Общая характеристика.

Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ.

Существует множество классификаций туристских ресурсов.

1. Туристские ресурсы подразделяются на две большие группы: непосредственные и косвенные.

К непосредственным туристским ресурсам относятся природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т.д.).

Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов, которые подразделяются на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

2. По функциональным качествам туристские ресурсы подразделяются на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важна и природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает, или, наоборот, снижает функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы и др.).

3. С точки зрения основных целей путешественников туристские ресурсы условно можно подразделить на 4 группы: культурологические; рекреационные; религиозно-культурологические; информационно-деловые. Перечисленные ресурсы определяют формирование базовых видов туристского бизнеса.

4. Существуют и другие классификации туристских ресурсов.

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться следующие туристские ресурсы.

Туристская территория, или акватория, – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. На базе природных лечебных ресурсов выделяют лечебно-оздоровительные и курортные местности, создаются курорты.

Туристские информационные ресурсы представляют собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. В сфере туризма информация становится главным ресурсом, поскольку главная цель туризма – получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе и людях. Вся эта информация воспринимается туристами во время путешествий в другие страны, регионы, города и села.

Основная ценность информации как туристского ресурса заключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, которые могут получить от нее туристы.

Требования, предъявляемые к туристским ресурсам. В самом идеальном варианте для создания туристских ресурсов к ним предъявляются следующие требования:

1. Объект должен быть доступен (транспортная и финансовая доступность). Кроме того, необходима достаточная информация о данном объекте. Отсутствие доступа к объекту резко ограничивает его использование в качестве туристского ресурса даже несмотря на его уникальность и мировое значение.

2. Важное значение придается комплексности объектов. У одиночных объектов (за некоторым исключением) гораздо меньше шансов стать туристским ресурсом по сравнению с группой интересных объектов.

Комплексно размещенные объекты способны притягивать туристов и стимулировать дальнейшее развитие окружающей территории для создания здесь крупной системы туризма.

3. Объект должен обладать привлекательностью для туристов – аттрактивностью; при этом объект может привлекать как своей красотой и экзотичностью, так и уникальностью. Без соблюдения этого принципа отнесение объектов к категории туристских ресурсов представляется невозможным.

4. Объект должен быть безопасным для туристов. Первостепенное значение придается охране объекта от вандализма. Большое значение имеет и степень сохранности объекта. Например, развалины старинного и легендарного в прошлом замка привлекут гораздо меньшее количество туристов, нежели дворец Ренессанса, находящийся в отличном состоянии.

5. Большое значение имеет и географическое положение объекта, например положение объекта на стыке природных ландшафтов и зон в сочетании с разнообразной культурной средой и богатым историческим прошлым территории.

6. Определяющее значение имеет происхождение объектов. Зачастую объекты естественного (природного) происхождения привлекают больше внимания, нежели объекты антропогенного происхождения. Однако некоторые объекты искусственного происхождения, созданные в последние десятилетия, способны привлекать многочисленных туристов.

7. Имеется особая группа объектов, являющихся одновременно туристским ресурсом и инфраструктурным объектом. Например, путешествие туристов на ретро-поездах предполагает использование поезда и как туристского ресурса, т.е. объекта туристского интереса, и как средства передвижения – инфраструктурного объекта.

 

ТЕМА: Свойства и характеристики туристских ресурсов.

Свойства туристских ресурсов.К основнымсвойствамтуристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные характеристики ландшафта; социально-демографические характеристики; потенциальный запас; способы использования. Специфическими свойствами туристских ресурсов являются целостность, емкость, надежность и др.

Целостность – неделимость туристских ресурсов и их элементов, существование их в определенной взаимосвязи.

Емкость определяется количеством туристов, которых может принять территория, располагающая туристскими ресурсами.

Надежность туристских ресурсов – свойство, определяемое всем комплексом социальных, экономических и политических условий в рамках туристских территорий.

Уникальность туристских ресурсов определяется их редкостью и исключительной привлекательностью для туристов из любого уголка земного шара.

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей.

Рекреационная ценность – возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов.

Известность – популярность тех или туристских объектов и комплексов среди туристов.

Экзотичность – степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.

Выразительность – степень взаимодействия объекта с окружающей средой, сооружениями, природой.

Сохранность – подготовленность объекта к организованному приему туристов.

Безопасность – свойство туристских ресурсов, выражающееся в отсутствии возможных негативных последствий от их использования туристами и местным населением.

