Тема: Творчество Л. Н. Толстого для детей

Тема: Литература 18 века.

 

Основные вопросы лекции:

1.Реформы Петра 1 в области культуры и образования.

2.Учебно-прикладные, научные, публицистические книги первой четверти 18в.

3. «Юности честное зерцало»(1717)-букварь с нравоучениями. Основные разделы, содержание, значение.

4. «Письмовник» Н.Курганова и «Сказки» Екатерины II.

5.Педагогическая и издательская деятельность Н.И.Новикова. Его журнал «Детское чтение для сердца и разума» - первый русский детский журнал.

 

Начало 18 века связано с реформами Петра 1. Проводится реформа алфавита: сложная графика кириллицы упрощается, церковнославянскую азбуку сменяет гражданская, вводится гражданский шрифт для светской печати. В Москве открывается публичный театр, где разыгрывались светские пьесы, появляются музеи, становится больше светских праздников, развлечений. Впервые развитие школы, образование молодых людей становится государственной политикой. Петр призывает дворянскую молодежь учиться, обещая большие чины тем, кто выкажет лучшие знания. В 1701 году Московское славяно-греко-латинское училище преобразовалось в Академию, где готовились переводчиков, учителей, »справщиков» для типографии. Одновременно в Москве была основана «Школа математических и навигационных наук», были открыты и другие профессиональные школы: артиллерийское, инженерное, горное, медицинское. С 1714 года во всех губерниях создавались светские «цифирные школы», в которых обучали грамоте, арифметике, отчасти геометрии дети всех сословий, кроме крестьянских детей. Широко издаются учебники, словари, различные руководства, пособия. В 1717 году вышло «Юности честное зерцало». Оно включало в себя азбуку, краткие поучения из Священного Писания, приведенные в алфавитном порядке. Основную часть руководства занимало «Показание к житейскому обхождению», то есть советы и наставления юношам и девушкам - свод правил поведения. Молодой дворянин должен был быть хорошо образован, не похожим быть «на деревенского мужика», быть благовоспитанным, деятельным. Идеальная девица должна была обладать 20-ю добродетелями: смирением, трудолюбием, бережливостью и т.д. Для своего времени это пособие было очень ценным многократно переиздавалось. В эти годы была распространена лубочная литература, потешные листы, печаталась и переводная литература. Детские «потешные листы» и лубочные издания сказок были предшественниками детской русской книги. Четкой дифференциации литературы для взрослых и детей в то время еще не существовало.

Во второй половине 18 века появляются новые учебные заведения. В 1755 году был открыт Московский университет. В это время появляются первые отечественные литературно-художественные журналы, расширяется книгоиздательская деятельность.

В это время оформляется новая русская литература. Она развивалась в русле 2-х направлений: классицизма и сентиментализма. Многие известные ученые и государственные деятели обращаются к созданию книг для детей. Известный ученый, преподаватель математики и навигации Морской академии, автор многих пособий Николай Курганов публикует «Письмовник» (1769 г.). По структуре эта книга похожа на учебную литературу, изданную ранее. В ней представлена история, грамматика, своеобразная краткая энциклопедия, включающая в себя сведения по физике, географии, медицине и т.д. Новизна этого издания в том, что впервые широко была представлена словесность и устное народное творчество. Книга была демократична по содержанию и языку, по стилю.

