И научно-художественной книги.

Тема: История детской научно-популярной

Основные вопросы:

1. Традиции жанра научно-познавательной литературы.

2. Творчество Б. Житкова.

3. В.Бианки-писатель-натуралист.

4. Е. Чарушин-детям.

5. Научно-познавательная книга на современном этапе.

Научно-художественная книга для детей в России ХХ века создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой традицией. С другой - в развитии лучших традиций этого жанра, заложенных К. Ушинским, Л. Толстым, А. Чеховым, Д. Маминым - Сибиряком. В 20-е годы разработкой этого жанра занялись многие ученые и писатели: Б. Житков, М. Пришвин, А. Арсеньев, В. Дурова, В. Бианки и др. Б. С. Житков был человеком разносторонних знаний и профессий: ихтиологом, инженером, капитаном научно-исследовательского судна, преподавателем физики и черчения. Его произведения для детей дают большой познавательный материал по физике, химии, географии, устройству различных приборов. Композиция его произведений отличается последовательностью в разработке сюжета, развязка конфликта в них энергична, неожиданна, часто присутствует ситуация выбора. Произведения Житкова предназначены читателям разного возраста. Особое место в его творчестве занимают рассказы о животных: «Про слона», «Про обезъянку», «Мангуста» и др. В них показаны повадки животных, описано, как они выглядят, чем питаются и т.д. В 1936 году он написал книгу для детей 3-4 лет «Что я видел». Это энциклопедия для маленьких написана от имени Алеши Почемучки. Во многом это новаторское произведение.

В. Бианки – писатель, ученый - биолог, один из создателей научно-художественной литературы для детей. Научная проблематика произведений В. Бианки. Раскрытие закономерностей природы. Жанровое разнообразие его произведений для детей: сказки, рассказы, повести, газеты и т. д. Природоведческая сказка («Лесные домишки», «первая охота», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.). Достоверность наблюдений. Антропоморфизм в создании образов животных, птиц. Ясность и точность языка. Рассказы «Синичкин календарь», «По следам», «Зеленый пруд» и др. Воспитание наблюдательности и пытливого отношения детей к природе. Охрана природы. Повести «Мышонок Пик», «На великом морском пути» и др. Сказочные мотивы в повестях. Элементы приключений в композиции сюжетов природоведческих повестей. «Лесная газета» - художественная энциклопедия природы. Е. И. Чарушин – писатель и художник-анималист. Животные и детеныши животных – основные персонажи его рассказов. Слияние текста и иллюстраций. Короткий рассказ - основной жанр творчества Чарушина: «Медвежата», «Волчишко» и др. Тонкость наблюдений над животными, эмоциональность, юмор. Мастерство Чарушина рассказчика и художника.

В современной литературе научно-познавательная книга занимает одно из первых мест. Творчество современных писателей-натуралистов в жанровом отношении очень разнообразно: документальные повести, сюжетные рассказы, охотничьи были, занимательные сказки и путевые дневники. Часто повествование в них ведется от имени ребенка. Как, например, в повести «Цветные стеклышки» Г. Демыкина, рассказе «Лето я провела хорошо» С. Иванова, в нескольких рассказах из сборника «Кто сажает лес» Г. Снегирева.

 

Тема: Детская литература 90-гг. 20 в. - нач. 21 в.

 

Основные вопросы:

1. Основные тенденции развития детской литературы последнего десятилетия.

2. Жанры фантастики и фэнтези в современной детской литературе.

3. Современная детская поэзия.

4. Детская периодика 90-х годов 20 века.

 

Вторая половина 80-х - 90-е годы – время переустройства всей жизни страны. Хрестоматийный ряд героев советской детской литературы подвергся жестокому пересмотру. Из программы убирались произведения о пионерах-героях, о героях - комсомольцах, повести А. Гайдара. Это вызывало многочисленные дискуссии. Попытка развенчать «гайдаровский миф» не удалась. Перед историками и литературоведами была поставлена задача дать объяснение «феномену Гайдара». Поднялась волна переизданий знаменитых некогда детских книг, ставших редкостями. Среди них преобладали произведения Серебряного века – книги Лидии Чарской, горьковский сборник «Елка» и т.п., советский авангард 20-30-х годов – стихи и проза обэриутов, а также детская литература эмигрантов – Надежды Тэффи, Ивана Шмелева, Саши Черного. Общедоступен стал андеграунд. В субкультуру детства попали стихи и песни Игоря Иртеньева, некоторых рок - певцов, «митьков» (питерских художников-поэтов). Большое влияние на детскую литературу оказал Олег Евгеньевич Григорьев (1943-1992).Его сборник «Говорящий ворон» (1989) задал тон внедидактической игровой поэзии. С его именем связывают развитие полуфольклорного жанра «садистских стихов», возводя их к единственному раннему стихотворению поэта об электрике Петрове.

