Учебная группа. Виды групп. Развитие отношений в группах
Период обучения – это процесс социализации.
Процесс социализации – это процесс социального опыта в ходе, которого он преобразуется собственные ценности и ориентации личности. В систему поведения вводятся нормы и шаблоны, принятые в группе и обществе
Стихийные механизмы социализации личности:
1. Освоение социальной роли студента, подготовка к овладению профессионального специалиста
2. Механизм подражания и социального влияния со стороны преподавателя (взрослого) и других студентов
3. Внушаемость и конформизм
Основные понятия социальной психологии
Группа – это объединение трех и более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, знают друг друга и имеют общую цель
Численность групп и их функционирование
1. 3 – 4 человека конфликтность
2. 5 – 7 человек высокая вероятность конформистского поведения, улучшит условие труда, общее решение быстрее вырабатывается
3.
4. 14 – ±2 – эффективно при решении задач, требуют эффективный подход
5. Это группа численности 21 ±2 распадается на группы, функционирует менее эффективно, так как усложняется координация взаимодействия между членами группы
Структура группы
Статус - это место личности в группе определяющие ее права и обязанности
Типы статусов:
ü Формальный статус – это устойчивое образование и иерархическая система с линейной соподчинённостью
ü Неформальный статус – складывается в процессе взаимодействия и зависит от психологических особенностей участников совместной деятельности
Статусные позиции неформальных структур группы
ü Это лидер, имеет самый высокий положительный статус, пользуется авторитетом, влияет на других.
ü Непринятый члены группы, имеющие средние положительный статус и поддерживающие лидера
ü Изолированный – это члены группы имеют нулевой статус и самоустраняются в групповом взаимодействии
ü Члены группы, имеющие отрицательный статус сознательно или бессознательно отстраненные от решения групповых проблем
Социальные роли
Это набор функции, приписанный для каждого статуса
Виды ролей:
1. Приписанные роли значит не зависящие от желания человека
2. Приобретенные роли, который человек берет на себя добровольно
Виды ролей по Р. Бейлзу:
1. Инициатор
2. Разработчик
3. Координатор
4. Контролер
5. Оценщик
6. Погонщик
7. Вдохновитель
8. Гормонизатор
9. Примиритель
10. Диспетчер
11. Нормировщик
12. Ведомый
Психологические характеристики группы:
1. Групповая идентичность – это осознание каждым членом группы своей принадлежности к ней
2. Групповые интересы– это потребности нормы и ценности
3. Групповая сплоченность – это готовность членов группы поддерживать друг друга
Виды и стадии развития группы
1. Конгломерат (ассоциация или диффузная группа) – это объединение людей в одном месте в одно время
2. Кооперация – особенность группы в том, что общая цель совместная деятельность и есть органы управления, но цель не является личностно значимой для каждого члена группы
3. Коллектив – общая деятельность значимая для каждого члена группы. Общественна значимая цель деятельности. Есть органы самоуправления. Моральная психологический климат: сплоченность, коллективизм, оптимизм
4. Корпорация – все особенности как у коллектива, но цель не является общественно значимой
КОНФОРМИЗМ) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. проявляется в склонности избегать самостоятельных решений, в пассивной, приспособленческой ориентации на восприятие готовых решений, стандартов поведения, оценок. Конформизм отличается от индивидуализма, открытой демонстрации своих собственных убеждений, норм поведения без учета групповых норм, а также негативизма, противопоставления групповым нормам при неспособности выдвинуть свои взгляды
Развитие отношений в группе
1. Непосредственные эмоциональные контакты
2. Установление групповых норм и ценностей принятие их всеми членами группы
3. Когда основы отношения становится деловые качества членов группы. Все принимают цель как личностно значимую