Коммуникативная деятельность педагога. Личностное ориентированное педагогическое общение

Раздел III.

02.11.12

Лекция 9

Психология деятельности педагога профессионального образования

Виды деятельности педагога:

1. Непосредственная деятельность пообучению

2. Выделение эффективных способов и приемов обучения

3. Деятельность обобщение опыта обучения и построения учебных средств и учебных предметов

4. Составление учебных программ на основе сформулированных в обществе целей

ОРГ управленческая деятельность педагога

Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности

Функция обучения – это максимальное приспособление знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности деятельности

Направление объективизации деятельности:

1. Описание деятельности в определенных знаковых средствах, позволяющих ее воспроизводить

2. Расчленение сложных видов деятельности на простые и обучение начало простых видов деятельности

Процессуально технологические особенности учебы:

1. Последовательность ситуации обучения (лекция, семинар, практика)

2. Каждая последующая ситуация строится на основе предыдущих

3. Результатом учебного процесса является преобразованный человек усвоивший совокупность необходимых обществу социокультурных способностей

Педагогическая активность:

1. ОРГ управленческая деятельность

2. Сознание и понимания ученика

Управление учебным процессом

Целенаправленное и систематическое воздействия преподавателя на учащихся для достижения заданных результатов обучения

Особенности УУП:

1. Сознательное и планомерное воздействие

2. Наличие причинно-следственных связей между преподавателем и обучающим

3. Ученики как управляемая подсистема, способны переходить из одного качественного состояния в другое

4. Надежность, т.е. способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса

5. Устойчивость – это способность системы управления поддерживать режим функционирования, несмотря на внешние и внутренние воздействия

Требование к эффективному управлению учебного процесса

1. Формировать цели обучения

2. Установить исходный уровень управляемого процесса

3. Разработка программы действий, предусматривающих основные переходные состояния процесса обучения.

4. Наличие обратной связи по состоянию процесса обучения

5. Переработка полученных в ходе обратной связи информации и оказание корректирующих воздействий

Стили педагогического руководства:

1. Автократический (самовластный)- единоличное управление не позволяет высказывать критику и свои взгляды последовательно предъявлять требования и жестко контролировать их выполнение

2. Авторитарный (властный) – обучаемый участвует в обучении различных опросах, но решение принимает преподаватель соответственно со своим мнением

3. Демократический внимание и учет мнений обучающихся. Общение на равных. Преподаватель убеждает, а не приказывает

4. Игнорирующий преподаватель старается не вмешиваться в жизнь студента, не руководит ими, формально передает учебную и административную информацию

5. Попустительский (конформный) устраняется и идет на поводу у студентов

6. Непоследовательный (алогичный) – преподаватель зависимо от своего состояния или внешних обстоятельств осуществляет любой из стилей руководства

09.11.12

Лекция 10

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся

Типы коммуникативных позиций педагогов:

ü Акцентирование собственного «Я» - формализм в отношение к учащимся, авторитарность, подчеркивает собственное превосходство

ü С центрацией на «другом» - неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничтожения (самоунижение)

ü С центрацией «я-другой» - гуманизации отношений «преподаватель-студент» и всего обучения в целом

Варианты процесса общения преподавателя со студентами

ü От: взаимопонимания, слаженность выполнение учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведения друг друга

ü До:разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведения друг друга, появление конфликтов

Условия достижения положительного результата общения и взаимодействия

ü Развитие коммуникативных умений педагога

ü Способность к эмпатии и рефлексии

ü Наблюдательность «сенсорная острота»

ü Умение устанавливать «рапорт», учитывать репрезентативную систему собеседника

ü Умение воздействовать по средствам убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменение стилей и позиций общения

ü Умение преодолевать манипуляции и конфликты

Стили педагогического общения В.А. Кан-Калик:

ü Общение на основе профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним студенты буквально по пятам ходят!»

ü Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности

ü Общения дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. Во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение «учитель-ученики»

ü Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя

ü Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Обеспечивает ложный авторитет

Типология профессиональных позиций учителей М. Тален

ü «Сократ».Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать

ü «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижения согласия и установление сотрудничества между учащимся, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии

ü «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще

ü «Генерал».Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным авторам типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике

ü «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрение их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата

16.11.12

Лекция 11