II. ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ
I. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Прикладные исследования
Эмпирические исследования
Общая теория
Научная картина мира
Социальная инженерия
Прикладная социология
Теоретическая социология
Прикладная социология
Фундаментальная теоретическая социология
2) Макросоциология и Микросоциология
4) Всеобщий или высший уровень представляют общесоциологические теории
Средний уровень (амер. Р. Мертон)
Эмпирический или прикладной уровень
Частные, или специальные теории
Основные функции социологии
• теоретико-познавательная (гносеологическая); |
• описательная; |
• эмпирическая; |
• прогностическая; |
• функция социального проектирования и конструирования; |
• организационная; |
• управленческая; |
• инструментальная; |
• социального контроля; |
• идеологическая и т.д. |
НАБЛЮДЕНИЕ | ||
включенное | невключенное | |
ОПРОС | ||
АНКЕТИРОВАНИЕ - Анкета (франц. enquete - расследование) – опросный лист с заранее сформулированными вопросами. | ||
Вопросы: | ||
а) открытые и закрытые | б) прямые и косвенные | |
ИНТЕРВЬЮ (англ. interview - беседа) - устная форма опроса, беседа социолога с опрашиваемым. | ||
Интервью бывает: | ||
• свободное(непринужденная, но целенаправленная беседа) | • стандартизированными (ответы на заранее подготовленные вопросы). | |
В зависимости от масштабов | ||
Сплошной опрос | Выборочный опрос | |
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ (гр. analysis - разложение, расчленение) - всестороннее и тщательное изучение, обобщение и систематизация полученных первичных данных. - традиционный (качественный) - формализованный (количественный /контент-анализ/) | ||
ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum - проба, опыт) - проведение искусственногонаучного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. | ||
контролируемый | неконтролируемый | |
МОДЕЛИРОВАНИЕ (лат. modulus - образец) - изучение социальныхявлений по их теоретическому образцу (модели). | ||
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: статистика, факторный, латентно-структурный, корреляционный анализ, построение и анализ шкал различного рода, составление математических моделей. | ||
Структура социологического знания
Уровни методологии:
1. Общенаучная (относится к социологии в целом) 2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии) |
Разделы методологии:
1. Мировоззренческие и методологические принципы. 2. Учение о предмете социологии. 3. Знание о методах. 4. Знание о социологическом знании. 5. Знание о процессе социологического исследования. 6. История социологии и др. |
• знание об обществе как целостном социальном организме; |
• взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни; |
• знание о социальном составе населения страны и социальной структуре общества; |
• научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии; |
• научные представления и выводы о деятельности социальных институтов (государство, культура, семья и др.) |
• теории жизнедеятельности подсистем и отдельных элементов общества. |
Уровни знания: