Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя

Дарственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком

Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Государственная Дума РФ является нижней палатой Парла

мента РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Госу0

на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран

гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать

в выборах.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанав

ливается федеральным законом: 225 депутатов избираются по од

номандатным избирательным округам, образуемым в субъектах

Федерации. Остальные 225 депутатов Государственной Думы из

бираются на основе системы пропорционального представи

тельства по общефедеральному избирательному округу.

В статье 103 Конституции РФ определены те полномочия Госу0

дарственной Думы, которые она осуществляет самостоятельно,

независимо, в частности, от согласия другой палаты Федерально

го Собрания РФ — Совета Федерации. Конечно, в ряде случаев

осуществлению Государственной Думой указанных полномочий

должно предшествовать какоето юридическое событие или

юридический факт, включая действия других государственных

органов, однако решение Государственной Думы ни от воли,

ни от действий этих органов не зависит. Оно представляет собой

властный акт и обладает юридической силой.

Эти полномочия Государственной Думы обеспечивают, в част

ности, осуществление ею парламентского контроля.

Правительства РФ.Данное полномочие Государственной Думы

предусматривает ее участие в формировании Правительства Рос

сийской Федерации.

Кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ

представляет в Государственной Думе либо сам Президент РФ,

либо его полномочный представитель. Государственная дума рас

сматривает представление в течение последующей недели.

В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение

недели вносит новую кандидатуру, вопрос о даче согласия на ко

торую решается в том же порядке. При двукратном отклонении

представленных кандидатур Президент РФ вправе представить

третью, вопрос о которой решается в том же порядке.

Нельзя, однако, не отметить, что положения регламента Госу

дарственной Думы, по существу, запрещающие Президенту РФ

представлять в случае отклонения повторно ту же кандидатуру, не

могут считаться для него обязательными, так как регламент

внутренний акт Государственной Думы. Другое дело, что из ч. 4

ст. 111 Конституции РФ следует, что из трех максимально воз

можных представлений не менее двух должны относиться к раз

ным кандидатурам.

2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ. Полномочие,

записанное в комментируемом пункте, дает Государственной Ду

ме возможность, хотя и в ограниченной мере препятствовать

осуществлению нежелательной для нее политики Правитель

ства РФ. Данная конституционная норма тесно связана с положе

ниями п. «в» ст. 83, п. «б» ст. 84, ч. 1 ст. 109, ч. 3 и 4 ст. 117 Кон

ституции РФ.

Вотум недоверия Правительству РФ означает правительст

венный кризис. Он может быть разрешен либо отставкой Пра

вительства РФ и созданием нового, которое пользовалось бы

доверием Государственной Думы, либо роспуском Государст

венной Думы и избранием новой, с которой Президент РФ лег

че нашел бы взаимопонимание в вопросе о кандидатуре главы

Правительства РФ и, соответственно, о правительственной по

литике.