ДОСТУП К НОВЫМ ИСТОЧНИКАМ РЕСУРСОВ
ДОСТУП К НОВЫМ РЫНКАМ
ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Рост и развитие международного бизнеса вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:
1. Достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций привели к бурному росту взаимообмена информацией и идеями через границы государств, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах. Так, распространение спутникового и кабельного телевидения, а также Интернета способствует формированию глобального спроса на определенные товары или услуги. Глобальные сети телекоммуникаций позволяют менеджерам компаний координировать деятельность персонала по разработке, внедрению, производству и продажам продукции на многочисленных предприятиях по всему миру.
2. Правительства многих стран последовательно снижают барьеры для инвестиций и торговли, что открывает новые рынки для международных компаний. Так, большинство стран Восточной Европы приняли законодательные, акты, стимулирующие внешнеторговые операции и прямые инвестиции из-за рубежа.
3. Существует тенденция к унификации и объединению в рамках мирового сообщества.
За счет международной интеграции компании достигают разнообразные цели:
• доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров;
• доступ к новым источникам ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных;
• достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;
• экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение его эффективности, использование преимуществ вертикальной интеграции;
• снижение риска.
Эта цель достигается за счет преодоления правовых ограничений вхождения на зарубежный рынок, открытия благоприятных рынков с точки зрения каналов сбыта и поступления ресурсов, повышения эффективности использования производственных мощностей.
Одной из основных причин образования международной интегрированной структуры может являться установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьютеров, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в МНК.
Посредством международной интеграции компании получают возможность доступа к дополнительным, возможно — более дешевым, материальным, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам зарубежных стран.
На начальной стадии удовлетворяются потребности в сырье (комплектующих), производственных мощностях, зданиях, сооружениях, в финансовых ресурсах, а также потребности в персонале (за счет доступа к дешевой и квалифицированной рабочей силе, обеспечения предприятий кадрами линейных и функциональных менеджеров).
В современных условиях не менее важное значение приобретает доступ к информационным и технологическим ресурсам:
• знание национальной экономики, политики и культуры, условий и особенностей национальной деловой среды (местное законодательство, государственное регулирование);
• знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;
• передача знаний в области маркетинга и менеджмента;
• передача технических ноу-хау, доступ к новым технологиям, результатам научных исследований.