Полоса «черного» юмора, с одной стороны, поделила детскую литературу на советскую, в которой ничего подобного быть не могло, и постсоветскую. С другой - она служила переходом к темам, прежде табуированным,- насилия, страха. «Ужастики» в стихах и в прозе ,смешные и по-настоящему жуткие, сделались модным увлечением читателей самых разных возрастов. Система жанров стремительно менялась, отражая изменения во взрослой литературе. Происходило дублирование и взаимопроникновение взрослой и детской литератур, стирались границы между детским и взрослым. В конце 90-х «игровая» литература достигла пика своего развития, но она все сильнее противоречила постперестроечным настроениям. К тому же в обществе возник культ образования, от книги стали требовать систематического и последовательного изложения материала. Нужны были энциклопедии, справочники, а не эксцентричные книги. В «перестроечные» годы в литературе и в искусстве преобладал ретроспективный взгляд на действительность. Управление литературно - издательско-торговым процессом – дело новое, оно должно изжить свои недостатки и начать приносить реальную пользу, не только в денежном выражении, но и в социальном, духовном плане. Перемена угла зрения состояла в том, что нормальное развитие поколений стало пониматься через воспитание свободной индивидуальности. Детские писатели размежевались по лагерям, но острой борьбы не вели. Тихий отказ от идеи борьбы как основы детского произведения нужно датировать еще 60-ми годами, когда героя-борца начал вытеснять герой-созерцатель. Например, Львенок и Черепаха, Ежик и Медвежонок в сказках Сергея Козлова. Обновление детской литературы сопровождалось разрушением канонов

Изображения, разработанных в советский период. Вместе с канонами отвергались и «серьезные» жанры - школьная повесть, дидактический рассказ, стихи на идеологические темы. В начале 21 века стала остро ощущаться их нехватка, раздались голоса против засилья игровой литературы. Повлияло на детскую литературу и художественное направление, имевшее глобальный охват, - постмодернизм. Постмодернисты подвергли критике модель мира и человека, в которой основную роль играют бинарные оппозиции: истинно - ложно, хорошо – плохо. Они показали, что человечество не может существовать исключительно между двумя полюсами. Успешно в названный период развивается историческая книга. Тема книг – от древней истории до 19 века. С середины 90-х годов выходит серия книг для школьников среднего звена «Книга битв» А. П. Торопцева. В ней собраны батальные сюжеты от Древнего Египта до имперских войн Европы и России 18-начала 20 века. Популярен сегодня и жанр комиксов. Комикс привлекает таких детских писателей, как Андрей Тру, Валерий Роньшин, Олег Кургузов. Среди художников комикса есть свои мастера-стилисты: Андрей Аешин, Андрей Снегирев, Дмитрий Смирнов. Они ориентируются на американские, японские, европейские школы. Периодика для детей с 90-х годов переживает бурный период. Хотя старые журналы в большинстве своем начинают выходить, их содержание, состав авторов обновляются. Прочно удерживает ведущие позиции старейший журнал для детей «Веселые картинки». Лидером среди журналов для начинающих школьное учение остался «Мурзилка», выходящий с 1924 года. Для детей от 6 до 10 лет выходят журналы «Колокольчик», «Веселые уроки», «АБВГД». Выходят газеты «Незнайка», «Пионерская правда». В провинции выходят свои журналы: в Волгограде – журнал «Простокваша», в Екатеринбурге – «Витаминка». Естественное течение литературного процесса не соответствует издательско-торговой политике, разлажен механизм создания детской литературы, в котором общественный заказ, государственное участие и писательская инициатива должны направлять работу издательств и книготорговцев.

Литература:

1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. - М., 2007.

2. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.-М., 2007.

3. Мещерякова М. И .Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины 20 века. - М.: 1997.

4. Овчинникова Л. В Русская литературная сказка ХХ века. История, классификация, поэтика. - М., 2003.

5. Порядина М. Бесполезные советы // Детская литература. - 2000. - № 2-3.