Со второй половины века распространенным жанром становится сказка. Первые сказки для детей принадлежали императрице Екатерине II. Она писала драмы, комедии, мемуары и т.д. Большое внимание она проявляла к литературе для детей. Для детей ею написаны «Разговоры и рассказы», «Китайские мысли о совести», «Выбранные российские пословицы» и др. Интересны 2 сказки, написанные ею для своих внуков, Александра и Константина: «Сказка о царевиче Хлоре» и «Сказка о царевиче Февее». Эти сказки в аллегорической форме воплощают ее взгляды на воспитание честного, справедливого, добропорядочного человека. «Сказка о царевиче Февее» рассказывает о разумном поведении будущей матери-Царицы. Чтобы родить здорового наследника, Лесной Врач советует ей «не лежать, окромя ночи», «не укрываться в теплой горнице одеялом лисьим», советует запретить Царице «спать днем, кушать и пить не в обед, а в ужин и т.д. «Сказка о Царевиче Хлоре» более живая и динамичная. Экспозиция вполне сказочная: «До времени Кия жил да был в России Царь - добрый человек, который любил правду и желал всем людям добра». В городе на высокой горе родился у него сын Февей - «Сколь был красив, столь же и умен». Его похитили злые люди по приказу Хана Киргизского, а вернуться домой он сможет только когда найдет розу без шипов. Сказка-аллегория: роза без шипов - добродетель, которую должен был обрести Царевич, прежде чем он станет мудрым правителем; проводник на пути Добродетели – Рассудок (Разум). Только с его помощью можно уберечься от искушений, соблазнов. Действующие лица сказки: мудрая Фелица, Рассудок, Брюзга, Лентяг Мурза. Сын вернулся уже взрослым человеком и царь «Позабыл всю тоску и печаль». «Здесь сказка кончится, а кто больше знает, тот другую скажет». Екатерина 2 положили начало авторской отечественной литературной сказке для детей.Большую роль в становлении детской литературы 18 века сыграл Николай Иванович Новиков (1744-1818).Педагог, журналист, открыл первую в Москве публичную библиотеку. В конце 70-х гг.18в. он взял в аренду типографию Московского университета. Тем самым организовал массовое издание книг разнообразного содержания, издавал он и книги для детей. С его именем связано и издание первого журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». Выходил он как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости»с 1785 по 1789 год. Всего вышло 260 номеров, объединенных потом в 20 книжек. Задачи и программа журнала были изложены в предисловии, открывающем первый номер. Свою цель издатели видели в том, чтобы «всем молодым охотникам до чтения доставить упражнения на природном нашем языке». Установка журнала – на нравственное воспитание, умственное развитие. В журнале печатались статьи из физики, географии и др. наук. Печатались также стихи, повести, комедии, драмы и т.д. Журнал Новикова оказал большое влияние на дальнейшее развитие отечественной детской литературы.

 

Литература:

1.Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. - М., 1997. - С. 40-41.

2. Детская литература: Хрестоматия//сост. : Чернявская Я .А., Регушевская Г. В.-М., 1987. - С. 19-27.

3.Сетин Ф. И. История русской детской литературы. - М.,1990. - С. 122-124.

Тема: Детская литература первой половины 19 века.

Основные вопросы лекции:

1.Общая характеристика детской литературы первой половины 19в. проза, поэзия.

2.Журналы для детей.

3.Творчество В.Ф.Одоевского для детей. Сказка «Городок в табакерке» - первая русская научно-познавательная сказка для детей.

4.Сказка А. Погорельского «Черная курица». История создания, сюжет, образ мальчика Алеши.

5.Белинский В.Г.О литературе для детей.

 

Начало 19 в.- время правления Александра 1. Им было проведено много реформ в области народного образования: открыты университеты в Казани, Харькове, Петербурге, лицей в Царском Селе, гимназии, училища.

В начале 19 в. сложилась система высшего, среднего и начального образования, существовавшая до 1917 г. В 1802 г. Было создано Министерство народного просвещения. Систематическое образование было доступно не всем детям. Большинство учились читать и писать вне учебных заведений, у «мастеров грамоты» с помощью Псалтыря, Часослова.

Были популярны журналы, альманахи. Быстро увеличивается спрос на книги, газеты, журналы. Стал появляться интерес к собиранию книг, формировались первые домашние библиотеки.

На рубеже 18-19 вв. стали появляться разные читательские вкусы, появляются понятия «классическая литература», »легкое чтение, «беллетристика». В 30-е гг. 19 в. появляются новые авторы, профессиональные детские писатели, развиваются новые жанры, разновидности детских книг.

В детской литературе нач. 19 в. сосуществуют 4 литературных направления :классицизм, который дал детской литературе такие жанры, как «поучения», «разговоры», «беседы»; сентиментализм (рассказ, повесть-путешествие); романтизм (сказка, баллада, исторический роман); реализм басня, роман, повесть).

