Профессионально важные качества педагога
Функции преподавателя:
ü Обучающая
ü Воспитательная
ü Организаторская
ü Исследовательская
Компоненты структуры педагогических способностей:
ü Организаторский
ü Коммуникативный
ü Гностический
ü Проектировочный
ü Конструктивный
Гностический компонент:
Ø Система знаний и умений преподавателя, и определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность
Ø Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний
Общекультурные знания:
Ø Знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах;
Ø Наличие содержательных увлечений и хобби
Специальные знания:
Ø Знания предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания
Конструктивные или проектировочные способности:
ü Мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее стратегическую направленность педагогической деятельности
ü Умение ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студента;
ü Учитывать места курса в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т.п.
Склонность к профессиям «человек-человек»
ü Устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении
ü Способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроение других
ü Способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей
ü Способность хорошо понимать, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей и т.д.
Качества человека, работающего с людьми
ü Умение руководить, учить, воспитывать
ü Умения слушать и выслушивать
ü Широкий кругозор
ü Речевая (коммуникативная) культура
ü Наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека
ü Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше
ü Способность сопереживания
ü Решение не стандартных ситуаций высокая степень саморегуляции
Специфические требования педагогической профессии
ü Профессиональная компетентность
ü Дидактическая культура
Факторы педагогической деятельности (П.Ф. Каптерев)
ü Объективные: знания предмета, степень научной подготовки, широкое образование, знакомство с методологией предмета, общими дидактическими принципами, знания свойства детской натуры
ü Субъективные факторы: преподавательское искусство, личный педагогический талант и творчество
Важнейшая личностная и профессиональная черта учителя
ü Склонность человека работать и общаться с детьми, любовь к детям В.А. Крутецкий
ü Желание самосовершенствование, саморазвитие Е.Д. Ушинский
Н.В. Кузьмина: структура субъективных факторов:
1. Тип направленности
2. Уровень способностей
3. Компетентность, в которую входят:
Ø Специально педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутпсихологическаякомпетентность
Аутпсихологическая компетентность
Ø Способности понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события
Группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой)
ü Проектировочно-гностические способности: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление
ü Рефлексивно-перцептивные способности: педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность
Структура субъекта свойств педагога (А.К. Маркова)
ü Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания
ü Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, «Я»-концепция, установки, личностные особенности
Система педагогических способностей В.А. Крутецкий
1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль
2. Академические способности к предмету
3. Перцептивные способность понимать воспринимать ученика
4. Речевые – умение четко выражать свои мысли
5. Организаторские способности
6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умения на этой основе добиваться у них авторитета
7. Коммуникативные способности – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся
8. Педагогическое воображение (или прогностические способности), предвидении последствий своих действий, проектировании личности учащихся
9. Способность к распределениювнимания одновременно между несколькими видами деятельности
Типы направленности педагога Н.В. Кузьмина
1. Истинно педагогическая
2. Формально педагогическая
3. Ложно педагогическая направленность
Типы учителей Л. Фестингер
ü С ориентацией на «развитие»
ü С ориентацией на «результативность»
23.11.12
Лекция 12