Знания и навыки, требуемые исходя из роли в процессах».
Фрагмент матрицы
Профессиональные знания и навыки
Общие Компетенции
Стратегическое видение.
· Долгосрочное планирование.
· Стратегическое управление.
· Лидерство в осуществлении стратегического видения.
· Умение строить партнерские отношения.
· Навык планирования и организации работы.
· Развитие команды/командное лидерство.
· Умение видеть причины проблемных ситуаций.
· Умение быстро принимать решения.
· Умение решать проблемы.
· Стремление к самообразованию.
· Умение подавать информацию.
· Знание техники безопасности.
· Трудовая дисциплина.
· Качество/постоянное самообразование.
· Ориентация на клиента.
· Умение работать в команде.
· Ориентация на результат.
· Инициативность.
· Добросовестность, ответственность, уважение.
· Инженерное образование
· Экономическое образование и т.п.
Для каждой категории оценка состоит из параметров (как правило - столбцы «Квалификационной матрицы»):
· требования;
· соответствие;
· мероприятия по развитию;
· отметка о выполнении;
· оценка результативности.
При составлении матрицы «Знания и навыки, требуемые исходя из роли в процессах»составляется перечень процессов (табл. 1) и для каждого процесса (функции) сотруднику определяется:
1. роль (например Р- руководит; П- проверяет; О- отвечает, непосредственно выполняет работу; У- участвует в выполнении работы; И- получает инормацию о выполнении работы);
2. требуемые знания и навыки;
3. фактические знания и навыки;
4. соответствие;
5. мероприятия по развитию;
6. отметка выполнения;
7. результативность.
Таблица 1.
№ | Задачи | Функции и процессы. |
Основные | Перечень основных функций и процессов, связанных с производственной деятельностью сотрудника | |
1.1 | Перечень основных задач, связанных с основной производственной деятельностью сотрудника | |
1.2 | ||
1.3 | ||
1.4 | ||
… | ||
1.7 | Производственное планирование | |
1.7.1 | Создание плана выполнения заказа | |
1.7.2 | Создание консолидированного плана | |
1.7.3 | Внесение изменений в план | |
1.7.4 | Отметка фактического выполнения | |
1.8 | Закупки | |
Оценка и выбор поставщиков | ||
Входной контроль качества | ||
Административное управление | ||
2.1 | Разработка и корректировка целей в области качества | |
2.2 | Распределение ответственности и полномочий | |
2.3 | Развитие СМК | |
2.4 | Анализ процессов в подразделении | |
Управление ресурсами | ||
3.1 | Управление кадрами | |
Определение потребностей в кадрах | ||
Определение требований к квалификации кадров | ||
Планирование повышения квалификации и тренингов | ||
Управление документацией | ||
4.1 | Определение требований потребителя | |
4.2 | Управление рекламациями | |
4.3 | Управление документами СМК | |
4.4 | Управление записями по качеству | |
Измерение, анализ, улучшение | ||
5.1 | Анализ удовлетворенности клиентов | |
5.2 | Внутренние аудиты | |
5.3 | Мониторинг процессов | |
5.4 | Мониторинг продуктов | |
5.5 | Управление несоответствиями | |
5.6 | Мониторинг поставщиков | |
5.7 | Корректирующие действия | |
5.8 | Предупреждающие действия |
Особое внимание следует уделять способности персонала выполнять свои профессиональные обязанности, знанию работниками действующего законодательства, регламентов, стандартов и директивных документов, санитарных норм и требований техники безопасности, технических документов, касающихся их деятельности, и документов в области качества.
Рекомендуется разработка планов, программ обучения и повышения квалификации персонала всех категорий, в том числе руководителей, инженерно-технического персонала, рабочих. Содержание программ обучения определяется профессиональным составом слушателей и уровнем их подготовки в вопросах качества. В программы могут включаться такие вопросы, как:
· роль качества продукции в современных условиях;
· принципы функционирования системы менеджмента качества;
· методы обеспечения качества, в том числе статистические методы анализа, регулирования и контроля качества продукции;
· аудит поставщиков, систем качества;
· стимулирование персонала по обеспечению качества;
· методы оценки затрат на качество, анализа рисков, оценки рынка, требований потребителей, логистики и др.
Необходимо установить порядок получения практических навыков путем стажировки работников, порядок оценки их квалификации и допуска к работе. Необходимо увязывать возможность обучения, повышения квалификации, профессионального роста со степенью успешности выполнения работником своих профессиональных обязанностей. Такая связь является стимулом для работников к улучшению показателей своей работы. Для каждой категории работников должны быть разработаны и отражены в должностных инструкциях критерии оценки их работы. Должны быть разработаны программы подготовки вновь поступивших работников.
Рекомендуется развивать такие проверенные временем формы участия персонала в работе по улучшению качества продукции, как рационализаторская деятельность, работа кружков качества, рабочих групп по решению конкретных проблем, участие в днях качества и др.
Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать:
· здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;
· оборудование для процессов;
· службы обеспечения, например транспорт и связь.
Должны быть установлены требования к помещениям и способы их проверки. В производственных помещениях должно обеспечиваться соблюдение санитарных норм и правил техники безопасности и противопожарной техники. В частности, в помещениях должны быть системы оповещених об авариях и чрезвычайных ситуациях, пожаротушения, эвакуации персонала. Должны разрабатываться планы проверок состояних зданий, помещений, коммуникаций и их ремонта.
Большое внимание необходимо уделять правильному выбору, оценке состояния и ремонту оборудования и технологической оснастки (приспособлений, режущего, вспомогательного и измерительного инструмента). Этим должны заниматься специальные службы по утвержденным методикам. Например, необходимо разработать методику периодической оценки и обеспечения технологической точности оборудования (металлообрабатывающего, термического, сборочного, измерительного и др.), а также предусмотреть ресурсы для ее реализации. В организации должны быть разработаны графики по профилактическому техническому обслуживанию и ремонту оборудования и средств измерений и определены условия ввода в эксплуатацию нового оборудования, а также после ремонта и хранения.
Необходимо обеспечить соблюдение требований экологии. В организации должна быть обеспечена утилизация отходов производства и исключено загрязнение окружающей среды, определены структуры, ответственные за эти работы. Успешное решение этих вопросов повышает престиж организации и конкурентоспособность продукции.