Учебная группа. Виды групп. Развитие отношений в группах

Период обучения – это процесс социализации.

Процесс социализации – это процесс социального опыта в ходе, которого он преобразуется собственные ценности и ориентации личности. В систему поведения вводятся нормы и шаблоны, принятые в группе и обществе

Стихийные механизмы социализации личности:

1. Освоение социальной роли студента, подготовка к овладению профессионального специалиста

2. Механизм подражания и социального влияния со стороны преподавателя (взрослого) и других студентов

3. Внушаемость и конформизм


Основные понятия социальной психологии

Группа – это объединение трех и более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, знают друг друга и имеют общую цель

Численность групп и их функционирование

1. 3 – 4 человека конфликтность

2. 5 – 7 человек высокая вероятность конформистского поведения, улучшит условие труда, общее решение быстрее вырабатывается

3.

4. 14 – ±2 – эффективно при решении задач, требуют эффективный подход

5. Это группа численности 21 ±2 распадается на группы, функционирует менее эффективно, так как усложняется координация взаимодействия между членами группы

Структура группы

Статус - это место личности в группе определяющие ее права и обязанности

Типы статусов:

ü Формальный статус – это устойчивое образование и иерархическая система с линейной соподчинённостью

ü Неформальный статус – складывается в процессе взаимодействия и зависит от психологических особенностей участников совместной деятельности

Статусные позиции неформальных структур группы

ü Это лидер, имеет самый высокий положительный статус, пользуется авторитетом, влияет на других.

ü Непринятый члены группы, имеющие средние положительный статус и поддерживающие лидера

ü Изолированный – это члены группы имеют нулевой статус и самоустраняются в групповом взаимодействии

ü Члены группы, имеющие отрицательный статус сознательно или бессознательно отстраненные от решения групповых проблем

Социальные роли

Это набор функции, приписанный для каждого статуса

Виды ролей:

1. Приписанные роли значит не зависящие от желания человека

2. Приобретенные роли, который человек берет на себя добровольно

Виды ролей по Р. Бейлзу:

1. Инициатор

2. Разработчик

3. Координатор

4. Контролер

5. Оценщик

6. Погонщик

7. Вдохновитель

8. Гормонизатор

9. Примиритель

10. Диспетчер

11. Нормировщик

12. Ведомый

Психологические характеристики группы:

1. Групповая идентичность – это осознание каждым членом группы своей принадлежности к ней

2. Групповые интересы– это потребности нормы и ценности

3. Групповая сплоченность – это готовность членов группы поддерживать друг друга

Виды и стадии развития группы

1. Конгломерат (ассоциация или диффузная группа) – это объединение людей в одном месте в одно время

2. Кооперация – особенность группы в том, что общая цель совместная деятельность и есть органы управления, но цель не является личностно значимой для каждого члена группы

3. Коллектив – общая деятельность значимая для каждого члена группы. Общественна значимая цель деятельности. Есть органы самоуправления. Моральная психологический климат: сплоченность, коллективизм, оптимизм

4. Корпорация – все особенности как у коллектива, но цель не является общественно значимой

КОНФОРМИЗМ) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. проявляется в склонности избегать самостоятельных решений, в пассивной, приспособленческой ориентации на восприятие готовых решений, стандартов поведения, оценок. Конформизм отличается от индивидуализма, открытой демонстрации своих собственных убеждений, норм поведения без учета групповых норм, а также негативизма, противопоставления групповым нормам при неспособности выдвинуть свои взгляды

Развитие отношений в группе

1. Непосредственные эмоциональные контакты

2. Установление групповых норм и ценностей принятие их всеми членами группы

3. Когда основы отношения становится деловые качества членов группы. Все принимают цель как личностно значимую