Во второй четверти 19 в. Большой популярностью пользуются сказки: прозаические (Одоевский, Погорельский), стихотворные (Жуковский, Пушкин, Ершов).

Для детей в первой пол.19 в. издаются разнообразные хрестоматии, альманахи, сборники, в которых публикуются произведения Крылова, Рылеева, стихи, поэмы Лермонтова, Пушкина, романы В. Скотта, Дж. Купера и др.

Среди детских писателей, работавших в жанре познавательной литературы, следует выделить имя Александры Осиповны Ишимовой (1804-1881). В 1834 г. она начала работу над исторической книгой для детей. По замыслу автора, история должна была предстать перед детьми не в виде скучных цифр, перечисления имен, а живо, интересно, ярко. За основу она берет «Историю государства Российского» Карамзина. В январе 1837г. вышла первая часть «Истории России в рассказах для детей». Книги Ишимовой знакомят детей со всеми периодами русской истории - от первых славянских поселений и крещения Руси до событий 1825года. Значительный вклад внесла Ишимова и в развитие детской периодики. Она издавала журналы: «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (1850-1860). Это были первые журналы на Руси для девочек. К участию в «Звездочке» были привлечены многие известные писатели: Плетнев, Одоевский, Шевырев и др. Достоинства этих журналов в том, что в условиях, когда девочкам давали ограниченное образование и готовили их только к замужеству, Ишимова знакомила своих читательниц с современными открытиями в физике, географии и т.д., то есть своим содержанием они расширяли кругозор воспитанниц институтов благородных девиц. При этом журналы страдали при этом излишней сентиментальностью, дидактизмом, религиозностью.

Для детей в первой половине 19 века выходят и другие журналы: «Новое детское чтение» С. Глинки; «Новая библиотека для воспитания» П. Редкина и др. В круг детского чтения стали входить басни И.А.Крылова. В них осмеиваются человеческие пороки: лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и Очки»), легкомыслие («Стрекоза и Муравей») и т.д. Басни похожи на сказку: есть сюжет, мораль, действующие лица – животные, поэтому многие басни в начале 19 в. Крылова стали печататься в детских журналах, их стали включать в альманахи. Во второй четверти 19 в. Большой популярностью пользуются сказки: прозаические (Одоевский, Погорельский), стихотворные (Жуковский, Пушкин, Ершов).

Для детей в первой пол. 19 в. издаются разнообразные хрестоматии, альманахи, сборники, в которых публикуются произведения Крылова, Рылеева, стихи, поэмы Лермонтова, Пушкина, романы В. Скотта, Дж. Купера и др. Под влиянием В.Жуковского романтические элементы стали проникать в детскую литературу. Часто романтические элементы в его сказках соединяются с фольклорными. В круг детского чтения входят его «Сказка о царе Берендее», »Спящая царевна» и др., переводы сказок зарубежных авторов, стихи. В круг детского чтения вошли сказки А.Пушкина и сказка П.Ершова «Конек-Горбунок». Особо остановимся на прозаических сказках Одоевского и Погорельского.

Творчество В. Ф. Одоевского для детей.

Он был педагогом, музыкальным критиком, писателем, философом. Очень серьезно он интересовался проблемами воспитания детей. Вслед за Белинским В. Одоевский призывал воспитывать нравственного гуманного человека. Он делил детей на «проснувшихся» и «непроснувшихся». «Непроснувшиеся» - это такие дети, которые не думают, не сочувствуют другим. Разбудить таких детей можно с помощью книги. Творчество Одоевского как писателя принадлежит романтической прозе 30-хгг.19 века. Много он сделал для развития детской литературы. Известны 2 его сборника: «Детские песни дедушки Иринея» (1847) и «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1840). В жанровом отношении его произведения разнообразны: рассказы, сказки, очерки, стихи, пьесы. Одно из самых известных сегодня его произведений - «Городок в табакерке» (1834). Это первая в русской литературе научно-познавательная сказка для детей. Предмет изображения в этой сказке - устройство музыкальной шкатулки. Главный герой истории - мальчик Миша, которому была подарена музыкальная шкатулка. Его заинтересовало, почему играет в ней музыка, а отец предложил ему самому подумать. Помогает мальчику колокольчик, появившийся из городка Динь-динь, который предлагает мальчику прогуляться по их городку. В ходе этой небольшой экскурсии Миша наглядно было показано, отчего играет музыка, кто издает эти красивые звуки. Научная информация дается завуалировано - в ходе бесед Миши с колокольчиками, которые ведут себя как маленькие мальчики, по которым постоянно бьют сердитые дядьки - молоточки, а их толкает старый лежебока - валик. Главная в этом придуманном Одоевским городке – принцесса - пружинка, капризная, взбалмошная.