Характеристики туристских ресурсов. По мнению И.И. Пирожника, важнейшими характеристиками туристских ресурсов являются:

· объем запасов (дебет источников минеральных вод; площадь туристских территорий; экскурсионный потенциал туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости туристских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;

· площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость или водные ресурсы территории; границы стойкого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные туристские территории, установить округа санитарной зоны;

· период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание стойкого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;

· территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обуславливающая тяготение туристкой инфраструктуры к местам их концентрации;

· сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;

· возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.

К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:

· использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.);

· усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т.п.)

· возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание);

· любительские занятия (рыбалка, охота).

 

 

ТЕМА. Кадастр туристских ресурсов

Кадастр туристских ресурсов – систематизированный свод сведений, включающий количественную и качественную характеристику природных и социокультурных объектов и явлений туристского назначения.

Важнейшая цель создания кадастра туристских ресурсов заключается в выявлении путей наиболее эффективного использования всех предпосылок развития туризма в пределах той или иной территории.

Виды оценки туристских ресурсов:

· количественная оценка ресурсов, позволяющая описать имеющиеся туристские ресурсы количественно, т.е. определить их объем и запасы;

· качественная оценка ресурсов, которая позволяет оптимизировать направления по использованию туристских ресурсов дестинации;

· анализ потенциальных возможностей использования ресурсов, т.е. определить рамки использования ресурсов, а также экономические, социальные и экологические последствия пользования туристских ресурсов.

Кадастровый учет следует вести в отношении трех основных групп туристских ресурсов:

1. ресурсы, формирующие туристский интерес (культурно-исторические ресурсы), которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристского продукта;

2. инфраструктурные ресурсы (градообразующая и градообслуживающая сферы);

3. природные ресурсы

При составлении кадастра должен быть соблюден ряд основных принципов: объективность (достоверность и обоснованность всех данных): непрерывность (систематическое обновление, уточнение и корректировка данных); наглядность (систематизация данных, их оформление). Таким образом, составление кадастра туристских ресурсов позволит выявить сильные и слабые стороны территории, как с точки зрения специалистов, так и с точки зрения туристов.

Таблица

Структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов

Вид ресурса Критерии оценки Лимитирующие факторы
Культурно-исторические ресурсы
Объекты туристского и экскурсионного показа Мировой уровень Норма пропускной способности объекта
Национальный уровень
Местный уровень
Инфраструктурные ресурсы
Средства размещения Классность (Звездность) Количество мест номерного фонда
Ориентированность предприятия по сегментам потребителя
Другие критерии
Предприятия питания Тип предприятия Количество накрытий
Классность предприятия
Кухонная направленность
Другие критерии
Транспортная инфраструктура Виды транспортной доступности Пропускная способность
Интенсивность движения
Другие критерии
Торговля Виды продукции Насыщенность рынка товарами
Другие критерии
Банковская система Виды услуг Кредитные способности банка
Другие критерии
Иная туристская инфраструктура Различная совокупность критериев Критерии возможности обслуживания
Природно-рекреационные ресурсы
Климатический фактор Режим осадков Режим воздействия
Циркуляция атмосферы
Ветровой режим
Другие критерии
Водный ресурс Вид ресурса Допустимая антропогенно-рекреационная нагрузка: технологическая и психологическая
Оценка берега
Характеристика дна
Санитарно-гигиенические характеристики
Применимость в развитии туризма
Другие критерии
Садово-парковый ресурс (парки, сады, скверы) Вид ресурса Экологическая пропускная способность
Тематика ресурса
Другие критерии

 

В таблице показаны важнейшие направления туризма в рамках определенной территории, позволяющие определить те ресурсы, которые будут включены в план и программу развития туризма.

Кадастр туристских ресурсов является одним из инструментов для комплексного планирования развития туризма в том или ином регионе.

ТЕМА: Значение туристской ренты при использовании природных ресурсов туризма.

Характеристики туристской ренты. Туристская рента рассматривается как реальный источник поступления дополнительных финансовых средств в бюджет страны, т.к. ресурсы туризма являются собственностью государства, а рента представляет собой превышение прибавочной стоимости над средней прибылью на капитал.

Ценность ресурсов туризма определяется как качественными характеристиками, так и их географическим положением по отношению к центрам туристского спроса. Чем комфортнее климатические условия, богаче природный и культурно-исторический потенциал территории и чем ближе эта территория расположена к географическим центрам туристского спроса, тем выше ценность ее туристских ресурсов.

