения – это программа действия, а навыки – это способы реализации действия
Действия:
ü Побудительные
ü Исполнительные
Ø Действия – умения, способ действия
Ø Операции – способ реализации действия
Классификация умения (автор С.А.Милерян):
1. Познавательные умения
2. Обще-трудовые политехнические умения
3. Конструктивно-технические умения – самостоятельно конструировать
4. Организационно-технологические умения – организовать свое рабочее место
5. Операционно-контрольные умения – контролировать уметь
Классификация умения (по Ю.З. Гильбуху) с основными этапами обработки информации человеком оператором:
1. Умение для приема информации:
Ø Сенсорные – умения ощущать;
Ø Перцептивные – умение восприятия (выделение нужных сигналов, глазомер);
Ø Аттенционные– умение распределять разные источники информации
2. Умение необходимое для сохранения и переработки информации
Ø Мнемические умения они связанны с работой двух видов памяти
Ø Мыслительные или интеллектуальные умения (умение перерабатывать информацию и принимать решения)
Ø Иможинитивные умения – воображения процесс мысленного построения образа, которые не посредственно не воспринимают
3. Умения использование для передачи переработанной информации
Ø Сенсомоторные умения
Ø Перцептивно-моторные умения – это например действия водителя, видит красный цвет и совершает определенное действие
Навыки – это способ выполнения действия, сложившиеся в результате упражнений и представляющие собой, автоматизированные компоненты сознательной деятельности
Формирование навыков – это сознательный, целенаправленный процесс, в ходе которого активно сопоставляет цели и представления о правильном способе действия со своими собственными действиями и их результатом
Закономерности формирование навыков:
1. Объединение рядов элементарных движений в единое целое
2. Постепенное исключение лишних движений и уменьшение напреженности
3. Сосредоточение внимания на результате труда
4. Отроботка ритма выполнение действия, благодаря которому человек, владеющий навыком дольше не утомляется
5. Способность к произвольному изменения темпа работы
Условие пластичности навыков:
1. Сознательное усвоение
2. Опора на знания
Классификация трудовых навыков:
1. По профессиям
2. По значению для профессиональной деятельности: основные и познавательные
3. По структуре деятельности различают
Ø Ориентировочные
Ø Исполнительные
Ø Контрольные
4. По психическим функциям
Ø Сенсорно перцептивные
Ø Двигательные
Ø Умственные
Формирование сенсорных навыков:
Обучение или формирование навыков необходимо в условиях, когда важно четко различать определенные признаки
Основной принцип обучения - постепенный переход от сопоставления признаков к различению все более сходных
Формирование двигательных навыков, основная роль двигательный анализатор
Необходимо, отработка всех элементов действия и формирование моторных дифференцировок
Формирование умственных навыков, требует осуществление последовательности этапов ( по Гальперину П.Я.)