Одоевский использует прием очеловечивания, а переход из реальности в сказку совершается с помощью приема сна. Научный материал «ловко приноровлен к детской фантазии» (Белинский).

В других сказках писатель использует традиции фольклорных сказок, как, например, в сказке «Мороз Иванович», содержание которой перекликается с русской народной сказкой «Морозко». Кроме сказок, большой популярностью у читателей пользовались его рассказы: «Бедный Гнедко», «Столяр», «Шарманщик» и др.

В произведениях Одоевского успешно сочетаются элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. Он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.

 

Антоний Погорельский (1787-1836).

 

Это псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, побочного сына графа Разумовского А.К.Погорельский писал стихи, прозу, статьи о литературе. Для детей им была написана одна сказка - «Черная курица, или Подземные жители» (1828). Известно, что повесть была написана им для своего племянника-10-летнего мальчика Алеши. Алешей назвал он и главного героя книги, но образ главного героя - собирательный. В нем много и от самого писателя, которому, как известно, пришлось прожить какое-то время в пансионате. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с частым обращением к читателю - слушателю. Начало книги реалистично, а затем появляется сказочное «жил-был»: «Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии, жил-был содержатель пансиона…»Подробно дан наряд мальчика Алеши, рассказано о его характере, привычках. Сказочное начало появляется, когда к мальчику ночью пришла его любимица - курица-чернушка, которую он спас от кухарки. Мальчик с ее помощью оказался в подземном царстве. Ему подарено зернышко, которое помогает ему всегда знать все уроки и отвечать всегда хорошо. Почти все события сказочного плана можно объяснить необычным характером Алеши - мечтательностью, чувствительностью, но автор не рассеивает сказочность своей книги и не дает нам определенного ответа на все вопросы читателя. В сказке поставлены трудные вопросы: надо ли всегда выполнять данные обещания? Делает ли удача нас хуже, чем мы были? Надо ли помогать слабым? Нравственные уроки этой книги очевидны, книга дидактична, но Погорельский сумел их подать в занимательной форме, через конкретные жизненные ситуации. Образ мальчика Алеши дан в развитии. Впервые в детской литературе появился такой герой - сомневающийся, изменяющийся, в нем сочетаются достоинства и недостатки. Эта книга интересна поэтому и современному читателю-ребенку. В 30-40-е годы появляются критические работы в области детской литературы, первый среди них - В. Г. Белинский. Им написано около 200 работ по проблемам детской литературы. В его статьях поставлены теоретические вопросы, связанные со спецификой детской литературы, с определением круга детского чтения, с ролью литературы в воспитании детей. Он тесно связывал педагогические задачи с созданием детской литературы. Белинский резко критиковал ограниченность консервативных детских писателей: Б. Федорова, В. Бурьянова, А. Зонтаг и др.

Литература:

1.Арзамасцева И. Н., Мещерякова С. А. Детская литература. - М., 1997. - С. 79-82.

2.Детская литература. Хрестоматия//сост. : Дановский А. В. - М.,1978. - С. 57-84.

3.Сетин Ф.И.История русской детской литературы.- М., 1990. - С. 204-209; 230-240.

Тема: Детская литература второй половины 19 века.

Вопросы лекции:

1.Поэзия, проза, периодика втор.пол.19 в.

2.Добролюбов Н. А., Чернышевский Н. Г. о проблемах развития детской литературы.

3. Художественные произведения В. М. Гаршина для детей. Сказка «Лягушка-путешественница» и «Сказка о Жабе и Розе».

4.Д. Н. Мамин - Сибиряк – детям.

5А. П. Чехов и детская литература.

 

Во второй половине 19 века детская литература для большинства писателей становится ответственным и серьезным делом. Эпоха требовала от детских книг актуальности и современной художественной формы. Ведущее направление этих лет - реализм, окажет главное влияние на содержание и форму детских произведений. Революционно-демократическое направление возглавили критики и литераторы: Добролюбов Н. А., Чернышевский Н. Г., поэт Некрасов Н. А. Развитие поэзии этих лет идет в противоборстве двух тенденций: народно-демократической поэзии («некрасовской школы») и «поэзии чистого искусства». Они во многом различались: по общественной позиции, по взглядам на поэзию, ее роль и назначение.

 

 

«некрасовская школа» «поэзия чистого искусства».
Основные представители
Никитин И., Плещеев А., Суриков И. Фет А., Майков А., Толстой А., Тютчев Ф.
художественный Ближе традиции реализма   темы социальная проблематика: жизнь крестьян, городской бедноты, тема природы метод развивали романтические традиции поэзии философская проблематика, тема природы; тема труда освещалась редко, чаще праздничные стороны жизни крестьян
Ведущие Поэмы, сатирические и лирические стихотворения Главные Жанры Не признавали деление лирики на жанры; поэмы и сатиру писали редко Герои поэзии
Крестьяне, крестьянские дети, рабочие мифологические персонажи, образы природы
Язык Разговорная лексика произведений возвышенная лексика, устаревшие слова, много имен взято из античной литературы

 

Н. А. Некрасов и детская литература.

 

По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбову. Поэт придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал 7 стихотворений для детей. В 1870 г. появилось популярное и в наши дни стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). В произведении 2 рассказчика: первый – герой - повествователь, который рассказывает детям о своем знакомом охотнике - Мазае и сам старый дедушка Мазай. Он «любит до страсти свой низменный край», спасает зайцев в весеннее половодье, не стреляет в них, когда они попадают в беду. В стихотворении «Дядюшка Яков» (1867) главным героем становится коробейник, веселый старик. Он торгует всякой всячиной, но интересен Яков, прежде всего тем, что его главный товар – книга. Коробейник призывает крестьян покупать книги: «Букварь не сайка, а как раскусишь, слаще ореха!». Дядюшка Яков, видя, что сироте Феклуше очень хочется иметь книгу, подарил ей букварь: «Сжалился, дал ей букварь старина: Коли бедна ты, так будь ты умна!». Дидактический элемент присутствует не только в этом стихотворении, но и в «Соловьях»,в «Пчелах», которые также входят в круг детского чтения. В «Генерале Топтыгине» (1867) Некрасов использовал анекдотический случай - медведя принимают за генерала. Медведь, сидящий в санях, рычит, не разговаривает с простыми людьми, имеет красивую шубу - значит смотритель и другие решают, что перед ними - генерал. В поэме «Крестьянские дети» (1861) Некрасов рассказывает о прелестях и трудностях жизни крестьянских детей. Наглядно это видно в одном из лучших эпизодов поэмы-встречи рассказчика с шестилетним Власом, помогающим своему отцу.

Много стихов поэта рассказывают о природе: «Зеленый Шум», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» и др. В 60-80-ые годы 19 века выходит много журналов для детей: «Детский отдых», «Игрушечка», «Подснежник», «Рассвет» и др. Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода: они пропагандировали новые имена, новые произведения, развивали интерес к литературе, потребность в чтении. В прозе для детей усиливаются реалистические тенденции. В литературу органично вошла тема детства. Л.Толстой пишет свое первое произведение – «Детство» (1852), Аксаков С. публикует «Детские годы Багрова - внука». Эти писатели ввели в литературу нового героя-ребенка. Показали его чувства, мысли, взросление. Тема детства серьезно волновала и Ф.Достоевского. Известно, что он читал маленькой дочери и ее приятелям отрывки из своих произведений и намеревался составить из них специальный сборник, но не успел это сделать. К концу века к теме детства обращаются уже многие писатели: А.Чехов, Д. Григорович, К. Станюкович, Д. Мамин - Сибиряк и др.

