Народовластие как основа конституционного строя и формирования социального государства
Политические основы
Средиполитических основ конституционного строя РФ,относящихся к осуществлению государственной власти можно назвать следующие:
= народ — носитель суверенитета и единственный источник власти, он осуществляет свою власть непосредственно (на референдуме,на свободных выборах, в других формах) через органы государственной власти и через органы местного самоуправления;
= государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды;
= государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти;
= государственная власть разделена на законодательную,исполнительную и судебную;
= органы законодательной,исполнительной и судебной власти самостоятельны;
= предметы ведения и полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов разграничены (Конституцией РФ,Федеративным договором1992 г.и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий);
= захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону;
= Российская Федерация — светское государство (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом);
= идеологическое многообразие, при котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
= политическое многообразие и многопартийность,при которых все общественные объединения равны перед законом.
В РФ единственный источник власти - народ.
Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.
Местное самоуправление(ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселений и других территорий)осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответственность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти1.
Элементы народовластия в РФ:
1) коллективный субъект - граждане РФ;
2) объект - власть.
Формы народовластия:
1) непосредственная (прямая) демократия;
2) представительная (косвенная) демократия.
Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2)выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления,инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в РФ проводятся на основе:
1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.
В зависимости от содержания институты прямой демократии могут быть:
1) способ принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.
Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Органы представительной демократии:
= высшие коллегиальные органы законодательной власти(Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
= единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Формыкосвенного народовластия; 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.
Референдум
Высшимнепосредственным выражением власти народанаряду со свободными выборами являетсяреферендум.Референдум — это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всеобщего голосования.
Референдум проводится на всей территории России на основе принципов:
·
o всеобщего голосования;
o прямого голосования;
o равного голосования;
o тайного голосования.
В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:
1) превентивный (дозаконодательный);
2) утверждающий(послезаконодательный).
По порядку проведения могут быть референдумы:
1) обязательные;
2) факультативные.
Виды референдума в зависимости от территории:
= всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);
= референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);
= местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).
Исключается проведение референдума:
a) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, и в течение трех месяцев после их отмены;
b)повторно в течение года после дня официального:обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Политическая система —совокупность институтов, оказывающих какое-либо влияние на осуществление государственной власти, а также характер взаимоотношений между этими институтами. К ним относятся:
≈ государственные институты(парламент, правительство и др.);
≈ общественные институты(политические партии, другие общественные объединения и др.);
≈ иные (средства массовой информации и др.).
Общественные объединения
Важным элементом политической системы РФ являютсяобщественные объединения,посредством которых граждане принимают участие в решении государственных и общественных дел. Конституционные основы их правового положения следующие:
» каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
» никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
» гарантируется свобода деятельности общественных объединений;
» запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
» общественные объединения равны перед законом.
Деятельность общественных объединений регулируется федеральными законами.
Граждане вправе:
1. создавать общественные объединения без предварительного разрешения властей;
2. вступать в них на условиях соблюдения их уставов;
3. выходить из них беспрепятственно.
Учредителями общественного объединения (их должно быть не менее трех) могут быть совершеннолетние граждане и общественные объединения, которые на своем собрании, съезде или конференции принимают устав объединения,формируют его руководящие и контрольные органы.
Членами общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, которые вступают в него по заявлению и приобретают права (избирать, избираться, контролировать избранных) и обязанности (платить членские взносы, принимать в чем-то участие и др.).
Участниками общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, принимающие участие в его деятельности или отдельных акциях без обязательного оформления своего участия, если иное не предусмотрено уставом объединения.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских — достигшие 8 лет.
Право юридического лица приобретают только зарегистрированные общественные объединения, а политические объединения подлежат регистрации в обязательном порядке. При этом регистрируются:
- общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ) имеждународные в Минюсте РФ;
- межрегиональные(действующие на территории менее половины субъектов РФ) — в органе юстиции топ субъекта РФ, в котором находится руководящий орган объединения;
- региональные(действующие на территории одного субъекта РФ) и
- местные (действующие в пределах территории муниципального образования) — в органе юстиции соответствующего субъекта РФ.
Основные виды общественных объединений:
=политические партии (выражают политическую волю своих членов и реализуют ее через своих представителей, избранных в органы власти);
=массовые движения (преследуют политические и иные цели, не имея фиксированного членства);
=профессиональные союзы (представляют и защищают интересы своих членов во взаимоотношениях сгосударственными органами, хозяйственными организациями и иными объединениями);
=организации (женские, молодежные, детские, ветеранов, инвалидов и др.);
= общества (научные, технические, культурные, спортивные и др.);
=союзы (творческие, ветеранские и др.);
= землячества.
Организационно-правовые формы общественных объединений:
* общественная организация — основанное на членстве общественное объединение,созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей на основе совместной деятельности;
* общественное движение— состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели,поддерживаемые его участниками;
* общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не запрещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;
* общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение,ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;
* орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение социальных проблем,возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей объединения.
Политические общественные объединения — общественные организации и движения, в уставных целях которых закреплены участие в выборах в органы власти, участие в организации и деятельности этих органов. Политическим не может быть признано общественное объединение:
a) зарегистрированное в качестве профсоюза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;
b) созданное для реализации неполитических интересов;
c)преследующее цели извлечения прибыли и распределенияее между своими членами и (или) учредителями;
d) допускающее в соответствии со своим уставом принадлежность к нему граждан только по профессиональному,национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежатьк политическим общественным объединениям, а также иностранных лиц;
e)неполитический характер которого специально оговорен федеральным законом.
Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя, таким образом, новые общественные объединения.