Метод массового воздействия
Метод воздействия на группу лиц
Метод индивидуального воздействия
Представленный метод сводится к индивидуальному гигиеническому воздействию в процессе прямого или опосредованного общения между слушателями и рассказчиком. Этот метод дает оценку эффективности санитарно-гигиенического просвещения. К нему относятся:
-личная беседа;
-индивидуальный санитарно-просветительный инструментарий;
-индивидуальная консультация;
-телефонная служба;
-личная санитарно-просветительная корреспонденция.
Это метод дифференцированного воздействия на различные возрастные, половые и профессиональные группы. Эффективность определятся однородностью интересов группы, наличием обратной связи. К нему относятся:
лекции;
групповая беседа;
дискуссия;
викторина;
круговое гигиеническое обучение.
Это гигиеническое воздействие с помощью технических средств телевидения, радио, печати, театра, выставок и т. д. Эффективность воздействия затруднена, в связи с отсутствием обратной связи.
По типу пропаганды гигиеническое воспитание населения делится на:
- Метод устной пропаганды (лекция, беседа) см. практика.
- Метод печатной пропаганды.(Это газеты, журналы, брошюры, памятки, лозунги, листовки и т. д., освещающие медико-гигиеническую информацию).
- Метод изобразительной пропаганды.(плакаты, фотографии, таблицы, графики, почтовые марки, наклейки на спичечных коробках, конверты, календари и т. д.)
Из других средств санитарно-гигиенической пропаганды можно выделить санитарный бюллетень - это форма санитарной стенной печати.
Одним из направлений гигиенического воспитания является пропаганда здорового образа жизни, которая проводится через санитарно-просветительную работу..
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде
В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.
Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений
В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
- санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;
- санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.