Ценность туристских ресурсов туризма и ограничения природопользования, обусловленные соответствующим статусом, сказываются на величине ренты, формирующейся в результате хозяйствования на рекреационной территории. Поэтому туристская рента является основой механизма регулирования туристского природопользования, отражает экономическую ценность природных туристских ресурсов территории и зависит от строгости природоохранного режима.

Таким образом, туристская рента – это,

· во-первых, часть дохода от туристского обслуживания, получаемого за использование туристских ресурсов лучшего качества,

· во-вторых, фиксированная величина дохода от реализации туристского продукта или туристских услуг, которая направляется на инвестирование, возобновление и расширение ресурсной базы туризма.

Определение величины туристской ренты. Величина туристской ренты, образуемой в результате эксплуатации ресурсов туризма, формируется благодаря расходам туристов на потребление туристских товаров и услуг. Расходы на туризм состоят из расходов на проезд к месту отдыха и обратно, цены путевки, повседневных денежных расходов на потребление товаров и услуг во время отдыха. Затраты на отдых для туристов определяются как разностьмежду общими расходами за время отдыха и обычными расходами в месте жительства. Эта разность характеризует ценность отдыха туристов в конкретной местности и определяет дополнительные экономические затраты, которые осуществляет турист ради путешествия.

Следовательно, туристская рента – часть затрат населения на отдых, которые определяются платежеспособностью потребителей, развитостью фондов социального потребления и величиной туристского потока.

Величину туристской ренты можно определить, зная среднюю рентабельность продаж туристских товаров и услуг до уплаты налогов. В затратах на отдых туристов в рамках специализированных территорий величина туристкой ренты доходит до 25-30%.

Рентные платежи должны производить непосредственные организаторы туристского природопользования – производители услуг гостеприимства, находящиеся в пределах туристской территории; производители целевых туристских услуг, независимо от местоположения; неорганизованные туристы и экскурсанты.

Чаще всего рентные платежи представлены в форме различных сборов с туристов и туристских фирм.

Выгоды от использования рентных платежей заключается в следующем:

· Во-первых, замена традиционных налогов рентными платежами способствует внедрению эффективных методов организации труда и сбыта путевок; более рациональному использованию основных средств; совершенствованию программы обслуживания туристов; рациональному использованию природных ресурсов туризма.

· Во-вторых, рентные платежи способствуют сдерживанию капитальных инвестиций в территории с высоким уровнем развитости туристской инфраструктуры, а это ведет к привлечению капитала в развитие менее привлекательных для туристов территорий.

Принципы учета, распределения и использования туристской ренты:

1. Все туристские организации действуют в свободном рыночном пространстве, т.е. представляют потребителям свои услуги как товар по рыночным ценам на основе законов стоимости, спроса и предложения, конкуренции и тем самым осуществляют свою предпринимательскую деятельность, руководствуясь целями максимизации своего коммерческого успеха.

2. Предпринимательская деятельность туристских организаций в условиях рынка не исключает, а предполагает регулирование ее со стороны государственных органов власти и других институциональных организаций (прежде всего профсоюзов). Взаимоотношения между государственными органами власти и туристскими организациями оформляются в системе договоров.

3. В системе договоров (контрактов) между участниками правовых отношений одновременно определяются экономические и бухгалтерские издержки туристских организаций, а также социальные издержки органов власти, вызванные внешними эффектами.

4. В указанных выше договорах определяются также формы рентных платежей за туристские ресурсы. Формы этих платежей могут быть различными: а) платежи за туристские ресурсы, увязанные с величиной и качеством этих ресурсов на основе кадастровых оценок; б) платежи в форме твердых ставок из массы прибыли; в) платежи в виде процентных ставок от нормы прибыли или нормы рентабельности; г) платежи в форме фиксированной ставки с каждого рубля валовой выручки.

5. Ставка рентных платежей в современных российских условиях должна быть единой для всех туристских организаций на всей территории страны.

6. Долевое соотношение распределения ставок рентных платежей между субъектами прав собственности и субъектами хозяйствования в сфере туризма должно быть основано на принципах взаимной выгоды, социальной справедливости и учета национальных интересов России.

7. Введение рентных платежей на туристские ресурсы не дает оснований для увеличения цен и тарифов на туристские услуги, т.к. туристская рента – это следствие уже действующих цен на туристском рынке.