Леонардо и Рафаэль

· Тайная вечеря. Евангелие, азбука высокого Возрождения. Идеально правильная, прямая перспектива. Принцип золотого сечения. Выделение геометрического центра – Христос на фоне окна. Фигуры апостолов. Впервые в изображении того сюжета Иуда включен в число апостолов, не противопоставлен им. Здесь Христос только что произносит «Один из вас предаст меня» и в эту же секунду апостолы реагируют. Эта реакция – вторая важнейшая составляющая трактовки этого сюжета Леонардо. Леонардо ходил по улицам Милана, делал много набросков – хотел поймать выражения лица, обозначающие тот или иной тип человеческой реакции. Речь не о психологизме, но обобщить то или иное выражение лица и возвысить его до уровня знака этой эмоции ему было важно. Все 12 апостолов реагируют по-разному. Если мы сложим эти 12 реакций, получится, что Леонардо искал в ходе своих зарисовок возможность разложить общечеловеческую реакцию на 12 составляющих – вновь выступает как аналитик, пытается обобщать. Эти 12 апостолов – некий обобщенный человеческий тип. По 6 человек с каждой стороны, сгруппированы по 3 человека. Внутри этих групп всё очень динамично. Но – гармония. Цветовые пятна тоже в гармонии.

· 1497 – Леонардо покидает Милан и возвращается во Флоренцию. Опять всё непросто в его жизни, не складываются отношения с окружающими. В этот момент он подписывает соглашение на создание портрета супруги богатого флорентийского купца Джоконда, жену звали Мона Лиза. Леонардо в 1503 году начинает эту работу. Проходят все сроки, женщине приходится позировать очень долго. Заканчивается работа в 1506 году, и почему-то в руки заказчика этот портрет так и не попадает. Бесконечные споры о том, кто это, о ее выражении лица и улыбке. Произведения да Винчи принципиально герметичны, мы не получаем ответов на многие наши вопросы. До конца мы не можем объяснить его задумку. Герметизм – закрытость от окончательной дешифровки. Хорошо известно, что в это время ЛдВ проявил особый интерес к вычитанному у Платона мифу об андрогинах. Возможно это ключ к рассуждению. Данный миф для ЛдВ – возможность поразмышлять о том, что такое человек вообще.

Знаменитое Леонардовская сфумата позволяет создавать перед нашими глазами эффект подвижной живописной поверхности.

Скорее всего Леонардо внутренне приходит к тому, чтобы показать и выразить кто такой человек – бесконечно сложный по своей внутренней организации и интеллектуальному устройству и бесконечно великий. Невозможно выразить эту сложность, можно только приблизиться к этому.

Но такая интерпретация выстраивается только на основе анализа его творчества и записных книжек, она одна из возможных. Она вытекает из его деятельности, интеллекта, особой аналитики.

Сфумата работает не только на портрет, но и на создание образа мира. По модели это портрет, развивающий традиции Кватроченто, но Леонардо идет дальше своих современников. Он создает образ некоего космоса, особого мира. Его сфумато окутывает элементы природы, пейзажа. Его предшественники пытались показать все элементы окружающего мира. Здесь тоже это есть, но другой уровень, более обобщенно.

Вероятно, ЛдВ сделал всё возможное, чтобы не отдать произведение заказчику. Он не расставался с полотном до конца жизни. Фактически после Моны Лизы он ничего принципиально значимого не создал. Конечно, он продолжал работать. Пытался переехать в Венецию, не вышло. Попадает в Рим, который к этому времени – центр художественной жизни Италии. Несколько лет Леонардо живет в Риме, пользуется покровительством важных кардиналов, работает в одном из помещений Ватикана. Но ничего сопоставимого с Джокондой он уже не создает.

· Единственное живописное произведение, которое он создает после Джоконды – «Иоанн Креститель». Но никогда до ЛдВ такой интерпретации ИК не существовало. Леонардо очевидно сам понимал, что Джокондой сказал всё, что мог. Другое направление. Появляется темный фон – мир уходит. Сложная композиция – основные линии расходятся (голова и рука), что нехарактерно для Ренессансной ментальности, тяготеющей к центру.

Конец творческого пути. В Риме у ЛдВ опять нет контактов с окружающими, мировоззренческий и творческий кризис. Продолжаются франко-итальянские войны. Его находит Франциск 1 – очень образованный и гуманистически ориентированный. Франциск 1 приглашает его переехать во Францию, за несколько лет до смерти навсегда покидает Италию. Уезжал с маленьким ларцом, в котором среди других вещей – Джоконда. 1519 – смерть ЛдВ. Джоконда остается во Франции.

Рафаэль Санти (1483-1520).Младший современник Леонардо. Вошел в историю искусства как создатель самых гармоничных произведений. Родился в Перуджи в семье ювелира. Учился у отца, поступил в мастерскую Перуджино.

Переезжает во Флоренцию и в 1502 пишет «Мадонна Конестабиле» (по имени владельца, у которого Эрмитаж купил эту картину). Влияние Перуджино чувствуется (плавность линий, спокойные пейзажи), но то, как юный Рафаэль решает композиционные задачи – свидетельство его гармонизиционного дара. Решает проблему круглого формата (такой формат называется тонда). Наклон головы Марии, наклон фигуры младенца Христа соответствуют плавности линий формата.

· Обручение Марии.Отсылает нас к «Передаче ключей Апостолу Петру». В центре – храм. Фигуры главных персонажей на переднем плане. В чем новаторство? Формат дает возможность убрать лишнее, сделать изображение более емким и концентрированным. + Если Перуджино мыслил линейно, то здесь – тяготение к синтезу. Фигуры как бы закругляются, подхватывают верхнюю часть композиции. Храм доминирует (рукотворная модель божественного мира), но пейзаж уходит в глубину, окружает храм (у Перуджино не так). Связь мира божественного и мира человеческого. Рафаэль уже готов к особому синтезу и переосмыслению открытий Кватроченто.

 

Рафаэль живет во Флоренции, знает о своем великом современнике. Он пытается у него учиться.

 

 

· Мадонна дель Грандука.Нащупывает свою любимую тему + впитывает все лучшее и важное в художественной жизни, в частности, сфумато Леонардо. Но нет той степени убедительности в использовании сфумато, к-ая есть у ЛдВ.

· Портрет Маддалены Дони

· Мадонна в зелени– здесь приходит к своему стилю. У него был особый дар изображать этот сюжет. Возникает ощущение цельности мира – мадонна и младенцы погружены в пейзаж, а не находятся на его фоне. Ощущение воздушной среды взято у Леонардо за счет дымки.

Рафаэль как истинный представитель эпохи художественного синтеза чувствовал и умел передать красоту окружающего мира. Но древние греки видели гармонию в математике и достигали ее за счет пропорций и расчетов. Они создавали идеал. Рафаэль с одной стороны обладал тем же мышлением – чувствовал музыкальность пропорций, роль идеальных линий. Но идеальное он не конструирует, а берет из окружающего мира. Задача художника – найти самое-самое совершенное в этом мире и возвысить его. Таким даром обладал Рафаэль.

 

 

· Прекрасная садовница.Здесь работает в другом ключе – контраст природной составляющей и фигур переднего плана, но так или иначе, особая возвышенность и плавность, умение изобразить не просто красиво, но в этом красивом зафиксировать нечто общечеловеческое и общезначимое.

Следующий период начинается в 1506 (?) году. Получает приглашение переехать в Рим. Рим в то время становится главным художественным центром Италии. Папа Римский – Юлий 2. Свою энергию он направляет на то, чтобы Рим стал главным художественным центром Италии. Ему советуют пригласить Рафаэля. Рафаэль получает заказ на фрески в Станца делла Сенья Тура (комната для подписи самых главных документов). Программу росписи продумывает сам Юлий 2. Фрески должны были рассказывать о величии человеческого духа.

4 фрески: сюжет, прославляющий поэзию, теологию, философию, юриспруденцию.

 

 

· Афинская школа.Главные античные философы. В центре – Платон поднимает руку вверх (черты лица ЛдВ), второй человек с рукой, направленной вниз, – Аристотель. Великий идеалист и великий материалист. Величие человеческого духа основано на синтезе идеализма (духовности) и материализма (то, что исходит из античности). Идеальная гармонизированность и равновесие. Архитектура отсылает нас к римским формам, но внутри – купол à синтез античного и средневекового.