МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие формы международной кооперации, к числу кото­рых относятся:

• лицензионный договор — использование авторского права, товарного зна­ка, патента;

• сопроизводство — изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;

• контракт-менеджмент — передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;

• франчайзинг — выдача лицензии на определенную деятельность с предо­ставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологи­ческой поддержки;

• стратегический альянс — формальный или неформальный союз, создавае­мый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, по­вышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения «эффекта мас­штаба», либо с другими целями;

• совместное предприятие — одна из распространенных форм стратегическо­го альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и эконо­мически самостоятельными предприятиями;

• многонациональная компания — наиболее «жесткая» форма международ­ного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/ или других способах корпоративного контроля.

Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудниче­ству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или струк­тур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпора­тивной миссией каждой из них.

В широком смысле к МСА относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), со­глашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия). Таким образом, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном или не­формальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управ­ление и контроль за совместной деятельностью.

Международный стратегический альянс отличает:

• происхождение партнеров — по крайней мере, из двух различных стран;

• стратегическая значимость для каждого партнера.

Стратегическая значимость альянса для участников достигаетсяза счет межорганизационных соглашений, которые:

• компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников;

• соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;

• имеют целенаправленные «рациональные цели для связей одной фирмы с другой».

В прошлом союзы фирм, с точки зрения мотивации их создания, зачастую были ограниченными. В качестве цели могло ставиться достижение определен­ных объемов продаж на рынках отдельных товаров. Однако сегодня при создании альянсов компании все чаще ставят перед собой более глубоко иду­щие цели. Посредством сотрудничества фирма-участник может внедриться на новые рынки, получить доступ к новым технологиям, обеспечить экономию за счет «эффекта масштаба», преодолеть государственные и инвестиционные барье­ры либо быстрее, чем действуя самостоятельно и используя рыночные трансак­ции (сделки), либо дешевле, чем путем приобретения другой фирмы или слияния с ней.

Вне зависимости от формы и структуры всем альянсам присуща определенная интеграция между партнерами — в меньшей степени, чем при поглощении или слиянии, но в большей, чем при простых отношениях купли-продажи.

Какими свойствами должны обладать международные межорганизационные соглашения, чтобы их можно было классифицировать как МСА? Во-первых, ком­бинация ресурсов партнеров должна быть направлена на создание ценности, об­щая величина которой превышала бы ценность, созданную при раздельном использовании ресурсов. Такой тип синергии распространен во многих современ­ных видах деятельности, особенно в отраслях высоких технологий. Второй осо­бенностью является то, что две или более организации, объединенные для реали­зации согласованных целей, остаются независимыми после формирования альянса. В-третьих, фирмы-партнеры совместно делят выгоды от функциониро­вания альянса и осуществляют совместный контроль. Наконец, в-четвертых, орга­низации-партнеры оказывают постоянную поддержку одному или нескольким стратегическим направлениям деятельности альянса, например, развитию техно­логии, производству продукции и т. п.

Отметим, что ни один из партнеров по альянсу не может контролировать про­цесс принятия стратегических решений по широкому кругу проблем бизнеса дру­гим партнером (партнерами). В противном случае альянс перерастает в более интегрированную форму кооперации — финансово-промышленную группу с до­минирующей ролью головной компании.

Международные стратегические альянсы играют заметную роль в жизнедея­тельности ключевых отраслей мировой экономики. Это наглядно видно на приме­ре распределения по отраслям МСА, базирующихся в США6:

• производство компьютеров — 7,3%;

• фармацевтика — 6,8%;

• добывающая промышленность — 5,9%;

• автомобилестроение — 5,4%;

• продукты питания и напитки — 4,6%;

• аэрокосмическая промышленность — 4,1%;

• металлургия — 4,0%;

• телекоммуникации — 8,0%;

• индустрия развлечений — 6,2%;

• финансы — 5,3%;

• производство программных продуктов — 2,6%;

• электроэнергетика, газо- и водоснабжение — 1,9%.

Относительно высокая концентрация МСА в производстве компьютеров, фар­мацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности и сфере раз­влечений объясняется, в частности, тем, что компании ищут пути сотрудничества с целью снижения характерных для этих отраслей высоких издержек по входу в отрасль, высоких тарифных и/или нетарифных барьеров, значительных техноло­гических и операционных рисков.