Лекция №1 (2ч).
Красноярск 2012г.
Панова Н.А.
Преподаватель
Очной формы обучения
Акушерское дело
Конспект лекций
Заключение.
Человечество в своем стремлении к улучшению условий существования постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. Например, современный человек увеличил объем привычных для природы загрязнений настолько, что она не успевает их перерабатывать. Мало того, он стал вырабатывать такие загрязнения, для переработки которых в природе пока нет соответствующих видов, а для некоторых загрязнений, к примеру радиоактивных, их никогда и не появится. Поэтому “отказ” биосферы перерабатывать плоды человеческой деятельности неизбежно будет действовать как все более нарастающий ультимативный фактор в отношении человека. Поэтому будущее человека как биологического вида предсказуемо: экологический кризис и снижение численности.
По дисциплине «Гигиена и экология человека»
Специальность: 060501 Сестринское дело
Составила:
Тема: Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии
План:
1.Предмет гигиены и экологии человека.
2. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду.
3.Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.
4.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбнадзор), ее структура, виды деятельности, задачи, функции.
Предмет, содержание гигиены , место и значение гигиены
Гигиена– медицинская, профилактическая дисциплина. Она изучает закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Факторы окружающей среды изучают и другие дисциплины. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека.
Задача гигиены как науки состоит в том, чтобы путем проведения гигиенических мероприятий ослабить действие факторов отрицательного характера и усилить действие положительных факторов.
Содержание экологии человека, её разделы и задачи.
Гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, точнее с экологиейчеловека, которая изучает общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человека, влияние природной сферы на человека и группы людей.
Из определений наук “гигиена” и “экология” понятно, что эти науки изучают одни и те же явления, а именно влияние факторов окружающей среды на формирование здоровья населения. Но есть и отличие:
- экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье, а
- гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей
среды.
Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду.Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье.
Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Развитие гигиены идет по двум направлениям. С одной стороны, отмечается процесс ее дифференциации, который связывается с выделением из общей гигиены таких ее самостоятельных отраслей, как социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена, гигиена и токсикология полимерных материалов, космическая гигиена, авиационная гигиена.
С другой стороны, развитие гигиены идет и по пути интеграции. Гигиена развивается в тесном контакте с клиническими направлениями медицины, терапией, педиатрией, акушерством и гинекологией и другими отраслями.
В настоящее время из гигиены выделился такой курс, как валеология– наука, изучающая закономерности формирования высокого уровня здоровья.