Безударные гласные корня
ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ
ЛЕКЦИЯ № 6. Орфография и пунктуация
Типология заданий. Организация обобщающего повторения.
Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания
Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах могут быть посвящены как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Отобрать материал для повторения поможет знание структуры ЕГЭ по русскому языку1.
Экзаменационная работа по русскому языку содержит 7 заданий по орфографии,которые включают следующий материал:
• безударные гласные корня;
• правописание приставок; гласные и, ы после приставок;
• правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
• правописание суффиксов глаголов и прилагательных;
• н – нн в различных частях речи;
• слитное и раздельное написание не с различными частями речи;
• правописание служебных слов.
Рассмотрим типичные задания и теоретический материал, необходимый для их выполнения.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) Ак_демия, упр_стить, оз_ренный;
2) ок_лдовать, кр_стьянин, зап_тевать;
3) ум_лчание, сокр_тить, вд_ли;
4) доб_раться, обер_гающий, поб_режье.
Как видим, в приведенном задании встречаются слова с тремя орфограммами: 1) проверяемыми гласными в корне, 2) непроверяемыми гласными, 3) чередующимися гласными в корне. Исключив ряды, в которых есть слова с чередующимися и непроверяемыми гласными, получаем ответ: 3) умолчание – мо'лча, сократить – кра'ткий, вдали – да'ль.
Следует помнить, что правописание безударной гласной в корне глагола совершенного вида нельзя проверять подбором соответствующего глагола несовершенного вида с ударным корневым гласным и суффиксами -ывать, -ивать. Например, гласный в корне глагола опоздать следует проверять однокоренным наречием по'здно, но не глаголом опаздывать).
Правописание приставок.
Гласные и, ы после приставок
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) Пр_ломление, пр_глашение, пр_умножить;
2) по_стежка, на_почечник, о_дача;
3) ни_провергать, во_хождение, бе_церемонный;
4) пост_ндустриальный, от_скать, сверх_нтересный.
Необходимо повторить следующие орфограммы: 1) выбор букв з и с на конце приставок, 2) выбор букв е и и в приставках пре-и при-; 3) выбор букв ы и и после приставок.
Наиболее сложными для учеников оказываются слова с приставками пре- и при-, поскольку далеко не все из них подчиняются известным правилам. Во многих заимствованных словах пре- и при- входят в корень. Написание этих слов следует запоминать:
ПРЕ- Преамбула Презент Президент Президиум Преимущество Прекословить, беспрекословный Прелюдия Премьера Пренебрежение, пренебречь Преодолеть Препарат Препинания (знаки) Препирательство Препятствие Прерогатива Пресловутый Пресмыкаться Престиж Престол Претендент Претензия Прецедент | ПРИ- Прибаутка Привередничать, привередливый Привидение (призрак) Привилегия, привилегированный Привычка, привычный Пригожий Приличие Примерный Примирить, непримиримый Примитив, примитивный Приоритет Присягать, присяга Притязать, притязание Приурочить Прихотливый, неприхотливый |
Обязательно обращаем внимание на близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова:
притворить дверь – претворить планы в жизнь;
радиоприемник – правопреемник;
приступить к делу – преступить закон;
привратник – превратности судьбы;
приходящая няня – непреходящий успех;
приемлемый вариант – преемственность;
прибывать в город – пребывать в неволе.
Повторяя правописание букв ы, и после приставок, обязательного оговариваем, что замена и на ы после русских приставок на согласный происходит не только в исконных, но и в заимствованных корнях: июль – предыюльский, инфаркт – предынфарктный. Запоминаем исключение – взимать.
Правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?
1) Помаш_шь, науч_нный;
2) вынес_шь, немысл_мый;
3) заплат_шь, изуча_мый;
4) усил_вший, подхвач_нный.
Для успешного выполнения этого задания требуется умение определить часть речи и отнести слово к одной из трех проверяемых орфограмм: 1) личное окончание глагола, 2) гласная в суффиксе причастия, 3) гласная перед суффиксами -л-(глагол), -в- (деепричастие), -вш- (действ. причастие).
Повторение необходимо начинать с определения спряжения глагола, поскольку правописание причастий также основано на этом умении.
Действительные причастия настоящего времени (что делающий?) | |
Образованы от глаголов I спряжения пишется -ущ-, -ющ- писать – пишущий стелить– стелющий | Образованы от глаголов II спряжения пишется -ащ-, -ящ- видеть – видящий клеить – клеящий Исключение: брезжить – брезжущий |
Страдательные причастия настоящего времени (кем делаемый?) | |
Образованы от глаголов I спряжения Пишется -ем- читать – читаемый копать – копаемый Исключение: двигать – движимый | Образованы от глаголов II спряжения Пишется -им- видеть – видимый слышать – слышимый |
Страдательные причастия прошедшего времени (кем деланный? кем сделанный?) | |
Образованы от глаголов на -ать, -ять Пишется -а-, -я- акопать– закопанный запаять – запаянный | От всех остальных Пишется -е- склеить – склеенный спилить – спиленный |
Наибольшую сложность представляют страдательные причастия прошедшего времени, поскольку правописание их суффиксов ориентировано не на спряжение исходного глагола. Кроме того, следует различать сходно звучащие слова, образованные от разных глагольных основ: пристрелянное ружье – пристреленный хищник; выкачанная вода – выкаченная из подвала бочка; замешанный в преступлении – замешенное тесто; вывалянный в грязи – вываленный в грязь.
Перед суффиксами -л-, -в-, -вш- в глаголах, деепричастиях и причастиях пишется та же гласная, что и в инфинитиве:
клеИть – клеил – склеив – склеивший;
лаЯть – лаял – залаяв – лаявший;
видЕть – видел – увидев – увидевший.
Правописание суффиксов
глаголов и прилагательных
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?