Во второй половине 19 века усиливается интерес к сказке. А. Афанасьев отбирает из общего собрания сказок те, что были доступны детям, и выпускает в 1870 году сборник «Русские детские сказки». К. Ушинский, Л.Толстой пишут для своих учебных книг много ныне известных сказок. Символико-романтические сказки пишет В. Гаршин: «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница» и др. Аллегорические сказки Гаршина высмеивают пороки людей: хвастовство, ограниченность, зависть. Пропагандируют сострадание, способность жертвовать собой. Весомый вклад в развитие детской литературы внес Д. Н. Мамин-Сибиряк, создававшие для детей сказки и рассказы. Рассказы условно можно разделить на 2 группы: о человеке и природе ( «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной» и др.) и на рассказы о детях, вынужденных работать ( «Вертел», «Кормилец» и др.). Особым лиризмом отличаются сказки Мамина - Сибиряка, посвященные его дочери - «Аленушкины сказки».Взгляды А.Чехова на детскую литературу. Рассказы писателя о детях, вошедшие в круг детского чтения: »Ванька», «Спать хочется»,»Мальчики» и др.Рассказы Чехова о животных: »Каштанка» и «Белолобый».

Литература:

 

1.Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература.- М., 1997. - С.153-161.

2.Русская литература для детей/ под ред. Полозовой Т. Д.- М.,1997. - С.254-271.

3.Чуковский К. И. О Чехове. - М., 1967.

 

Вопросы лекции:

1.Педагогическая деятельность Толстого Л. Н. Журнал «Ясная Поляна».

2.Учебные книги писателя: «Азбука», «Новая азбука».Структура, содержание учебников.

3.Произведения Толстого для детей:

1).Научно-познавательные рассказы: «Тепло», «Как волки учат своих детей»,»Какая бывает роса на траве» и др.

2).Рассказы о животных: «Лев и собачка», «Котенок», «Булька» и др.

3).Рассказы о детях: «Акула», «Прыжок», «Филиппок» и др.

4).Типы сказок Толстого для детей:

познавательные сказки ( «Волга и Вазуза», «Шат и Дон»,»Золотоволосая царевна» и др. );

обработки русских народных сказок («Липунюшка», «Лиса и Тетерев», «Как мужик гусей делил» и др.);

переработки сказок зарубежных писателей ( «Новое царское платье»,»Еж и заяц»,»Три медведя» и др.);

сказки по мотивам восточных сказок («Два брата»,»Визирь Абдул» и др.).

5). Басни («Ученый сын», «Муравей и Голубка», »Отец и сыновья» и др.).

6). Повесть «Кавказский пленник».История создания, образы Жилина и Костылина, язык книги.

4. Автобиографическая трилогия: «Детство», »Отрочество», «Юность». История создания, образ Николеньки Иртеньева (самостоятельно).

5. Значение творчества.

Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский писатель, философ, педагог. Начало его педагогической деятельности относится к 1849 году, когда он начал заниматься с крестьянскими детьми. В 1859г. он открыл школу в Ясной Поляне, а затем еще несколько в своем посредническом участке. В ходе довольно продолжительной работы с детьми Толстой выработал ряд принципов, которые затем легли в основу его учебных книг - «Азбука» и «Новая азбука». «Азбука» (1872) состояла из собственно азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил в состав книги рассказы, написанные крестьянскими детьми, произведения русского фольклора, отечественных и зарубежных авторов. После публикации возникли споры по поводу методики обучения детей чтению, предложенной Толстым. Министерство не рекомендовало «Азбуку» Толстого для народных школ России. Писатель берется за доработку и к 1875 году заканчивает «Новую азбуку». Он учел сделанные критиками, учителями замечания. Изменил структуру учебника, содержание - учел принцип постепенного усложнения материала и т.д. Новый вариант азбуки был одобрен Министерством. При жизни писателя книга выходила 28 раз. Всего для детей Толстойнаписал более 600 произведений самых разных жанров. Рассказы о детях вызывают особый интерес. Их главные герои в основном крестьянские дети. Они сообразительны, настойчивы, добры. Как, например, герой рассказа «Филиппок», который очень хотел пойти в школу вместе со старшими братьями. В рассказе «Прыжок» показана другая ситуация и другой тип ребенка. Главный герой-сын капитана корабля. Он очень гордый и смелый. Когда обезьяна взяла его бескозырку и повесила на мачту, матросы стали смеяться. Мальчик решает, во что бы то ни стало, достать свой головной убор. Этот опрометчивый поступок едва не стоил ему жизни. Сказки писателя разнообразны по форме и содержанию : обработка русских народных сказок («Липунюшка», «Вершки и Корешки»); обработка сказок писателей других стран («Еж и заяц», «Новое платье короля»); собственные оригинальные научно -познавательные сказки («Шат и Дон», «Волга и Вазуза»). Разрабатывает Толстой и жанр прозаической басни. За основу берет басни Эзопа, Лафонтена, индийского писателя Бидпая и др. Для басен характерен динамичный сюжет, обилие диалогов, дидактизм. Мораль вытекает из действия - «Лгун», содержится в словах одного из персонажей - «Белка и Волк». Лучшим своим произведением для детей толстой считал повесть «Кавказский пленник» (1872).Тема Кавказа, сложных отношений между русским и татарами - в центре книги. Прием контраста - основной. В книге два главных героя - офицеры Жилин и Костылин. Жилин - коренастый, сильный, смелый офицер. Смог бежать из плена. Костылин был полный, трусоватый, ленивый. Его выкупили родители у татар за очень большие деньги. Очень точно описал Толстой и татар. Объяснил, почему некоторые из них так ненавидят русских, показал, кто сочувствует пленным. Удался писателю образ девочки-татарки Дины, которая помогла Жилину бежать из плена. Все написанное Толстым для детей и о детях заслуживает самых высоких оценок. Тема детства получила философски глубокое звучание. Писатель ввел в детскую литературу новые темы, новых героев, обогатил нравственную проблематику книг для детей. Его учебные книги не раз переиздавались.

Литература:

1.Бегак Б. Классики в стране детства. - М., 1983.

2. Детская литератур: .Хрестоматия. // сост.: Чернявская Я. А., Регушевская Г. В. - М., 1987. - С. 94-98.

3. Русская литература для детей/ под ред.: Полозовой Т. Д. - М., 1997. - С.189-200.

с

Тема: Детская литература конца 19 – начала 20 века.

Вопросы лекции:

1. Конец 19-нач. 20 вв.- сложный и интересный период русской истории и культуры.

2. Проза для детей этих лет.

3. Произведения В. Г.Короленко о детях и для детей: повести «Слепой музыкант» и «Дети подземелья».

4. Произведения А. И.Куприна, вошедшие в круг детского чтения:

рассказы о животных («Ю-Ю», «Белый пудель», «Сапсан» и др.);

рассказы о детях («В недрах земли», «Чудесный доктор», «Детский сад» и др.).

5. Поэзия и периодика этих лет.

 

Литература:

1. Афанасьев Б. Н. Александр Иванович Куприн.- М.,1972.

2. Киселев Б. Как Куприн А. И. писал рассказы о животных // В кн.: Куприн А. И. «Ю-Ю». - М.,1975.

3. Короленко В. Г.Дети подземелья. Слепой музыкант. Школьникам для подготовки к урокам литературы. - М.,2001.

4. Светов Ф. Короленко-детям// В сб.: Детская литература. - М., 1975.

5. Путилова Е .А. А. И. Куприн о детстве// сб.: О литературе для детей. Вып 10-Л.,1965.

Это период больших исторически значимых событий в развитии России: рост российской буржуазии, первая мировая война, активность революционного движения. Возникают новые учебные заведения, наблюдается подъем в сфере образования, расширяется издательская деятельность. Литература для детей развивается как составная часть общей национальной культуры. Период между 1892 и 1917 годами называют Серебряным веком. В создании литературных произведений принимают участие представители различных направлений и течений: реалисты, символисты, акмеисты, футуристы и т.д.Детство становится ведущей темой литературы. Реалисты М.Горький, Л.Андреев показывали, как «свинцовые мерзости жизни» закаляют детский характер (повесть «Детство» Горького) или губят детскую душу несбыточностью надежд (рассказы Л.Андреева «Ангелочек», «Петька на даче»). В.Короленко специально для детей не писал. В круг чтения детей и подростков входят повести: «Дети подземелья» и «Солепой музыкант». В первой повести рассказывается о детях судьи - Васе и Соне и «детях подземелья» - Валеке и Марусе. Прием контраста помогает читателю увидеть разницу в условиях жизни и воспитания детей, но есть между ними и общее. Дети обделены вниманием взрослых. Только вмешательство бродяги пана Тыбурция Драба помогло отцу Васи лучше узнать сына, полюбить его. А. Куприн написал несколько рассказов о детях, которые и сегодня входят в круг чтения детей: «Детский сад», «Чудесный доктор», «В недрах земли» и др. Самый известный рассказ этого ряда - «Белый пудель» (1904). Главные герои - старый шарманщик, мальчик Сережа и их верный друг-пудель Арто. Они - уличные артисты. Живут подаяниями. У них нет дома, но они знают, что такое дружба, друзей не предают. Избалованный мальчик Трилли потребовал у матери пуделя Арто. Бродячим артистам предлагают любые деньги, но они не согласились. Ночью собаку украли, а уже утром Сергей смог найти пса и освободить его. Симпатии автора на стороне храброго и верного Сергея и его деда. Литература «серебряного века» внесла свой вклад в развитие поэзии для детей. Многие поэты-символисты писали стихи для детей. Например, А.Блок издал 2 сборника стихов для детей: «Круглый год»- для читателей младшего возраста, «Сказки» - для среднего возраста. Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря: открывает сборник стихотворение «Вербочки», закрывает – «Рождество». Каждое стихотворение книги характеризует определенное время года, христианские праздники. Для «Сказок» Блок отобрал стихотворения с мотивами русской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Сын и мать», «Колыбельная песня». Стихи и других поэтов-символистов вошли в круг детского чтения: В. Брюсова, К. Бальмонта.Многие поэты-акмеисты обращались к теме детства: О. Мандельштам, Н. Гумилев, С. Городецкий. Н. Гумилев в стихотворении «Детство» стирает границы между растительным, животным и человеческим царствами. Ребенок для Гумилева - соединительное звено от царства растений к царству людей. Образ детства, традиционно связанный в русской литературе с образом родины, дополнен в его творчестве идеями и мотивами интернационального единства человечества. В детских журналах были опубликованы его стихи: «Маркиз де Карабас», »Лесной пожар», «Капитаны». Для детей Н .Гумилев написал пьесу в стихах «Дерево превращается» (1918). В «индийской» истории о том, как звери съели чудесные плоды и превратились в людей, иронически переосмысливается ведическая философия перерождений, а также мысли героя Ницше- мудреца Заратустры - о превращении человеческого духа в верблюда, верблюда- во льва, а льва- в ребенка. Драматургический опыт Гумилева был достаточно смелым: в детскую пьесы были введены актуальные философские учения, показаны их связь и борьба. Автор предельно упростил условия постановки и стиховую форму, так что пьесу с ее сложным подтекстом могли сыграть и дети. В конце 19 века журналы становятся более демократичными по содержанию. Каждые 2 недели выходит журнал «Светлячок» (1902-1920).Он предназначался для читателей младшего возраста. Для среднего возраста - журнал «Тропинка» (1906-1912).На его страницах публиковались народные сказки, былины, легенды в обработке известных литераторов. Для детей старшего и среднего возраста выходил журнал «Маяк» (1909-1918).В ней печатался ЛевТолстой, Демьян Бедный и др.

Литература:

1. Афанасьев Б. Н. Александр Иванович Куприн.-М.,1972.

2. Киселев Б. Как Куприн А. И. писал рассказы о животных//В кн.: Куприн А.И. «Ю-Ю».-М.,1975.

3. Короленко В. Г.Дети подземелья. Слепой музыкант. Школьникам для подготовки к урокам литературы. - М., 2001.

4. Светов Ф. Короленко-детям// В сб.: Детская литература. - М.,1975.

5. Путилова Е.А .А. И.Куприн о детстве// В сб.: О литературе для детей. Вып 10 -Л.,1965.

 

Тема: Детская литература периода